(урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС.
учитель математики Бесова Л.П.
с. Салтыково
Этапы урока | Целевая установка | Действия учителя | Действия учеников | Результаты взаимодействия(какие компетенции формировались) |
I. Мотивация к учебной деятельности. | - настроить учащихся на активную работу на уроке; - включить учащихся в учебную деятельность; - создать положительный эмоциональный настрой на урок. | Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного. На уроке вы должны быть внимательными и усидчивыми. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво и удобно. Начать урок мне бы хотелось со старинной китайской притчи. Однажды ученики спросили Мудреца, можно ли за пару мелких монет накормить голодную семью. - Можно, - ответил Мастер. - Но, как? - удивились ученики, - Ведь за пару монет можно купить только несколько мелких рыбин.
Мастер усмехнулся и сказал: - Если дать голодному человеку кусок рыбы - он съест и будет опять голодным. А если вручить удочку - сможет ловить рыбу и обеспечит пропитание себе и своей семье на долгое время.
- В чем смысл этой притчи? Какое отношение она имеет к нашему уроку? - Вот и мы с вами будем добывать знания сами. | Все ученики встают. Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы. (самое главное научить человека самому добывать себе пищу) | Включение учащихся в учебную деятельность. Ценностно- смысловая; Личностная. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | | 1.Сначала повторим то, что мы уже знаем. Будьте внимательны при решении примеров устного счёта 2.- На столах у каждого из вас таблица. - Угадайте секрет составления таблицы. - Заполните таблицу. Если при ее заполнении возникнут затруднения, то оставьте клетку пустой или поставьте знак вопроса. - Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений? - А в чем возникли сомнения? А как вы думаете , ребята, какая тема нашего урока | Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы. | 1,2 | 2,3 | 0,8 | 1,25 | 4,5 | 5 | | | 2 | 3 | 1,4 | 2 | 2,8 | 7,2 | 3 | | 2,4 | 6,9 | | | | | 9,9 | Вопросы: 1) Как называются компоненты при умножении? Каким числом представлен первый множитель? второй множитель? Первая строчка – I множитель, вторая строчка – II множитель, третья строчка – произведение. Учащиеся приступают к заполнению таблицы. После заполнения всеми учащимися своих таблиц на доске вписываются цветным мелом ответы в заготовленную аналогичную таблицу. Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. Формулируют правило. При умножении десятичных дробей. Умножение десятичных дробей. | Осознание потребности к построению нового способа действий. Учебно – познавательная (выполнение вычислений, применение изученных алгоритмов); Коммуникативная; |
III. Выявление места и причины затруднения. | организация коммуникации, в ходе которой - фиксируется затруднение; - согласовывается цель урока. | - Итак, какое задание надо было выполнить? - Вам это удалось? - Значит, возникло затруднение? - В чем причина затруднения? - Сформулируйте цель нашего урока. - Чтобы достичь этой цели какую задачу поставим перед собой? | Умножить десятичные дроби. Нет. Да. Нет алгоритма умножения десятичных дробей. Научиться умножать десятичные дроби. Вывести удобный алгоритм умножения десятичных дробей. | Принятие цели и задачи урока. Ценностно-смысловая; |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | - найти алгоритм выхода из затруднения. | - Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы? | Ребята предлагают свои способы. | Принятие плана выхода из затруднения. Коммуникативная (создание алгоритма действия) |
V. Реализация построенного проекта. | - найти алгоритм умножения десятичных дробей. | | | Восприятие алгоритма умножения десятичных дробей. Коммуникативная |
VI. Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи). | - организовать усвоение учащимися нового знания с помощью: - коммуникативного взаимодействия; - алгоритма действия. | - Выполните действия: а) 1,24 . 3, 6; б) 7,5 . 0,48; в) 4, 037 . 83, 15. А сейчас я предлагаю вам решить ещё ряд других примеров. На доске записаны примеры на умн. на 0,1 и делить на 10 и т.д. 3,5*0,1=0,35 | 3,5:10=0,35 | 4,4*0,01=0,044 | 4,4:100=0,044 | 5,75*0,001=0,00575 | 5,75:1000=0,00575 | Сравните ,пожалуйста, результаты Обоих столбиков. Какой можно сделать вывод. Прочитайте правила в учебнике. Расскажите их друг другу. | Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия. Результаты одинаковые. Можно вывести алгоритм умножения на 0,1; 0,01; 0,001 Умножить на 0,1; 0,01; 0,001 то же самое, что разделить на 10, 100, 1000. Нужно перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе. | Усвоение алгоритма умножения десятичных дробей; Коммуникативная; учебно – познавательная |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях. | - Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились умножать десятичные дроби? - Приступаем к выполнению самостоятельной работы. Раздаются задания на карточках . Самостоятельная работа а) 7,25 . 3,8; б) 0,6 . 0,47; в) 354,2*0,1 г) 3788,2 *0,001 Раздаются карточки – эталоны каждому ученику. | - Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя. Ученики выполняют самостоятельную работу. Выполняют самопроверку по эталону. Если допущена ошибка, то проговаривается шаг алгоритма, в котором она допущена. | Учебно – познавательная ; математическая (анализ и преобразование по алгоритму); регулятивная. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. | - учить применять знания в различных ситуациях; - развивать гибкость использования знаний. | - Выполните № 1396 из учебника Проведение физминутки - Ребята у нас на доске решено уравнение, но с ошибками. Давайте найдём ошибки и исправим их. ( у – 4,237 ) : 7,02 =1,8 у –4,237 = 1,8 · 7,02 у – 4,237 =12,636 у = 12,636 + 4,237 у =16,873.
А теперь, все кто научился сам решать уравнения, будут оказывать помощь другим, в случае их затруднения. У каждого индивидуальная карточка с уравнением, при решении можете консультироваться с соседом. Вариант 1 х : 0,06 + 2,8 = 3,7 х : 0,06 = 3,7 – 2,8 х = 0,9 · 0,06 х = 0,054 Ответ: 0,054 | Вариант 2 (0,08 + х) : 0,6 = 0,4 0,08 + х = 0,4 · 0,6 х = 0,24 – 0,08 х = 0,16 Ответ: 0,16 | Сколько раз тебе пришлось обратиться к товарищу? . _________. Мне нравится когда помогает товарищ (да) (нет) ______________. Мне нравится оказывать помощь другим (да) (нет) ______________. | Сколько раз тебе пришлось обратиться к товарищу? . _________. Мне нравится когда помогает товарищ (да) (нет) ______________. Мне нравится оказывать помощь другим (да) (нет) ______________. | Учитель ходит и наблюдает за работой в парах. В конце вывешивает правильные ответы. | Учащиеся выполняют задание. 1 у доски, другие в тетрадях Учащиеся выполняют задание. | Учебно – познавательная ; математическая (анализ и преобразование); исследовательская; Регулятивная; Личностная; Коммуникативная |
IX. Рефлексия учебной деятельности. | - учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность. | - Какую цель ставили перед собой на уроке? - Смогли ли её достичь? - Что более всего понравилось на уроке? Заполните листы самооценки . - Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью аплодисментов. - Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Урок окончен. | Научиться умножать десятичные дроби. Да. Ответы учащихся. Оценивают свою деятельность с помощью листов самооценки. Учащиеся аплодируют. | Коммуникативная; Информационная; Личностная. |
| | Домашнее задание 1. № 1431, № 1432 2. Найти площадь любой комнаты вашего дома. | | |