Открытый урок математики в 1 а классе
Учитель: Селиванова Т. П.
Тема: Величина. Длина (программа «Школа-2100»).
Цель урока: знакомство с новой величиной – «длина».
Задачи урока:
- Знакомство с понятиями: величина, длина, измерения величин, единица измерения;
- Установление общего принципа измерения величин на примере измерения длин отрезков;
- Знакомство с различными старинными единицами измерения длины (шаг, локоть, сажень, ладонь, фут, дюйм). Практическое измерение длин этими единицами;
- Развивать навыки оценивания своей работы, рефлексии;
- Воспитать чувство взаимопомощи при работе в парах, группах;
- Развивать познавательную активность учащихся.
Оборудование: индивидуальные карточки с отрезками, таблички «величина», «длина», «вкус», цвет», «форма», две полоски из цветной бумаги красного и зеленого цвета, карточки со знаками «<», «>», «=», мультфильм «38 попугаев», яблоко, лимон, задания для практической работы, ИКТ.
I.Организационный момент
Учитель: Доброе утро дети, поприветствуем друг друга и наших сегодня гостей.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В первом классе учимся!
Всё у нас получится.
Учитель: Садитесь, урок математики.
II. Актуализация знаний
Учитель: Отгадайте загадки:
- Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
Желтый мундир,
Кислая подкладка
Сахаром посыплешь,
Будет тебе сладко.
(Лимон)
Учитель показывает детям яблоко и лимон.
У.- Какие свойства имеет яблоко?
Д.- Цвет- красный, форма - круглая, вкус - сладкий.
У.- Какие свойства имеет лимон?
Д.- Цвет желтый, форма овальная, вкус кислый.
Учитель открывает слова на доске:
III. Объявление темы и цели урока
У.- Мы изучаем такие свойства предметов, которые можно сравнить с помощью знаков больше, меньше, равно. Эти свойства называют величинами.
Учитель прикрепляет на доску карточки.
Постановка проблемного вопроса и создание проблемной ситуации
У.- Скажите, можем ли мы определить какой цвет больше красный или желтый?
Д.- Нет.
У.- Значит, цвет нас сегодня не будет интересовать, цвет не является величиной (учитель убирает табличку со словом «цвет»).
- А можно ли сказать, чей вкус меньше - лимона или яблока?
Д.- Нет. Убираем табличку со словом «вкус».
У.- Можно ли сравнить форму предметов? Какая больше - овальная или круглая?
Д.- Тоже нет. (Убрать табличку со словом «форма»).
Вопрос-помощник.
У.- Подумайте, а какие свойства есть у линейки?
Д.- Цвет, форма, длина.
Учитель прикрепляет на доску табличку
У: Это и будет тема нашего урока.
У: Поставим цель себе на урок (чему мы хотим научиться).
Дети формулируют себе цель, из которой вытекают этапы урока.
1. Выясним, что такое длина.
2. Узнаем правило измерения величин.
3. Познакомимся со старинными единицами измерения.
4.Выполним практические задания в тетради.
5. Оценим результаты своей работы.
У.- Давайте проверим, является ли величиной длина?
-Кадр из какого мультфильма вы видите?
(Отрывок из мультфильма «38 попугаев»).
У.- Что измеряли у удава?
Д.- Длину.
У.- Что такое длина?
Д.- Длина – это протяженность линии или расстояние между её концами.
(Дети смотрят определение слова в разных источниках)
У.- Чему равна длина удава?
(Д.- 2 слоненка, 5 мартышек и 38 попугаев и одно попугайское крылышко.)
У.- Сравните длину удавов у вас на парте? Какой их них длиннее? (С помощью наложения предметов друг на друга или с помощью линейки).
Д.- Зеленый больше, чем желтый.
У.- Мы измерили длину удавов и можем между ними поставить знак >. Является ли величиной длина?
Д.- Да. Так ее можно измерить и сравнить с помощью знаков больше, меньше, равно.
Учитель ставит стрелку на доске от величины к длине.
Д. –Отрезок б.
У. – Как вы определяли?
Д.- На глаз.
У. – На глаз не точное определение. У меня есть красная полоска, может она нам поможет измерить длину. Кто мне хочет помочь?
1 ученик у доски.
У. – Сколько раз содержится красная полоска в отрезке а?
Д. – Два раза.
На доске а= 2 к (отрезок а содержит две красных полоски)
У. –Сколько раз содержится красная полоска в отрезке б?
Д. – Три раза.
На доске б= 3 к (отрезок б равен трем красным полоскам)
У. – Теперь я могу сказать какой отрезок меньше?
Д. –Отрезок а< б
У. –А теперь измерим отрезок б зеленой полоской. (Зеленая полоска больше чем красная)
1 ученик у доски.
У. –Сколько раз поместилась зеленая полоска в отрезке б?
Д.- 2 раза. б=2 з ( отрезок б содержит две зеленых полоски)
У. –Сравним надписи на доске
а=2 к
б=3 к
б= 2 з
Д. – Посмотрите, отрезок а равен двум полоскам и отрезок б равен двум полоскам, значит а=б, а мы только что говорили, что а<б. Где же ошибка?
Д. – Мы измеряли разными отрезками, зеленый отрезок больше, чем красный.
У. – Наложим отрезок а на отрезок б. Получилось, что а < б.
Правило: Чтобы правильно сравнить два отрезка, нужна единая мерка.
IV.Физминутка (зарядка для хвоста)
V. Историческая справка
У.-А теперь мы с вами совершим небольшое путешествие во времени.
У. – Посмотрите на слайд и скажите: «Какими единицами пользовались в древности?»
Д. – Сажень, локоть, ладонь, фут, дюйм, шаг.
У.- Объясните, что обозначают данные мерки.
Шаг - средняя длина человеческого шага, примерно 71 см.
Ладонь - мера длины, первоначально равна ширине ладошки.
Локоть - единица измерения длины, примерно равна расстоянию локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки (от 38 до 47 см).
Дюйм – старинная мера длины, равная длине фаланги большого пальца (2,5 см).
Фут – мера длины, равная длине человеческой ступни (30-40 см).
Сажень- это длина двух раскинутых в сторону рук, то есть расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой при разведенных в сторону руках (2,16 м).
У. Теперь поработаем в группах.
У. – Проведем эксперимент. Каждая группа будет пользоваться совей меркой.
1 группа - длина класса (шаг)
2 группа- ширина парты (ладонь)
3 группа - длина классной доски (локоть)
4 группа- длина карандаша (дюйм)
5 группа - длина скакалки (фут)
6 группа- длина шарфика (сажень)
Результаты работы заполняются в таблицу:
Группа
1 ребёнок
2 ребёнок
3 ребёнок
4 ребёнок
5 ребёнок
6 ребёнок
1 Длина
класса (шаг)
2Ширина парты (ладонь)
3Длина классной доски (локоть)
4Длина карандаша
(дюйм)
5Длина скакалки
(фут)
6Длина шарфика
(сажень)
У. – Почему расстояние одинаковое, а результаты разные?
Д. – У Миши шаг больше, чем у Даши и т. д.
У. – То, есть у них разные мерки. Одинаковые ответы получали люди, пользуясь такими мерками?
Д. – Нет.
У. – Сравнивать длины можно только тогда, когда есть единая мерка.
VI. Практическое измерение длин отрезков (презентация)
1. Самостоятельная работа
- Измерь длину отрезков, найди самый длинный и самый короткий отрезки.
- Измерь длину отрезков.
- Проблемный вопрос: Кто правильно измерил длину отрезка?
- Узнай длину большого отрезка.
VII. Итог урока
Знаковый диктант (знаком «+» обозначить правильность, а знаком «- « неправильность утверждения).
1. Линейка – это инструмент для измерения длины.
2. Единичные отрезки на линейке называются сантиметрами.
3. Для сравнения отрезков надо выбрать разные мерки.
4. Для измерения или вычерчивания отрезка надо начало отрезка совместить с цифрой 1 на линейке.
5.Для измерения можно пользоваться только деревянными линейками.
Ответы: + + - -
VIII.Рефлексия (Методика «Незаконченные предложения»)