Урок по теме "Пропорция. Основное свойство пропорции"
Урок по теме "Пропорция. Основное свойство пропорции"
Цели урока: познакомить учеников с понятиями: пропорция, ее крайние и средние члены; сформулировать основное свойство пропорции; показать, что пропорции могут быть верными и неверными; закрепить эти понятия на конкретных примерах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Пропорция. Основное свойство пропорции"»
Тема: «Пропорция. Основное свойство пропорции».
Цели урока:
Обучающие: познакомить учеников с понятиями: пропорция, ее крайние и средние члены; сформулировать основное свойство пропорции; показать, что пропорции могут быть верными и неверными; закрепить эти понятия на конкретных примерах.
Развивающие: развитие кругозора, мышления, внимания, культуры математической речи, привитие интереса к изучению математики.
Смогли ли вы жить в доме, в котором трубы расположены наклонно и окна разной формы?
Говорят, что в таком доме нет соразмерности, нет гармонии. Гармония (от греч, - связь, стройность) - соразмерность отдельных частей, слияние объектов в единое целое. В математике слово соразмерность определяется таким понятием как пропорция. И сегодня мы будем говорить о пропорции.
Пожалуйста, посмотрите на тему урока и определите задачи, которые мы поставим перед собой на уроке (ученики называют - узнать, что такое пропорция). Сегодня на уроке я помогу вам ответить на вопрос, что такое пропорция, а вы в свою очередь поможете ответить на мой вопрос: Как красоту и гармонию объясняет математика?
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
№ 1. Отношение пройденного пути к затраченному времени называется …
№ 2. Отношение стоимости товара к его количеству называется …
№ 3. Отношение выполняемой работы к затраченному времени называется …
№ 4. Какие отношения вы знаете? Приведите примеры.
Что называют отношением двух чисел?
Что показывает отношение двух чисел?
Можно ли найти отношение таких величин:
а) 2 м и 4 кг, б) 5 ч и 2 ч, в) 3 кг и 3 ц?
Если величины измерены разными единицами измерения (случай в)), то для нахождения их отношения надо перейти к одной единице измерения, а отношение разноименных величин (случай а)) найти нельзя.
А теперь разгадайте ребус
4. Изучение нового материала.
А теперь разгадайте ребус
Итак, тема нашего урока –пропорция.
Встречались ли в жизни с этим словом? В каких выражениях?
Историческая справка. Слово "пропорция" означает " соразмерные, имеющий правильное соотношение частей 2. Например, размеры модели машины или сооружения отличаются от размеров оригинала одним и тем же множителем, задающим масштаб модели. Пропорции начали изучать в Древней Греции. Сначала рассматривали только пропорции, составляемые из натуральных чисел.
В IV веке до н. э. Дрвнегреческий математик Евдокс дал определение пропорции, составленной из величин любой природы. Древнегреческие математики с помощью пропорций решали задачи, которые в настоящее решают с помощью уравнений, выполняли алгебраические преобразования, переходя от одной пропорции к другой.
С помощью букв пропорция записывается так:
а: в = с: d или а/в = с/d, где а, в, с, к не равны нулю.
Числа а, в, с, d называются членами пропорции, а и d- крайними, в и с – средними..
Читается: “а так относится к в, как с относится к d”, или “отношение а к в равно отношению с к d”.
Выполнить № 614, 615.
Проверим в №614, чему равно произведение крайних и средних ее членов.
Вывод: Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов.
Т. е. аd=вс. И наоборот, если аd=вс, то пропорция верна.
5.Закрепление нового материала.
Решить № 616, 627, 611.
6.Физкультминутка.
Поднимает руки класс - это "раз"
Повернулась голова - это "два"
"Руки вниз, вперёд смотри - это "три".
Руки в стороны пошире развернули на "четыре"
С силой их к плечам прижать - это "пять"
Всем ребятам надо сесть - это "шесть".
7. Самостоятельная работа.
1. Равенство двух отношений называется …..
2. В пропорции a : b = c : n числа b и c называют ….. членами пропорции.
3. Запишите пропорцию: “Число 3 так относится к 4, как число 9 относится к 12”.
4. Если произведение крайних членов равно произведению средних членов, то пропорция……
5. Пропорция 6 : 20 = 9 : 30 верна, так как … = ….
6. Составьте верную пропорцию из чисел 3, 5, 6 и 18.
6. Итоги урока. Д/з.
С каким новым понятием сегодня познакомились на уроке?
Что такое пропорция?
Какие условия необходимы для составления пропорции?
Прочитайте выражение 5 : 3 = 2 : 1,2
Как называется данное выражение? Докажите.
Как проверить верна ли пропорция?
Назовите крайние и средние члены пропорции.
Выучить п. 20, решить № 617, 626, 643(1).
Рефлексия.
- Что нового узнали? Ребята, сравните по вкусу мандарин и лимон. У кого настроение на этом уроке соответствует вкусу лимона? А вкусу мандарина?
- Поднимите руку, кто ответил на уроке хотя бы раз.