|   3. Проблемная задача №1  Цель:  1) рассмотреть простейшую форму задач, решаемые прямым предметным действием; 2) выделить общую структуру задачи для различных предметных областей.       |    -В группы учащимся предлагается набор вопросов из различных предметных областей..      1 группа.      Как дышат рыбы?   Какие буквы пишутся одинаково в английском и русском алфавите?    2 группа.      Как передвигается улитка?   Что больше по площади: учебник по химии для 8 класса или учебник по английскому языку для 4 класса?    3 группа.      Что будет с очищенной картошкой, если на нее капнуть йодом?   Какая монета тяжелее пятикопеечная или десятикопеечная?    4 группа.      Что будет с растительным маслом, если смешать его с водой?  В каком из вторых классов самое короткое имя девочки?    5 группа.    Что будет с кусочком шоколада, если его бросить в стакан с газировкой?   Какую песню Винни Пух спел Пятачку: Ворчалку, Кричалку, Пыхтелку или Смешилку?     - По запросу учащихся им выдается в группы все необходимое - как сами объекты, о которых они должны сделать вывод, так и запрошенные средства.       - При подведении итогов, фиксируем, что был дан вопрос, и мы подбирали такие условия, которые по нашему мнению, позволили нам ответить на него.   - Все, что было дано, с помощью чего мы отвечали на вопрос, называется условием.   - А условие вместе с вопросом, мы будем называть задачей.   На доске:                                                  - Если, воспользовавшись условием, мы ответим на вопрос, то мы можем сказать, что мы решили эту задачу.   |    Учащимся необходимо для каждого вопроса записать, что им необходимо для ответа на этот вопрос      1 группа – рыба в воде;    английский алфавит, русский алфавит;          2 группа – улитка;    учебник по химии для 8 класса, учебник по английскому языку для 4 класса;             3 группа – очищенный картофель, йод; одна монета пятикопеечная и одна монета десятикопеечная, весы.                4 группа – растительное масло, вода, сосуд; список имен девочек по классам            5 группа – плитка шоколада, стакан с газировкой; текст песни;                      Учащиеся пытаются ответить на поставленные вопросы.                При обсуждении работы групп может оказаться, что не на все вопросы будет получен ответ. Возможно, это связано с недостаточностью запрошенных средств, с недостаточным временем наблюдения, с неправильно организованным наблюдением.         |  
  |   4. Проблемная задача №2  Цель:  1) научиться различать задачу на фоне других текстов;   2) выделять в задаче ее составные части: условие и вопрос.   |          - Ребята, давайте теперь посмотрим, как бы звучали некоторые задачи, которые вы только что решали, если соединить в одно целое условие и вопрос.       Например, Пронаблюдайте за рыбой, плавающей в аквариуме. Как она дышит?       В группы предлагается набор текстов, некоторые из которых являются задачами, другие содержат только описание (условие), но не содержат вопроса, третьи – только вопрос.     Задание: Прочитайте тексты и выберите из них задачи.   Обратите внимание на ваших столах лежат маркеры. Маркер – это средство для выделения самых важных мест в тексте. Откройте маркер. В отличие от фломастера, он имеет широкий скошенный кончик. А след, который он оставляет, прозрачный, чтобы через него хорошо были видны буквы выделяемого текста. Чтобы выделить какую-то часть текста, нужно маркером провести прямо по строчке текста (учитель показывает).     - Давайте договоримся, что условие в задаче будем выделять желтым цветом, а вопрос – зеленым. Итак, выберите задачи и выделите в них условие и вопрос.                                                                                                                                                                                                                                                                                            - При обсуждении результатов групп делаем акцент на то, что условие может быть дано в виде чертёжа, рисунка, текста, и того и другого вместе. Условие может идти как до вопроса, так и после.       После обсуждения предлагается решить задачи по группам.      Решенные задачи вывешиваются на доску и обсуждаются.      1 группа. Ответ: Лиза. Предлагается проверить решение. Выходят 6 девочек (имена в тексте задачи подобраны в соответствии с реальными списками классов) и встают так, как указано в условии задачи. Сравнивается реальное имя девочки, оказавшейся между Настей и Соней, с получившимся у детей при решении задачи.      2 группа. Правильные схемы 1) и 2). В схеме 3) нарушена последовательность времен года.       3 группа. Ответ: белый, большой.      4 группа. Ответ: грустное настроение.      5 группа. Задача в некоторой степени провокационная. Чисто зрительно хочется отнести к ластику маленький отрезок, так как чашка весов с ластиком расположена ниже. На самом деле, ластик тяжелее, т.е. его масса больше, а значит, на чертеже массе ластика соответствует больший из отрезков.   |                                                                                1 группа.      Первоклассницы Соня, Маша, Алёна, Полина, Настя, и Лиза встали так, как показано на рисунке.     Затем девочки взялись за руки и образовали круг.                                             Какая из девочек окажется между Настей и Соней?    Почему листья желтеют?  Звукомор проглотил звуки в слове МОЛОКО.         2 группа.   Банку и стакан сравнили по объёму.  Чей звуковой домик самый большой?   Какие из схем правильно отражают процесс смены времён года?     (Поставь галочки в нужных квадратиках).                                                                                                           3 группа.    Какой предмет тяжелее?  Прочитай слова: белый, бегает, белка, большой. Какие слова, называют признак?   Для дыхания нам необходим воздух.        4 группа.   Прочитай стихотворение:       Наша Таня громко плачет   Уронила в речку мячик.   Тише, Танечка, не плачь.   Не утонет в речке мяч.        Какое настроение у девочки?           Сколько дождливых дней было в прошлом году в Москве?   Маша выше Пети, а Коля ниже Оли.    5 группа.   Как назвать рассказ?                                                 Какой отрезок на чертеже показывает массу ластика? (Обведи этот отрезок).         Зимой многие звери впадают в спячку.                |  
  |   4.Проблемная задача № 3   |        Сегодня на уроке мы решали много разных задач. Можно ли разделить задачи на разные типы?  В ходе обсуждения приходим к выводу:   Задача, в которой надо ответить на вопрос с помощью некоторых рассуждений, называется мыслительная задача.     Задача, в которой надо выполнить практические действия и дать ответ на вопрос задачи по результату, называется исследовательской.   Задача, в которой чтобы ответить на вопрос надо что-то нарисовать, поставить сценку и т.д., называется творческой    На доске.                                           Вспомните все задачи, которые мы решили на уроке. К какому типу задач вы их отнесёте?   |                                                                                                                    Мыслительная:  про времена года, про признаки предмета, про площади учебников.  Исследовательская: про первоклассниц, про русский и английский алфавит, про картошки и йод.  Творческая: про девочку Таню.   |