~~Математика 5 класс (с применением элементов Донской технологии).
Тема: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Цель: Обеспечить в ходе урока усвоение правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Вырабатывать навыки сложения и вычитания дробей. Развивать у учащихся абстрактное представление, память, вычислительные навыки. Воспитывать сознательное усвоение нового. Уважение к одноклассникам.
Ход урока.
1.Проверка усвоения изученного материала
1) На вопросы учеников отвечает учитель (что с удовольствием могут сделать сильные ученики).
2) Устный счет:
а) 1/4; 3/4; 4/4; 5/4; 6/4; 7/8. Из данных дробей назвать правильные? – неправильные – и сравнить с 1.
б) Расположите дроби в порядке возрастания: 4/11; 2/11; 10/11; 9/11; 8/11; 7/11.
в) Назовите 5 дробей, которые больше, чем 1/9.
3) «Аукцион» (продаю вопросы за оценку)
Сначала дети думают за какую отметку могут «купить» вопрос, а потом его задаю.
- Что показывает знаменатель?
- Что показывает числитель?
- Как изображаются равные дроби на координатном луче?
- Какая из двух дробей с одинаковым знаменателем больше, а какая меньше?
- Какую дробь называют правильной?
- неправильной?
- Какая дробь больше правильная или неправильная?
2.Усвоение новых понятий и способов действий
1) Набор «Доли и дроби» (на магнитной доске)
- Пирог разрезали на 12 равных частей. Сначала на тарелку положили 2 доли, а потом еще 5 долей. Сколько долей оказалось на тарелке? (7)
- Как вы узнали?
2) Тема и цель:
3) Запись: 2/12+5/12=7/12
4) Сами учащиеся придумывают примеры и показывают их.
5) Сформулируйте правило сложения дробей с равными знаменателями
а) при сложение ………
б) чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями ………
6) Правило! с 196 учить наизусть.
7) С помощью букв это записывается так: a/c+b/c=(a+b)/c
8) (на магнитной доске)
- Пирог разрезали на 12 равных частей. На тарелку положили 7 долей. За обедом съели 5 долей. Сколько частей пирога осталось на тарелке? (2).
Запись: 7/12-5/12=2/12
- Придумать свои примеры и показать с помощью долей на магнитной доске.
- Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковым знаменателем.
9) Правило! с 196 учить наизусть.
10) С помощью букв это записывается так: a/c-b/c=(a-b)/c
(Все записи на доске стираются, и учащиеся самостоятельно воспроизводят усвоенное).
3.Формирование умений и навыков действий.
(к доске по очереди).
№ 980. П. - 5/16 кг
} ? кг
Ог. – 9/16 кг
5/16+9/16=14/16 (кг)
Ответ: 14/16 кг.
Д. в. – Как сложить дроби с одинаковым знаменателем?
- Аналогично № 981, 982.
№ 983. 1бр.- 7/10 т.
2бр.- ? на 3/10 т. М
7/10-3/10=4/10 (т)
Ответ: 4/10 т.
Д. в. – Как вычесть дроби с одинаковым знаменателем?
- Аналогично № 984, 985.
Самостоятельная работа.
Цель: чему научился каждый ученик.
1 в.
(для сильных)
4/7+2/7-5/7
4/10=а, а=1/11, 3/11, 5/11
11/15-(3/15+7/15)
2 в.
(для слабых)
1/9+6/9 ; 4/5-3/5; 13/17-4/17
9/11-3/11-2/11
4. Итог урока.
5. Домашнее задание: п 26(!) № 1013, №1015(а,в,д,ж.)