Данный урок проводится во 2 классе по учебнику Л.Г.Петерсон "Математика". Целью данного урока является ознакомление учащихся с понятиями "операция", "объект операции", "результат операции". Дети учатся находить операцию, объект и результат операции.
В процессе урока дети так же развивают и закрепляют навыки сложения и вычитания трехзначных чисел; развивают логическое мышление, математическую речь.
Ход урока.
- Орг.момент. ( 2 мин)
- Здравствуйте! В начале нашего урока я вам предлагаю создать друг другу хорошее настроение. Любите ли вы подарки? Давайте попробуем подарить друг другу что-то нематериальное. Кому понравился полученный подарок?
2. Актуализация знаний.(5 мин)
1) Дан ряд чисел:
198, 202, 206, 210,
- Что у них общего?
- Какое число лишнее? ( 198, 202, 210,…)
- В каком порядке расположены числа? ( в порядке возрастания) Какое число самое маленькое? Какое самое большое?
- Установите закономерность и определите следующее число.(214)
- Что вы можете рассказать об этом числе?
-Я предлагаю вам выполнить на выбор следующие задания:
А) Выполнить графическую модель этого числа
Б) Выразить в различных единицах счёта( 214 = .с.д.ед = .д.ед = .с.ед
В) Выразить 214 см разными способами в м, дм, см.( 214 см = .м.дм.см = .дм.см=.м.см)
Г) Представить это число в виде суммы разрядных слагаемых.
- Какие знания вам понадобятся для выполнения этих заданий?
( состав многозначных чисел, именованные числа, графическая модель, разрядные слагаемые, разряды, порядок следования, закономерность) - - --- Давайте положим их в нашу «корзину знаний»
(4 ученика работают у доски, остальные в тетрадях)
3. Этап выявления места и причины затруднения.( 2 мин)
- Скажите, какие математические операции вы можете выполнить с этим числом?
- Почему это задание вызвало у вас затруднение?
- В каком смысле слово «операция» вам знакомо?
4. Определение темы и цели урока.( 1 мин)
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Сегодня первый урок по этой теме?
- Каковы будут цели урока?
5. Этап построения проекта выхода из затруднения.( 1 мин)
- Как же нам найти ответ на поставленный вопрос? ( Посмотреть в интернете, словаре, самим попробовать разобраться).
- Давайте попробуем сами разобраться в том, что же в математике называется “операцией”, а потом сравним наши выводы с полученной из источников информацией ( 2 ученика работают в инете и со словарём)
6. Этап реализации построенного проекта. ( 5 мин)
- Рассмотрим несколько действий над предметами, словами и числами.
1) Что получится, если яблоко раскрасить красным цветом? (красное яблоко). Попробуйте это сделать ( 1 – у доски, остальные – в тетрадях).
- Можно сказать, что мы преобразовали объект? ( Что такое объект, преобразование?)
2) На доске:
Выполним следующее действие над словами (уберем первую букву)
ВХОД – ХОД
ФРАК –?
МУХА –?
? - ПЯТЬ
- Какое нужно взять слово, чтобы получилось слово ПЯТЬ? (опять)
3)На доске:
27 -------72
Посмотрите на запись и скажите:
- Какие изменения произошли с числами? (поменяли местами цифры десятков и единиц)
- Какое число было вначале?
- Какое число получилось?
- Проделайте данную операцию со следующими числами:
54 -----?
207 -----?
358 -----?
? ---------38
Проверка. Какое число было вначале, если в результате получилось 38?
- Так можем ли мы теперь сказать, что такое ОПЕРАЦИЯ?
(вывесить по ходу заданий слова – таблички “действия”, “изменения”, “преобразования” )
- Сравним наш вывод с учебником, информацией из интернета, словаря.
Объект – операция – результат ( в «корзину знаний»)
7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.(17 мин)
Обратимся к учебнику:
А)Задание №1, стр.1.
Рассмотрите рисунок и скажите, какую операцию проделал Миша над игрушками? (убрал пушку)
Б)Задание №2.
Посмотрим на 2 задание. В этом задании необходимо сказать, что было вначале, какую операцию выполнили, и что получилось в результате. (комментирует 2 ряд, используя слова: объект, операция, результат)
В)Задание №3.
- Чем отличается это задание от предыдущего?
Называем объект, операцию и результат.
( комментирует 1 ряд)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Г)Работа в парах.
- Давайте проговорим правила работы в парах.
- Дети получают объект и результат операции, необходимо сформулировать саму операцию.
круг
красный круг
нитки
свитер
стены
зелёные стены
400
4
стол
сто
45
54
3 м
300 см
сом
дом
ток
кот
5
6
нераскрашенная
раскрашенная картинка
большой предмет
уменьшенный в размерах
В ходе проверки каждый ученик заполняет лист проверки, который сдаёт учителю в конце урока с «Лесенкой успеха» и «Индикатором настроения»
Номер задания
Выполнил правильно
Выполнил неправильно
Количество ошибок за самостоятельную работу
8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону( 5 мин)
Задание № 6.
По вариантам ( проверка консультантами из числа учащихся, результат вносится в лист проверки).
- Какую операцию вам предлагают выполнить?
9. Включение в систему знаний и повторение ( 3 мин)
- Зачеркни лишние вопросы.
- Какую математическую операцию выполнили в каждом из решений задачи?
10.Домашнее задание ( 1 мин)
По выбору: № 9 или 10 с. 10.
- Чем отличается одно задание от другого?
- Какое задание кажется вам более сложным?
- Какое более интересным?
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) ( 2 мин)
- Какую цель мы ставили в начале урока? Удалось ее выполнить? Каким способом? (работа в паре, с помощью учителя, самостоятельная работа и т.д.) Где будете применять знания? Какое новое знание мы положили в «корзину знаний»?
«Лесенка успеха», «Индикатор настроения».