Филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения “Ташлинский политехнический техникум”
пос. Первомайский, Оренбургской области.
Конспект урока по математике
по теме: Степень с рациональным показателем
Разработал
преподаватель
математики:
Пономарева И.П.
пос. Первомайский, 2016г.
Тема «Степень с рациональным показателем»
Цели:
Образовательные: познакомить с понятием степени с дробным показателем, учить
вычислять и оценивать значения выражений, а также сравнивать
степени с дробным показателем.
Развивающие: способствовать развитию долговременной памяти в процессе усвоения
изученного материала; способствовать развитию внимания при
выполнении заданий.
Воспитательные: расширить кругозор обучающихся в историческом аспекте;
прививать трудолюбие, аккуратность в математических
вычислениях и записях.
Оборудование: карточки для закрепления материала, оборудование для
мультимедийной презентации; ролик о космосе, карточки для
кластера, карточки с самостоятельной работой, карточки для
рефлексии, учебник математики для 10 класса. М.И, Башмаков.- М.:
Издательский центр «Академия» 2007г.
План урока.
1. Организация урока. --------------------------------------------------------------------------2 мин.
2. Актуализация знаний. ----------------------------------------------------------------------5 мин.
3. Сообщение темы и цели урока. -----------------------------------------------------------3 мин.
4. Изучение новой темы. ---------------------------------------------------------------------10 мин.
5. Первичная проверка понимания нового материала. ----------------------------------5 мин.
6. Первичное закрепление и применение изученного материала. ------------------10 мин.
7. Итог урока. ------------------------------------------------------------------------------------3 мин.
8. Рефлексия. ------------------------------------------------------------------------------------2 мин.
9. Домашнее задание. -------------------------------------------------------------------------3 мин.
Ход урока.
Организация урока.
Эмоциональный настрой на урок
Слушание музыки и просмотр ролика о космосе: Представьте, что мы находимся в космосе, нас окружает звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает своим сиянием, они зовут и манят к себе. Сколько интересного они хранят. Эта безграничная даль таит в себе много неразгаданных тайн.
Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте.
Пусть ваше желание сегодня исполнится, а мы с вами продолжаем наш урок
II. Актуализация знаний
1 Устная разминка: Работа с таблицей степеней: Найти значение корня n-ой степени
Студенты разделены на две группы. Одни задают задание, другие отвечают. Затем меняются ролями.
2. Вычислите: работа по слайдам
3. Какое из выражений имеет смысл:
III. Сообщение темы и цели урока.
Мотивация изучения темы.
Приступили к изучению раздел: Корень n-ой степени.
Зачем нужно изучать вам этот раздел?
-Некоторые умения, навыки, которые необходимы автомеханику, мы вырабатываем при изучении математики. Просмотр слайдов. 1 мин
А теперь вернемся к нашей теме и составим кластер. Какие ассоциации, связанные с данной темой у вас возникли? Что вы уже знаете по данной теме?
Посмотрите, какие понятия я предлагаю вам для построения кластера.
А какое новое понятие вам встретилось.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Какие цели поставите вы перед собой на сегодняшнее занятие?
IV. Изучение новой темы.
Проблема:
Вычислите: 1251/3
-Почему не можете вычислить значение данного выражения?
Из определения арифметического корня и из его свойств следует, что если m целое, n натуральное, а0 и m делится на n, то (1) Например:
Если принять, что равенство (1) имеет место и в том случае, когда дробное число, то мы получим определение степени с дробным показателем.
Определение: Если а положительное число, - дробное, такое, что m целое, n натуральное, то (ученики записывают определение в тетрадь).
А теперь вернемся к нашей проблеме, сможете ли вы теперь вычислить?
Вычислите: 1251/3= 3√125=5
Степень с основанием равным нулю определяется только для положительного дробного показателя. Если - дробное положительное число (m, n натуральные), то .
Для отрицательных оснований степень с дробным показателем не рассматривается, то есть такие выражения как не имеют смысла. Почему?
Найдите и сравните свое объяснение этого свойства на стр.13 в учебнике.
Итак, значение степени с дробным показателем r не зависит от способа записи числа r в виде дроби, то есть , .
V. Этап первичной проверки понимания нового материала.
Устная работа по карточкам.
1. Имеет ли смысл выражение
Ответы: а) да, б) нет, в) да, г) да, д) нет, е) нет.
2. Укажите допустимые значения переменной в выражении:
Ответы: а) x≥0, б) y≥1, в) a≥-2, г) b0, д) c≥5.
VI. Этап первичного закрепления и применения изученного материала.
1. Письменно с комментированием на доске.
1. Представьте степень с дробным показателем в виде корня:
Как вычислить значение выражения, содержащее рациональную степень?
-Нужно его представить в виде корня n- ой степени:
2. Представьте арифметический корень в виде степени с дробным показателем:
Зачем вам нужно уметь представлять в виде степени с дробным показателем?
- Иногда удобно сначала преобразовать выражения, например при сравнении.
2. Самостоятельная работа. 3 мин
Решив задания, вы угадаете имя этого ученого, который положил начало буквенных записей степени.
Вычислите:
I. а); | б); | в); | г); |
II. а); | б); | в); | г). |
Н | Т | О | Ь | И | Е | Ф | К | А | Д |
81/16 | 125/8 | 243 | 20 | 1/2 | 1\3 | 625 | 3 | 10 | 7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7 | 1/2 | 243 | 625 | 10 | 81/16 | 125/8 |
Д | И | О | Ф | А | Н | Т |
Взаимопроверка: Проверим ваши ответы, обменяйтесь по вариантам тетрадями
“5”- правильно решили 4 выражения
“4”- правильно решили 3 выражения
“3”- правильно решили 2 выражения
А теперь впишите полученные буквы в таблицу, проверьте себя по слайду.
Верно, Это - ДИОФАНТ.
Квадрат и куб числа использовались для вычисления площадей и объемов. Степени некоторых чисел использовались при решении отдельных задач учеными Древнего Египта и Вавилона. В III веке вышла книга греческого ученого Диофанта “Арифметика”, в которой было положено начало введению буквенной символики. Диофант вводит символы для первых шести степеней неизвестного и обратных им величин. В этой книге квадрат обозначается знаком Δ с индексом r; куб – знаком k c индексом.
3. Решение в парах
Вычислить 1) 27 1/32)81-3/4 3) 1/16 -1/2
Решение. Ключ
1) 2) 3) Ответ. 1) 3; 2) 3) 4. |
Проверка по ключу.
4. Решение на доске.
Какие правила необходимо вспомнить для выполнения этого задания?
- Свойства степени, формула разности квадратов.
Двое на обратной стороне доски, остальные в тетрадях.
Упростите выражения 1) 2)
Решение
1) 2) Ответ. 1) 2) x – y. |
-Проверка решения и исправления ошибок.
Проверьте решение на доске, какие ошибки были допущены ? Почему?
VII. Итог урока.
С какой темой мы сегодня познакомились?
Как вычислить значение степени с дробным показателем?
Для каких оснований степень с дробным показателем не рассматривается?
Для каких показателей существует степень с основанием равным нулю?
Достигли ли цель урока? Почему вы так считаете?
-Итак, сегодня мы познакомились с понятием степени с дробным показателем, научились вычислять и преобразовывать степень с рациональным показателем.
VIII. Рефлексия.
На следующем уроке мы посмотрим какими свойствами обладают степени с дробным показателем, и как используя эти свойства можно упрощать выражения. А теперь заполните таблицу, отметив галочками ваши достижения на уроке:
Ф.И. студента: _______________
| Умею легко | Получается с трудом | Совсем не получается |
Представлять степень с рациональным показателем в виде корня n- степени. | | | |
Представлять корень n- степени в виде степени с рациональным показателем. | | | |
Определять смысл выражения. | | | |
Спасибо всем за работу, отдельно хочу отметить…
IX. Домашнее задание.
стр. 13 прочитать.
№ 4 стр. 26, № 21: 1-3 стр. 32