kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: Нод и Нок чисел.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать умение находить НОД и НОК чисел разными способами; находить значение выражений, содержащих степени; повторить и закрепить  признаки делимости; простые и составные числа.

Образовательные цели:  отработка навыков нахождения НОД и НОК чисел разными способами и выбор наиболее удобного способа; применение полученных знаний для решения задач.

Развивающие цели: развивать познавательный интерес к предмету; наблюдательность, внимание; формировать потребность приобретения знаний.

Воспитательные цели: воспитывать у учащихся культуру труда, взаимоуважение, стремление хорошо учиться.

Задачи:  1)  обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «НОД  и  НОК чисел.»;

2) коррекция мыслительных процессов на основе  выполненных упражнений;

3)   развивать  внимание, память, речь, интерес к математике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Нод и Нок чисел. »

Открытый урок

Учителя математики : Дедаевой Е.Г.

по теме : «НОД и НОК чисел»

Учебник Г.В.Дорофеев , «Математика , 5»


Тип урока: комбинированный .

Цели: формировать умение находить НОД и НОК чисел разными способами; находить значение выражений, содержащих степени; повторить и закрепить признаки делимости; простые и составные числа .

Образовательные цели: отработка навыков нахождения НОД и НОК чисел разными способами и выбор наиболее удобного способа; применение полученных знаний для решения задач .

Развивающие цели: развивать познавательный интерес к предмету; наблюдательность, внимание; формировать потребность приобретения знаний .

Воспитательные цели: воспитывать у учащихся культуру труда, взаимоуважение, стремление хорошо учиться.

Задачи: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «НОД и НОК чисел.»;

2) коррекция мыслительных процессов на основе выполненных упражнений;

3) развивать внимание, память, речь, интерес к математике.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, раздаточный материал.

Тема предыдущего урока: Решение задач на НОД и НОК чисел.

Тема следующего урока: Контрольная работа .

Слайд 1

Ход урока .

  1. Организационный момент .

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущих уроках?

(Мы находили НОД и НОК чисел разными способами и решали задачи )

Постановка задачи: Сегодня мы с вами обобщим все полученные знания по данной теме. (слайд 2)

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема: «НОД и НОК чисел».

2. Устная работа .

И прежде чем начать решать, давайте вспомним некоторые правила.

Что называется наибольшим общим делителем чисел a и b?

( Наибольшим общим делителем чисел a и b - называется наибольшее натуральное число , которое делит числа a и b без остатка .)

Как найти НОД чисел? (1. разложить на простые множители ; 2. выписать общие множители; 3. перемножить их .)

А если нет общих множителей, чему равен НОД этих чисел?

( 1 ) Как называются эти числа ? ( взаимно – простыми )

Что называется наименьшим общим кратным чисел a и b?

( Наименьшим общим делителем чисел a и b - называется наименьшее натуральное число, которое делиться на a и b без остатка.)

Как найти НОК чисел ?

( 1. разложить на простые множители; 2. выписать множители первого числа; 3. добавить недостающие множители из второго числа; 4. найти произведение получившихся множителей )

Мы говорили, что число нужно разложить на простые множители, а какие числа называются простыми? ( простыми называются числа, которые имеют только два делителя : 1 и само число )

Приведите примеры . 3 , 5 , 7 , 11 , 13 , 17 , 19 , 23 , 29 и т.д.

Какие числа называются составными? ( составными называются числа имеющие более двух делителей )

Приведите примеры . 9 , 25 , 100 и т.д.

А 1 – какое это число? ( ни простое, ни составное ) Почему?

3. Выполнение упражнений.

А теперь перейдем к выполнению упражнений.

( задание записано на доске )

№ 1. Найдите НОД и НОК чисел 8 и 12 методом перебора.

Решение: выпишем делители меньшего числа. Почему меньшего?

Д (8) = 1, 2, 4, 8 проверим являются ли эти числа делителями числа 12 ; проверяем с наибольших делителей .

12 не делится на 8 ; 12 делиться на 4

НОД ( 8 ; 12 ) = 4

Выпишем кратные большего числа. Почему большего ?

К (12) = 12 , 24 , 36 , 48 , 60 , … Проверим являются ли эти числа кратными 8. Начнем с наименьшего кратного .

12 не делиться на 8 ; 24 делиться на 8

НОК(8;12) = 24

Чему равно произведение НОД и НОК этих чисел ? 4 · 24 = 96

А чему равно произведение чисел a и b ? 8 · 12 = 96

Какой сделаем вывод : НОД(a ; b)·НОК(a ; b) = a · b .

№ 2. Найдите НОД и НОК чисел 252 и 264 методом разложения на простые множители .

Решение :

252 2 26 2 Признак делимости на 2 .

126 2 13 13 Признак делимости на 3.

63 3 1

21 3

7 7

1


А какие еще признаки делимости мы знаем ?( на 100 , 4 , 25 , 1000 , 125 , 8)

252 = 2²·3²·7 264= 2³·3·11

НОД(252 ; 264) = 2²·3 = 12 С какими показателями мы берем степени ? с наименьшими .

НОК(252;264) = 2³·3²·7·11= 5544 С какими показателями мы берем степени ? с наибольшими .

4. Выполнение упражнений с самопроверкой по эталону .

Задание: Найдите НОД и НОК чисел наиболее удобным способом :

а) 12 и 40 ; б) 9 и 40 ; в) 12 и 72 . (слайд 3)

На задание дается 5 мин?

(Слайд 4) с решением. Каким способом удобнее решать каждое упражнение?

Разбор по слайду .

а) ( удобнее решать методом разложения на простые множители

12 = 2·2·3 ; 40 = 2·2·2·5

НОД(12;40)=2·2=4 ; НОК(12;40) = 2·2·2·3·5 = 120 )

б) есть ли общие делители у чисел 9 и 40 ? ( есть , 1.)

Как называются эти числа? ( взаимно простые .)

Чему равен НОД этих чисел? ( НОД(9;40) = 1)

Чему равен НОК этих чисел? ( НОК(9;40) = 9· 40=360.)

в) Что вы можете сказать о числах 12 и 72 ? ( 72 делиться на 12 ) Какое правило мы знаем? ( если одно число делится на другое , то НОД = наименьшему числу , а НОК - наибольшему )

НОД(12;72) = 12 ; НОК(12;72) = 72

Сверьте данные, которые у вас получились , с эталоном на вашем столе .

5 . Выполнение упражнений со степенями.

При решении предыдущих упражнений мы использовали степени . Давайте прочитаем выражения , записанные на доске и решим их .

а) ( 2 ·3 )² квадрат произведения = 6²=36 .

б) 2 · 3² произведение числа 2 и квадрата числа 3 ; = 2·9=18

в) (2 + 3)² квадрат суммы = 5² = 25

г) 2 + 3² сумма числа 2 и квадрата числа 3 ; 2+9=11

6. Решение задач .

Где мы уже используем наши знания НОДа и НОКа чисел?

При решении задач .

У учащихся на столе раздаточный материал с задачами.

Задача № 1. (слайд 5)

Ребята получили на новогодней елке одинаковые подарки . Во всех подарках вместе было 123 апельсина и 82 яблока. Сколько ребят присутствовало на елке? Сколько апельсинов и сколько яблок получил каждый?

( необходимо найти НОД чисел 123 и 82

123 = 3· 41 ; 82= 2· 41 НОД(123 ; 82) = 41

Ответ : 41 подарок по 3 апельсина и 2 яблока .)

Ребята, скоро новый год. А какие подарки вы хотели бы получить к празднику?

А для того чтобы получить хорошие подарки, вы должны порадовать деда Мороза и родителей своими знаниями и отличными оценками.

Задача №2. (слайд 6)

Из речного порта одновременно 1 мая 1999 года вышли два теплохода . Продолжительность рейса одного из них – 15 суток, а продолжительность рейса второго – 24 суток. Через сколько дней теплоходы снова одновременно отправятся в рейс? Сколько рейсов за это время сделает первый теплоход? А сколько второй?

( необходимо найти НОК чисел 15 и 24.

1) 15 = 3·5 ; 24 = 2· 2· 2· 3

НОК(15;24) = 2·2·2·3·5=120

2)120 : 15 = 8 (р) первый;

3)120 : 24=5(р) второй

Ответ : через 120 дней , первый сделает 8 рейсов , а второй – 5 рейсов .

Задача №3.

Расшифруйте название птицы, которая видит все, что происходит вокруг нее, даже не поворачивая головы.

Для этого найдите наименьшее общее кратное каждой пары чисел , затем впишите букву , соответствующую этому числу , в таблицу .

1) НОК(3,12) = 12 л 5) НОК(9;15) = 45 н

2) НОК(4;5;8)= ___40 е 6) НОК(12;10)= 60 п

3) НОК(8;12)= 24 в 7) НОК(9;6) = 18 ь

4) НОК(16;12)= 48 д 8) НОК(10;20)= 20 ш

Свободный столбик в таблице заполните, учитывая данные:

НОК(25;4) = 100 а


24


12

18

48

20

45

40

60

в

а

л

ь

д

ш

н

е

п

(слайд 7)

7. Самостоятельная работа.

А теперь давайте проверим ваши знания с помощью самостоятельной работы. Возьмите на столе карточку голубого цвета и все записи делаем в ней. (слайд 7)

Вариант 1. Вариант 2 .

Найдите НОД и НОК чисел наиболее удобным способом .

а) 12 и 18 ; а) 10 и 15 ;

б) 13 и 39 ; б) 19 и 57 ;

в) 11 и 15 ; в) 7 и 12 .

(слайд 8)

( Решение : Вариант1.

а) 12 =2·2·3 ; 18=2·3·3 ; НОД=6 НОК=36

б) т.к. 3 9 делится на 13 НОД = 13 НОК=39

в) 11 и 15 взаимно простые НОД=1 , НОК = 11 ·15 = 165

Вариант 2.

а) 10 = 2·5 ; 15 = 3·5 НОД =5 , НОК =30

б) т.к. 57 делится на 19 НОД=19 , НОК=57

в) 7 и 12 взаимно простые НОД = 1 , НОК=7·12=84 )

(слайд 9)

8. Подведение итогов урока.

Сегодня мы повторили почти все правила по данной теме и теперь готовы написать контрольную работу. Надеюсь, вы с ней справитесь хорошо .

За урок получили оценки :

9. Домашнее задание .

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Повторить правила, подготовиться к к/р по заданиям для самопроверки .

10. Заполнение карточки рефлексии .

А теперь заполните карточки рефлексии.


(слайд 10) Давайте посмотрим на наших мышек. Как вы думаете, какая мышка учиться хорошо, а какая плохо? Почему?

Надеюсь, вы будете похожи на умную мышку и справитесь с контрольной работой на хорошо и отлично .


Раздаточный материал.





Карточка для этапа рефлексии.


Тема

Знаю

Умею

Нахождение НОД методом перебора



Нахождение НОК методом перебора



Разложение на простые множители



Нахождение НОД методом разложения на простые множители



Нахождение НОК методом разложения на простые множители



Нахождение степени чисел













Эталон для самопроверки .


а) НОД(12 ;40)

12 2 40 2 1) Разложить числа на простые

6 2 20 2 множители.

3 3 10 2 2) Воспользоваться признаками

1 5 5 делимости на 2 , на 3 и на 5 .

1


12 = 2 · 2 · 3 ; 40 = 2 · 2 · 2 · 5

2 · 2 3) Выписать произведение

общих множителей.

НОД(12;40) = 4 4) Вычислить выписанное

произведение.


НОК (12;40)

2 · 2 · 3 · 2 · 5 5) Выписать множители

одного из чисел.

6) Домножить на недостающие

множители из разложения другого .

НОК(12;40)=120 7) Найти полученное

произведение.


б) Числа 9 и 40 взаимно простые .

НОД(9;40) = 1.

Чтобы найти их НОК надо их перемножить .

НОК(9;40 )= 9 · 40 = 360.


в) Так как 72 делиться на 12 , то

НОД(12;72)=12 ; НОК(12;72) = 72 .

















5 класс. НОД и НОК.

Задача № 1.


Ребята получили на новогодней ёлке одинаковые подарки. Во всех подарках вместе было 123 апельсина и 82 яблока . Сколько ребят присутствовало на ёлке ? Сколько апельсинов и сколько яблок получил каждый ?




Задача № 2.


Из речного порта одновременно 1 мая 1999 года вышли два теплохода . Продолжительность рейса одного из них – 15 суток , а продолжительность рейса второго – 24 суток . Через сколько дней теплоходы снова одновременно отправятся в рейс ? Сколько рейсов за это время сделает первый теплоход ? А сколько второй ?

























5 класс. НОД и НОК.


Самостоятельная работа

учени__ 5 – В класса

______________________

Фамилия , Имя .


Вариант 1 .

Найдите НОД и НОК чисел наиболее удобным способом :

а) 12 и 18

Решение :








Ответ: НОД(12;18) = _____, НОК(12;18) = ____.


б) 13 и 39

Решение :







Ответ :НОД(13 ; 39) = _____, НОК(13;39) = ______ .


в) 11 и 15

Решение :







Ответ : НОД(11;15) = ____, НОК(11 ; 15) = _____ .








5 класс. НОД и НОК.


Самостоятельная работа

учени__ 5 – В класса

______________________

Фамилия , Имя .


Вариант 2 .

Найдите НОД и НОК чисел наиболее удобным способом :

а) 10 и 15

Решение :








Ответ: НОД(10;15) = _____, НОК(10;15) = ____.


б) 19 и 57

Решение :







Ответ :НОД(19 ; 57) = _____, НОК(19;57) = ______ .


в) 7 и 12

Решение :








Ответ : НОД(7;12) = ____, НОК(7 ; 12) = _____ .





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок по теме: Нод и Нок чисел.

Автор: Дедаева Елена Геннадьевна

Дата: 28.08.2015

Номер свидетельства: 227480

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "план конспект уроков на тему: НОД чисел-5класс "
    ["seo_title"] => string(49) "plan-konspiekt-urokov-na-tiemu-nod-chisiel-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "174416"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424116628"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Технологическая карта урока общеметодологической направленности по теме "НОД и НОК чисел""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_obshchemetodologicheskoi_napravlennosti_po_teme_n"
    ["file_id"] => string(6) "596368"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1640618479"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Открытый урок Тема урока : «Решение примеров на нахождение наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного»"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_tiema_uroka_rieshieniie_primierov_na_nakhozhdieniie_naibol_shiegho"
    ["file_id"] => string(6) "365927"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480927060"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока по математике на тему "Наименьшее общее кратное""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-naimien-shieie-obshchieie-kratnoie"
    ["file_id"] => string(6) "247571"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446573447"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока на тему: " Действия с дробями,нахождение НОК и НОД". "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dieistviia-s-drobiami-nakhozhdieniie-nok-i-nod"
    ["file_id"] => string(6) "129330"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415689599"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1810 руб.
2260 руб.
1660 руб.
2070 руб.
1920 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства