Величины. Длина.
Цель: закрепить представление о величине длина, полученные на предыдущих уроках, способность к измерению с помощью линейки длины отрезка (в том числе и стороны многоугольника).
Задачи:
- образовательная: тренировать автоматизированный навык счёта в пределах 9, способность к решению текстовых задач, в том числе задач на нахождение периметра многоугольника.
- развивающая: развивать математическую речь, логическое мышление, внимание, память, умение работать по алгоритму.
- воспитательная: воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил.
Познавательные УУД: добывать новые знания, задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; решать задачи; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.
Регулятивные УУД: выделять, фиксировать и проговаривать последовательность предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; высказывать своё предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи; работать по инструкции, по предложенному учителем плану; определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе общеклассной дискуссии.
Оборудование урока: Учебник Л.Г. Петерсон «Математика для 1 класса», презентация к уроку, геометрические фигуры для работы в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
- Обратите внимание на экран. Что здесь написано? Per aspera ad astra. (Слайд)
- Почему вы не смогли ни прочитать, ни сказать, что это значит? (Ответы детей.)
- Чтобы что-то узнать, чего-то достичь, надо много потрудиться! Высказывание на экране - латинская пословица. Она переводится так: «Через тернии к звездам».
- Что такое тернии? (Препятствия.)
- Что такое звезды? (Успех, знания.)
- Случайно ли я девизом сегодняшнего урока выбрала этот? (Нет, нам предстоит 4 года сквозь тернии пробиваться к успеху.)
- На уроке мы совершим путешествие в космос (Слайд), захватив свои рюкзачки и бортовые журналы, будем перелетать от одной планеты к другой, преодолевать одно препятствие за другим, будем двигаться к своей цели, преодолевать какой-либо путь. По-другому путь - расстояние.
Тема нашего урока: Величины. Длина. (Слайд)
- Открыть бортовые журналы, записать дату полета!
Дети записывают дату в тетрадях.
– Записи надо делать четко, разборчиво, чтобы их смогли читать все космонавты.
II. Актуализация знаний
- Для того, чтобы узнать на чём мы полетим, необходимо выполнить вычисления и воспользоваться буквенным ключом. Считайте устно, а ответы записывайте в тетрадь.
К 8 – 5 + 1 (4) А 9 – 4 – 2 (3) Е 4 + 3 – 2 (5)
А 5 + 1 + 2 (8) Т 3 – 2 + 6 (7) Р 6 + 2 – 7 (1)
Дети выполняют задание. (Слайд)
- Запишите ответы на второй строчке в порядке возрастания. (1, 3, 4, 5, 7, 8.)
- Что объединяет данные числа?
- На какие 2 группы можно разделить данные числа?
- Какое слово получилось? (Ракета.)
- Мы будем строить космическую ракету из набора геометрических фигур.
На экране высвечиваются геометрические фигуры. (Слайд)
- Какие фигуры вы видите? (Треугольники, прямоугольник, круг, ломаная.)
- На какие группы их можно разбить? (На замкнутые и незамкнутые.)
- Как вы думаете, из каких геометрических фигур будет состоять наша ракета? (Ответы детей.)
- Открываем конструкторское бюро. Постройте ракету из геометрических фигур. Работаем в парах. (Дети выполняют задание.)
- Итак, экипаж к полету готов?
- Внимание! Пристегнуть ремни! Мы отправляемся в полёт.
- Начинаем отсчет дружно, все вместе. 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!
III. Работа по теме урока
- Посмотрите на карту нашего путешествия. Какую фигуру вам напоминает наш маршрут? (Четырехугольник.) (Слайд)
- Давайте измерим, чему равны стороны четырёхугольника в №1 на странице 4.
Страница 4 №1
- Рассмотрите четырёхугольник. (Слайд)
- Как он называется? (АБВГ)
- Чем являются стороны многоугольника? (Отрезками.)
- Давайте измерим стороны четырёхугольника. О какой величине идёт речь? (О длине.)
- Что такое длина? (Длина – величина, характеризующая протяжённость предмета.)
- Назовите единицы измерения длины?
- Измеряем стороны и записываем в тетрадях и на доске:
АБ = 1 см ВГ = 3 см
БВ = 5 см АГ = 4 см
- Сравните длины сторон. Что о них можете сказать о длинах сторон? (Они разной длины.)
- Назовите самую длинную сторону. (БВ.)
- Назовите самую короткую сторону. (АБ.)
- Посмотрите на экран. Что видите? (Число, цифры.) (Слайд)
- А вот это? (Дата, год.)
- Это величина – время, единица измерения – год. Именно в 1969 году первые люди спустились на поверхность Луны. Это были американские астронавты Нейл Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин.
Если посмотреть на Луну в телескоп (Слайд), то видно, что её поверхность состоит из кратеров, лунных морей, борозд, горных цепей и куполов. И если присмотреться, то мы увидим, что форма лунных образований похожа на различные геометрические фигуры.
Страница 4 №2 (Слайд)
- Теперь назовите фигуры, которые вы видите в этом задании. (Квадрат, треугольник, шестиугольник.)
- Измерим стороны фигур.
1 ряд – измеряет стороны квадрата.
2 ряд – измеряет стороны треугольника.
3 ряд – измеряет стороны шестиугольника.
Квадрат
- Чему равны стороны квадрата. (3 см) Что такое квадрат?
- Квадрат – это фигура, у которой всегда стороны равны.
Треугольник
- Что заметили? Чему равны стороны треугольника. (4 см)
- Всегда ли стороны у треугольника равны? (Нет.)
- Треугольник, у которого стороны равны, называется равносторонним.
Шестиугольник
- Что заметили? Чему равны стороны шестиугольника? (2 см)
- Шестиугольник, у которого стороны равны и углы равны, называется правильным многоугольником.
IV. Физкультминутка (Слайд)
- Ребята, вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку? Даже в полете они находят время для спортивных упражнений.
Физкультминутка для глаз
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.
V. Работа по теме урока
Мы прилетели на планету Марс. (Слайд)
- Марс – планета Солнечной системы, четвёртая от Солнца.
- Авторы учебника предлагают в № 3 нам четырёхугольник. А как называется такой четырёхугольник? (Прямоугольник.) (Слайд)
Страница 4 №3
- Я утверждаю, что у прямоугольника все стороны равны, поэтому я могу назвать его равносторонним. Докажите права я или не права.
- Посмотрите на стороны АБ и ВГ. Что вы можете о них сказать?
Как они расположены по отношению друг к другу? (Напротив.)
- Измерим их. (АБ = ВГ = 2 см)
- Какой вывод мы можем сделать? (Противоположные стороны у прямоугольника равны.)
- Посмотрите на стороны БВ и АГ. Они противоположные? (Да.)
- Можем ли мы утверждать, что они равны?
- Измерим их. (БВ = АГ = 2 см)
Вывод: противоположные стороны у прямоугольника равны.
- Верно ли моё утверждение? (Нет.)
VI. Закрепление темы урока
- Внимание всем экипажам! (Слайд) Наши космические корабли попали под метеоритный дождь. Чтобы преодолеть возникшее препятствие, необходимо выполнить следующие задание.
Страница 4 №4 (Слайд)
- Измерим сумму длин сторон многоугольников.
- Как это называется в математике? (Периметр.)
- Первая фигура, это… (прямоугольник). Сколько нужно измерить сторон у прямоугольника. (2)
- Вторая фигура, это… (треугольник). Можно здесь измерить только одну сторону? Сколько измерений нужно сделать? (3)
2 ученика работают у доски. (Находят периметр прямоугольника и треугольника.)
Проверка по эталону.
- Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданиями, корабли без потерь прошли метеоритный дождь.
- Посмотрите на экран. 5 + 2 … 2 + 5 (Слайд)
- Запишите и сравните.
5 см + 2 см … 2 см + 5 см
- Чем похожи записи?
- Чем отличаются?
Вывод: Именованные числа можно складывать, вычитать и сравнивать как и простые числа, но в одинаковых единицах измерения.
- Молодцы! Летим дальше. Мы прибыли на планету Юпитер. (Слайд) Это самая большая планета Солнечной системы. (Вылетают звезды - слоги «ЗА» «ДА» «ЧА».)
- Составим слово. (Задача.)
- Посмотрите, что это? (Задачи.) (Слайд)
- Какие задачи? (Прямая и косвенная.)
- Что такое косвенная задача?
- Составьте выражения к задачам.
Страница 4 №5
- Решим задачу в №5. (Слайд)
Работа с текстом задачи.
Чтение задачи хором.
- Прочитайте вопрос задачи. Какого вида задача? (Задача на нахождение части.)
- Что неизвестно в задаче? (Неизвестна третья сторона.) Отметьте на схеме.
- Что показывает число 7? (Периметр.)
- Чем является периметр в задаче? (Целым.)
- Что показывает число 2? (Длина первой и второй стороны – части.)
Заполняем схему в тетради и на доске. (Ученик у доски.)
-Что находим? Как?
Решение в тетрадях и на доске: 7 – 2 – 2 = 3 (см)
Запись ответа.
- Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться на Землю, где нас любят и ждут. (Слайд)
VII. Итог урока
- Во время полета мы сделали фотографии. (Слайд)
Дети рассматривают фотографии.
- На каких планетах побывали?
- Что нового узнали на уроке? (открытия, выводы) Чему научились?
- Часто говорят, что космический полет – это подвиг. А к подвигу готовятся. Мы сегодня узнали много нового, преодолели различные препятствия, прошли путь через тернии к звёздам, к знаниям. (Слайд)
- Спасибо за урок!