Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Создание условий у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. – Чему мы научились на прошлых уроках? – Как вы думаете, какие действия с дробями мы еще не освоили? – Верно, сегодня на уроке мы продолжим учиться работать с дробями. | Включаются в деловой ритм урока. – Складывать и вычитать дроби и смешанные числа. – Умножение и деление дробей. | Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
Актуализация знаний | Актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала: сокращение дробей, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, периметр и площадь прямоугольника; | 1. Назовите все числа, взаимно простые с числом 12 и меньшие его. – Всегда ли взаимно простые числа сами являются простыми? Приведите примеры. – Как связаны между собой понятия взаимно простых чисел и сокращение дробей? – Сократите дроби: ;; ;. 2. – Найдите t, если: – Найдите и зачеркните полученные результаты в таблице: 30 | 11 | 3 | 26 | 17 | 21 | 2 | 15 | 23 | 14 | 8 | 20 | 5 | 16 | 1 | 18 | 12 | 9 | 4 | 10 | 24 | 27 | 6 | 29 | 22 | 13 | 28 | 7 | 19 | 25 | – Последовательно соедините точки отрезками и достройте полученную ломаную линию до четырехугольника. – Чем интересен этот четырехугольник? – Назовите свойства прямоугольника, которые вы знаете. – Как найти его периметр, площадь? Запишите соответствующие формулы. 3. Индивидуальное задание | – 5; 7; 11. – Нет. Учащиеся приводят примеры - Если в числителе и знаменателе взаимно простые числа, то дробь несократима ; ; ; – 2; 4; 6; 8 30 | 11 | 3 | 26 | 17 | 21 | 2 | 15 | 23 | 14 | 8 | 20 | 5 | 16 | 1 | 18 | 12 | 9 | 4 | 10 | 24 | 27 | 6 | 29 | 22 | 13 | 28 | 7 | 19 | 25 | – Это прямоугольник. – Противоположные стороны равны, углы прямые P = (a + b) 2; S = ab. | Познавательные: Коммуникативные: |
Постановка учебной проблемы | Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремление открыть знания, приобрести умения. | Задача. Ширина прямоугольника равна дм, а его длина – дм. Вычислите периметр и площадь этого прямоугольника. | Самостоятельное выполнение. | Регулятивные УУД: Уметь принимать решение в проблемной ситуации. Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
|
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности | организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: формулу нахождения площади знаем, а правила умножения дробей не знаем. | Проверка решений – Чему равна площадь этого прямоугольника? – Какое задание вы должны были выполнить? – Почему вы не смогли выполнить это задание? В чём затруднение? – Какую цель мы поставим перед собой? – Для чего нам нужен алгоритм?
– Как бы вы назвали тему урока? – Молодцы! Вы точно определили тему и цель нашего урока, запишите тему в тетрадь. | – Периметр прямоугольника равен дм. Учащиеся дают разные ответы – Найти площадь прямоугольника – Для того, чтобы найти площадь надо длину умножить на ширину, т.е. перемножить дроби и , а мы еще не умеем умножать дроби. – Вывести алгоритм умножения дробей. – Чтобы научиться умножать дроби – Умножение дробей | Регулятивные: формирование умения отличать новое знание от уже известного формирование умения высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: Личностные: |
Построение проекта выхода из затруднения | организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения | – У кого есть идеи? (Если гипотез не последует, то предложить учащимся выполнить следующую работу). – Для того, что бы достичь намеченной цели, выполним практическую работу. – Рассмотрим квадрат со стороной 1 дм. Разделим его ширину на три равные части, а длину – на четыре. На сколько частей разбит квадрат? У каждого на столе рисунок: | | | | | | | | | 1 дм | | | | | |
– Что вы можете сказать о закрашенном прямоугольнике? – Как вы можете выполнить данное задание? – Чему равна площадь большого квадрата? – Чему равна площадь маленького квадрата? – Чему равна площадь закрашенной фигуры и почему?
– Запишите выражение для нахождения площади данного прямоугольника. – Какой вывод можно сделать? – Посмотрите на равенство. Как оно могло получиться? – Запишем на математическом языке, то, что вы сейчас проговорили – Сделайте вывод. Что является произведением дробей? – Запишите правило в общем виде. – Какими, должны быть числа a,b,c,d? – Молодцы! Давайте прочитаем правило умножения дробей в учебнике, стр. 57. – Что можно сделать с получившейся дробью? – А можно было произвести сокращение до получения результата? – Сформулируйте алгоритм умножения дробей – Очень хорошо! | – На 12 равных частей – Это прямоугольник, площадь, которого нам надо найти. – Определить, какую часть этот прямоугольник составляет от площади квадрата. – Площадь закрашенной фигуры , так как она состоит из 12 маленьких квадратов, площадь каждого квадрата . . – Числитель 6 – это произведение числителя 2 и числителя 3, а знаменатель 12 – это произведение знаменателя 3 и знаменателя 4. . – Произведением двух дробей является дробь, числитель, которой равен произведению числителей, а знаменатель – произведению знаменателей. – Натуральными Учащиеся читают правило в учебнике – Её можно сократить - Да можно сократить дробь = Произведение дробей записать в виде дроби, в числители, которой записано произведение числителей, в знаменателе произведение знаменателей. Если возможно сократить, получившуюся дробь. Найти произведение чисел, стоящих в числителе и чисел, стоящих в знаменателе. Если получилась неправильная дробь, выделить целую часть. | Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций формирование умения на основе анализа объектов делать выводы формирование умения вести поиск и выделять необходимую информацию способность структурировать найденную информацию в нужной форме Регулятивные: Коммуникативные: Личностные: |
Первичное закрепление во внешней речи | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: умножение дробей. | – Посмотрим на практике, как мы разобрались в новой теме. Выполните № 289 (а, б) (Решение выполнять на доске с проговариванием алгоритма) № 289 (в, г) – в парах, проверка по образцу (образец заранее заготовлен на закрытой части доски) в) === г) ====1 | а) = 1) произведение дробей записать в виде дроби, в числителе которой записано произведение числителей, а в знаменателе произведение знаменателей: = 2) сократим дробь: = 3) Найдём произведение в числителе и знаменателе: б) = 1) произведение дробей записать в виде дроби, в числители которой записано произведение числителей, а в знаменателе произведение знаменателей: = 2) сократим дробь: = 3) Найдём произведение в числителе и знаменателе: Учащиеся выполняют задание в тетрадях. Проверка
| Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации формирование умения постановки вопросов, разрешение конфликтов формирование умения управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли Личностные: |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | – Теперь выполните задание самостоятельно: № 289 (д, е) - Чем отличается это задание от предыдущего? - Как Вы думаете, распространяется ли правило умножения дробей на произведение состоящее более чем из двух множителей? - Выполняем задание. Работа проверяется по эталону. Если задание выполнено правильно, то учащиеся ставят знак «+», если допущена ошибка, то знак «?». После проверки учитель выясняет причину допущенных ошибок, и ребята исправляют ошибки. д) ; е) | – Произведение трех дробей – Думаем, что распространяется. | Регулятивные: |
Включение в систему знаний и повторение | тренировка навыков использования нового содержания совместно с ранее изученным | № 291 по одному ученику у доски.
| 1) ; 2) – длина (см2) – площадь прямоугольника. 3) 4) – высота (дм3) | Регулятивные: Личностные УУД |
Рефлексия | Оценка собственной деятельности на уроке. Фиксация неразрешённых затруднений как направления будущей учебной деятельности | – Что нового вы узнали на уроке? – Какой метод вы использовали для «открытия» правила умножения дробей? – Что у вас сегодня получалось? – Как бы вы оценили свою работу? Карточки на столах у детей. | – Как умножают дроби. В карточке оценивают свою деятельность | Познавательные: Регулятивные: Личностные: формирование умения высказывать соё отношение к уроку, выражать свои эмоции формирование мотивации к обучению и целенапраленной познавательной деятельности |
Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | п. 3.2.3 стр. 57, № 340, 349, 356 | Записывают домашнее задание в дневник. | |