Урок по математике во 2 классе «Решение задач. Совершенствование вычислительных навыков с числами в пределах 100»
Урок по математике во 2 классе «Решение задач. Совершенствование вычислительных навыков с числами в пределах 100»
Тема: Решение задач. Совершенствование вычислительных навыков с числами в пределах 100.
Цель урока: совершенствование вычислительных навыков и умений решать текстовые задачи.
Задачи: 1. Закреплять умения решать, составлять текстовые задачи изученных видов и знания нумерации чисел в пределах 100.
2. Развивать умение нестандартно мыслить, работать в группах, правильно давать оценку своим знаниям.
3. Воспитывать в учащихся взаимопомощь и самостоятельность, нравственно-этические правила поведения в гостях, в общественных местах.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Предметные:
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока: урок закрепления знаний
Оборудование: интерактивная доска, компьютерная презентация, ноутбук, проектор, колпаки, конверт №1 с заданием, конверт №2 с кружочками, карточки с правилами поведения в гостях, клей, карточки для разделения на группы (шары, тортик, подарок), листочки разного цвета с домашним заданием.
Ход урока
І. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок математики проведу у вас я. Меня зовут Гульуся Миннезакиевна.
- Я включаю лампу, и её свет будет освещать наш путь к знаниям. Это хорошая традиция, которая нравится моим ученикам, и надеюсь понравиться и вам.
- Давайте прочитаем все вместе:
(Психологический настрой.)
Мы - умные! Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! Мы - отлично учимся! Все у нас получится!
- Ребята, улыбнитесь мне и нашим гостям, подарите улыбку друг другу. По выражению лица я вижу, что у вас всё в порядке, и ваше настроение можно изобразить так … Когда у человека хорошее настроение, тогда он работает успешно.
- Итак, в путь!
ІІ. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- сформулировать цели урока;
- уточнить тип урока;
- наметить шаги учебной деятельности.
- Ребята, мы с вами разделились на группы, используя картинки. А почему вы выбрали эти фигурки, скажите в конце урока.
- Мы с вами будем учиться работать в группах самостоятельно. Какие правила нужно соблюдать, работая в группе?
- Вы должны показать умения работать в группе, умение распределять обязанности, договариваться о способах учебной работы, умение контролировать, оценивать свою работу. Всё это вы будете отмечать сами в листах оценивания, которые лежат у вас на партах.
- На столах лежат файлы, достаньте из 1 конверта задание. Вам нужно соединить примеры с ответами и расположить их в порядке возрастания. А теперь прочитайте слова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Решение задач. Совершенствование вычислительных навыков с числами
в пределах 100»
подготовила
учитель начальных классов
Ахмадуллина Гульуся Миннезакиевна
Камышла
2013 г.
Тема: Решение задач. Совершенствование вычислительных навыков с числами в пределах 100.
Цель урока: совершенствование вычислительных навыков и умений решать текстовые задачи.
Задачи: 1. Закреплять умения решать, составлять текстовые задачи изученных видов и знания нумерации чисел в пределах 100.
2. Развивать умение нестандартно мыслить, работать в группах, правильно давать оценку своим знаниям.
3. Воспитывать в учащихся взаимопомощь и самостоятельность, нравственно-этические правила поведения в гостях, в общественных местах.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Предметные:
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
Личностные: Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока: урок закрепления знаний
Оборудование: интерактивная доска, компьютерная презентация, ноутбук, проектор, колпаки, конверт №1 с заданием, конверт №2 с кружочками, карточки с правилами поведения в гостях, клей, карточки для разделения на группы (шары, тортик, подарок), листочки разного цвета с домашним заданием.
Ход урока
І. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок математики проведу у вас я. Меня зовут Гульуся Миннезакиевна.
- Я включаю лампу, и её свет будет освещать наш путь к знаниям. Это хорошая традиция, которая нравится моим ученикам, и надеюсь понравиться и вам.
- Давайте прочитаем все вместе:
(Психологический настрой.)
Мы - умные! Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! Мы - отлично учимся! Все у нас получится!
- Ребята, улыбнитесь мне и нашим гостям, подарите улыбку друг другу. По выражению лица я вижу, что у вас всё в порядке, и ваше настроение можно изобразить так … Когда у человека хорошее настроение, тогда он работает успешно.
- Итак, в путь!
ІІ. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- сформулировать цели урока;
- уточнить тип урока;
- наметить шаги учебной деятельности.
- Ребята, мы с вами разделились на группы, используя картинки. А почему вы выбрали эти фигурки, скажите в конце урока.
- Мы с вами будем учиться работать в группах самостоятельно. Какие правила нужно соблюдать, работая в группе?
- Вы должны показать умения работать в группе, умение распределять обязанности, договариваться о способах учебной работы, умение контролировать, оценивать свою работу. Всё это вы будете отмечать сами в листах оценивания, которые лежат у вас на партах.
- На столах лежат файлы, достаньте из 1 конверта задание. Вам нужно соединить примеры с ответами и расположить их в порядке возрастания. А теперь прочитайте слова.
Задание для группы № 1
Задание для группы № 2
18 – 2 =
15
(М)
48 - 3 =
41
(а)
45 – 30 =
16
(а)
81 - 40=
45
(а)
60 – 40 =
20
(и)
20 + 23 =
44
(ч)
30 – 9 =
21
(н)
40 + 4 =
43
(а)
20 – 1 =
19
(з)
46 – 4 =
40
(З)
10 + 7 =
17
(г)
49 – 9 =
42
(д)
9 + 9 =
18
(а)
Задание для группы №3
60 + 4 =
66
н
96 – 30 =
64
к
70 – 5 =
68
м
65 + 3 =
65
о
66 + 1 =
69
и
60 + 9 =
67
о
41 + 30 =
63
Э
30 + 33 =
70
к
100 – 30 =
71
а
Магазин-----------задача --------------экономика
- Какое слово больше относится к математике?
- Что мы знаем о задаче? Сверьте свой ответ.
- Значит, какую тему будем закреплять?
(Решение задач и примеров.)
-А какое из составленных слов не встречается на уроках математики? (Экономика)
- На каком уроке мы это слово слышали? (на уроке окружающего мира)
-Давайте вспомним, что означает это слово? (Экономика – это хозяйственная деятельность людей).
- Правильно. Это наука о правилах и законах ведения хозяйства. А кто может назвать отрасли (составные части) экономики?
- А как вы думаете, связаны ли слова экономика и математика?
- Конечно, связаны. Ведь чтобы правильно вести своё хозяйство, нужно делать верные расчеты, то есть правильно посчитать.
- Ребята, приведите примеры задач, которые мы решаем каждый день. (покупки в магазине, ремонт в доме, готовим еду, работаем в огороде, строительство и т.д.)
- Правильно. Ведь умение решать задачи нужно не только на уроке математики, но и в повседневной жизни. И сегодня мы будем решать такие задачи, которые ставит перед нами сама жизнь.
- Математика повсюду
Глазом только поведёшь
И задачек разных много
Ты вокруг себя найдёшь.
- Ребята, чему же сегодня мы научимся?
Уметь составлять и решать задачи, числовые выражения.
Уметь работать в группе. Самоконтроль и самооценка.
- Правильно ли мы определили цели урока, посмотрите на следующий слайд.
- В конце урокам мы выясним, достигли ли мы этих целей?
- А оценивать свою работу будем с помощью памятки, которая перед вами на доске.
Памятка «Как оценивать свою работу»
1) В чем заключалось задание?
2) Удалось получить результат?
3) Полностью правильно или с ошибкой?
4) Полностью самостоятельно или с помощью?
5) По каким признакам мы различаем отметки?
6) Какую сам выставляешь себе отметку?
- И отметки сегодня у нас тоже будут необычными, каждую работу вы будете оценивать кружочками, которые лежат у вас на парте.
Зелёный – всё правильно
Жёлтый – есть ошибки
Красный – очень много ошибок, не понял
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Цели:
- организовать актуализацию умений;
- организовать выполнение учащимися учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;
II. Актуализация опорных знаний.
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
1.Минутка чистописания.
- Ребята скажите, а какое сегодня число? Какой день недели?
- Что вы можете сказать об этом числе? Какое оно? Из каких цифр оно состоит?
- Что показывает первое число? А второе?
- Запишите это число в тетрадях. Допишите строчку до конца.
- Пишем цифры правильно. Выполняем задания аккуратно на листочках. И если вы успешно справитесь с заданиями, то в конце урока ваши работы вложим в наше портфолио, в рабочие материалы.
2. Ролевая игра «Магазин». Составление и решение задачи.
- Вы помните цель урока, которую мы ставили? А упражняться в этом мы будем с вами в игре.
- А вы любите играть? Я вам предлагаю игру «Магазин».
- И мы с вами отправимся в магазин канцелярских товаров.
- Что нужно говорить, заходя в магазин? (здравствуйте)
- Как нужно обратиться продавцу, спрашивая то, что нужно купить?
- Итак, у …. 20 рублей. Что может он купить, если …
- Мы работаем в группе, подумайте, какую задачу составит и решит каждая группа?
- Какая группа готова? Решите, кто пойдёт из каждой группы к доске.
- А теперь оцените свою работу по этой памятке.
- Если решение правильно, то из конверта возьмите кружочек зелёного цвета и положите на парту. А если у кого-то были ошибки возьмите кружочек жёлтого цвета. А у кого не правильно, то красного цвета. Эти кружочки сохраняем, они нам понадобятся в конце урока.
Ребята, скажите, полученные знания понадобятся только на уроке или и в жизни?
- Действительно, наше умение считать, решать задачи нужно не только на уроке, но и в жизни.
- Вы составили задачи про книжку, ластик и блокнот. А какую форму они умеют? (многоугольник, прямоугольник, четырёхугольник)
- А можем ли мы узнать периметр этих предметов?
- Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон)
- Что для этого нужно сделать? (измерить стороны и сложить их длины)
Группа «Шарики» находит периметр книжки.
Группа «Тортики» - периметр блокнота.
Группа «Подарки» - периметр ластика.
- Теперь подумайте, как вы будете распределять обязанности. Кто из вас будет измерять, а кто считать и записывать?
- А теперь проверим. Какая группа готова?
- Оцените свою работу кружочками.
- Молодцы! Вы справились и этим заданием.
4. Ролевая игра «Идем за покупками».
- А сейчас посмотрите на экран, мы с вами отправляемся за покупками в магазин игрушек. На прилавке магазина расставлены игрушки. А под ними ценники. Вам нужно составить и решить задачу по заданному вопросу. Ответ записать в пустом прямоугольнике.
- Кто пойдёт из каждой группы? Сверьте свой результат с записью на доске.
- Молодцы! Вы справились с этим заданием.
5. Физминутка.
- Ребята, скажите, а какой самый любимый праздник у вас? (Новый год, день рождения)
- У каждого человека есть такой день, который он считает самым главным в своей жизни – это день рождения.
- А в какие игры вы любите играть на этом празднике?
- А теперь давайте все дружно встанем и отдохнём.
(движения под песню «Каравай»)
- А кто мне скажет, что такое каравай и когда его пекли?
(Каравай - это большой круглый хлеб. Пекли его, когда встречали гостей, на праздники).
- У вас на партах есть словари, найдите значение этого слова и прочитайте. … сказал правильно?
-Молодцы! Мы продолжаем свою работу.
9. Решение числовых выражений.
Цель:
- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
- Давайте представим, что скоро у вас будет день рождение и вам нужно к этому дню приготовиться.
- Что для этого нужно сделать? (Украсить комнату, позвать гостей, приготовить угощения, т. д.)
- Правильно, ребята. На день рождения принято приглашать гостей и украсить комнату к празднику, приготовить игры.
- А на каких уроках вы говорили об этом празднике? (на уроках технологии, рисования, окружающего мира, чтения)
- Какое самое главное блюдо на день рождение? (торт)
- Посмотрите на слайд, какой красивый торт сегодня у нас.
- Чем его украшают? (Свечками)
- Но чтобы украсить наш именинный торт, нужно решить примеры, записанные рядом со свечками.
- А как вы думаете, почему мы поставили 8 свечек?
- Поэтому у нас тоже 8 примеров и 8 свечек.
- И каждая свечка – это доброе пожелание имениннику. Что вы хотите пожелать?
- Эти примеры можно решить самому или с товарищем.
- Оцените свою работу и возьмите кружочек нужного цвета.
- Мы много говорили о том, как встречать гостей, но иногда случается так, что мы сами идём в гости. Давайте вспомним, как нужно себя вести в гостях.
(Дети читают правила, записанные на листочках и прикрепляем на доске. Составляем кластер).
- Ребята, будем придерживаться этих волшебных правил?
- В гостях проявите свою воспитанность. Ведите себя так, чтобы ваш приход был приятен хозяевам и чтобы они смогли его запомнить надолго.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)
III. Рефлексия процесса и результатов урока.
Цели:
- зафиксировать содержание, изученное на уроке;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.
-А сейчас хочу узнать, как вы запомнили цели нашего урока? Как вы думаете, мы их достигли?
- Проанализируйте свою работу на уроке, закончив предложения:
Я узнал…
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
- Молодцы, ребята! Вы всё хорошо запомнили.
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
V. Составление аппликации на колпаке.
- Ребята, давайте вспомним, как мы с вами сегодня делились на группы?
- Как вы думаете почему?
- Правильно, мы говорили о дне рождении, решали задачи и примеры о покупках.
- В последнее время при праздновании дня рождения стали надевать на головы колпаки. Их можно сделать своими руками заранее. Я приготовила вам каждому из вас такие колпачки.
- И вы теперь эти колпачки украсите своими оценочками – кружочками, которые лежат у вас на парте.
- Покажите. Какие у вас получились колпаки? Вы на уроке работали очень хорошо, активно, дружно. Показали своё умение решать задачи, примеры, умение работать в группе.
IV.Домашняя работа (по выбору)
- Полученные знания на уроке вы можете использовать при выполнении домашнего задания.
- Теперь я вам предлагаю каждому из вас выбрать себе листочек с заданием.
- Листочки у нас разного цвета.
Красный листочек – задание на внимание.
Жёлтый листочек – задание творческое.
Зелёный листочек – задание на развитие логики.
- На этом наш урок подошёл к концу. Я выключаю лампу до следующего урока. Ты помогла нам, освещая путь знаний.
- Спасибо за урок! Вы очень активно работали. Я вами очень довольна.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Игра «Каравай» wintube.ru›video/cRQd4hkAlAA/karavaj-detskaya…den…
2. Игра на уроке математике «Идём за покупками» myshared.ru›Математика задачи ИДЕМ.