Просмотр содержимого документа
«Урок по математики на тему "Умножение и деление обыкновенных дробей"»
Открытый урок- закрепления и обобщения по математике на тему:
«Умножение и деление обыкновенных дробей»
Учитель: Тавунова Галина Леонидовна
Предмет: Математика
Класс: 6 класс
УМК: Математика 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Н.Я.Виленкин и др.
Тема: Умножение и деление десятичных дробей.
Цели деятельности учителя:
Цель: систематизировать знания учащихся по теме “Умножение и деление обыкновенных дробей”, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на урок с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективному составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне оценки, планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать задачи на умножение и деление десятичных дробей.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы после его завершения на основе его оценка и учета характера сделанный ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); использовать знаково-символические средства; извлекать из математических текстов необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи.
Основные понятия: Обыкновенные дроби, умножение, деление.
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа.
План урока:
Организационный момент. (1 мин).
Актуализация знаний. Устная работа.(4 мин)
Обобщение и систематизация знаний (20 мин).
Физкультминутка. (2 мин).
Решение задачи и примеров. (6 мин).
Итог урока. Рефлексия. (3 мин)
Домашнее задание.(2 мин)
І. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Мендвт, ребята! Рада вас видеть, видеть вашу готовность к уроку и надеюсь, что мы в вами сегодня проведем время с интересом и пользой. Я верю в ваши способности!
Сегодня у нас необычный урок закрепления знаний, умений и навыков. Для начала я хочу узнать у вас.
- какие дроби вы изучали?
- какие действия вы с ними производили?
Итак, тема нашего урока «Умножение и деление обыкновенных дробей» (запишите, пожалуйста, в тетради число и тему урока).(слайд 1)
Ребята, какова цель нашего урока?
Цель нашего урока: систематизировать знания по данной теме(слайд 2)
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по Тихому океану и узнаем о нем много нового и интересного.(слайд 3)
А что такое океан? (пытаются сформулировать дети)
(Что об этом говорят словари? «Океан – это водная оболочка, покрывающая большую часть Земли».
Мы с вами будем сегодня не только бороздить просторы Тихого океана, но и попробуем открыть некоторые его тайны, например, найдем подводный клад, а это очень сложно.
Таким образом, девиз нашего урока: «Тайны океана сами к нам не приплывут, чтоб разведать их нужны желание и труд!» (мы на уроке подразумеваем умственный труд). Каждому из вас я даю бортовые журналы, в которых вы будете отмечать свои успехи, как это делают капитаны кораблей. Если все сделали правильно – ставите плюсик или фиксируете ошибку, в конце урока за правильно выполненные задания учащиеся получат старинные монеты, найденные на дне океана. Те, кто набрал 5 монет, получают «5», 4- (по желанию) получают «4», ниже четверок не ставить.)
II. Актуализация опорных знаний.
Приступаем к упаковке багажа:(слайд 5-6)вычислите устно.
Задание 1.
1. 2. 3.
4. 5. 6.
Задание 2. (слайд 7-8)
Найти дробь, взаимно-обратную данной 4/7: 4/5, 7/4, 8/14, 1
Найти дробь, равную данной 6/15: 3/5, 12/15, 2/5, 2/30
Найти дробь, равную 0: 1/0, 0/0, 0/43, 4/0
4. Найти куб дроби 2/3: 6/9, 8/27, 8/9, 6/27
Учитель.(слайд 9) Итак, наш с вами багаж - это все то, чему мы научились, работая над нашей темой, собран. Давайте теперь проверим насколько надежно наше снаряжение.
Задание 3. (слайд 11) Ответьте на вопросы
А теперь ребята ответьте, пожалуйста, на вопросы.
Правило умножения обыкновенных дробей.
Как умножить дробь на натуральное число?
Как поделить обыкновенные дроби?
Какие числа называются взаимообратными?
Ответы:
При умножении обыкновенных дробей числитель умножается на числитель, знаменатель на знаменатель
Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо её числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения.
Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число обратное делителю.
Два числа называются взаимообразными, если их произведение равно единице.
III. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель. (слайд 12). Представьте себе, что мы находимся вблизи полуострова Камчатка. С этого места мы и отправимся в плавание.
Пункт отправления :
Учитель: Знаете ли вы, сколько всего океанов на нашей планете? Назовите их.
Тихий океан. Он просто огромный, самый большой на Земле. Знаете какую часть всей поверхности Земли он занимает?
Сейчас, используя свои математические знания, вы найдете ответ на этот вопрос.
Задание 4. (слайд 14)
Это - магический круг. Вы должны догадаться, как связаны между собой числа в нем и найти пропущенное число. Это и будет ответ на наш вопрос:
Да, 3/10 – это примерно 179 млн. кв.км. (включая моря).
Задание 5. (слайд 16-17)
Предлагаю вам посмотреть великолепие подводного царства. Посмотрите, перед нами обитатели подводного мира. Некоторых из них мы уже знаем. Назовите их (Дети предлагают варианты ответов: акула, скат, морская звезда). Чтобы узнать название маленькой желтой рыбки, выполним задания. (карточки с заданиями)
1)
2)
3) 2 : 4* 2
4) 3 * (2 : 5)
5) 1 * 3 : 3
2 пункт путешествия :
Ребята, а знаете ли Вы, что именно в Тихом океане находится самое глубокое место на Земле – Марианский желоб (Марианская впадина)? Хотите узнать ее глубину? Тогда нужно быть внимательными, уметь логически мыслить и рассуждать.
А так как во время любого коллективного путешествия, очень важно уметь работать в команде, то я хочу предложить вам задачу, которую приходилось решать и в жизни и решать вы ее будете, работая в группах.
Задание 6. (слайд 19)
Скорость звука в воде 77/52 км/с. Время, за которое звуковая волна, выпущенная эхолотом с нашего корабля, достигла дна и вернулась обратно, составляет 104/7 секунды.
Найти расстояние до дна Марианской впадины.
Если решение верно, то откроется схема Марианского желоба.
Учитель. Итак, ребята, мы узнали глубину Марианского желоба.
Она равна 11 километров. А если точнее, то 11022м = 11 км 22 м.
Ребята, наше путешествие продолжается. И я хотела бы у вас узнать какие водоемы в Республике Калмыкия вы знаете?(дети отвечают)
Давайте решим задачу и узнаем длину некоторых озер Калмыкии.
Задание 7. (слайд 20)
Длина озера Канурка км, что составляет 40 % от длины Большого Яшалтинского озера. Найдите длину озера Бузга, если известно, что она в 4 раза меньше длины Большого Яшалтинского озера.
4. Физкультминутка
3 пункт путешествия - Отдых на острове Гавайи (слайд 22)
Пора и нам немного отдохнуть:
1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
Плывем дальше…
4 пункт путешествия (слайд 24) – остров Пасхи
Чем загадочен этот остров? Хотите узнать? Тогда необходимо решить уравнение:
Задание 8. (решить уравнение)
Самостоятельная работа по вариантам:
5 пункт путешествия – Большой барьерный риф:
Учитель.
Мы оказываемся на западе Тихого океана, где рассеяны архипелаги коралловых островов. Здесь находится самая грандиозная постройка на Земле, целиком сотворенная живыми существами.
Это Большой Барьерный риф Австралии. Преодолеем и мы последний барьер, постараемся найти сундук с кладом и вернемся домой.
РАБОТА В ПАРАХ:
Задание 9. (слайд 26)
Перед вами цепочка, в которой нужно заполнить пропуски. А работать будете в парах, ведь в при погружении очень важна страховка товарища.
5. Итоги урока.
Вот и подошло к концу наше с вами путешествие. Молодцы! Вы смогли отыскать клад на дне океана, но это клад ваших знаний и умений умножать и делить обыкновенные дроби. Какие трудности пришлось преодолеть и что вы приобрели, преодолевая трудности? (узнали много нового о Тихом океане, проявили смекалку, рассуждали, применяли свои знания на практике).
6. Рефлексия, оценивание
Мы с вами нашли клад знаний. Добились ли поставленных в начале урока целей? Почему? Посмотрите в свой бортовой журнал. У кого сколько плюсиков? Кто набрал 5 плюсиков-монет и больше – получают «5», 4 получают (по желанию) – «4», ниже отметок не ставить.
7. Информация о домашнем задании. (27 слайд)
Рефлексия настроения и эмоционального состояния..
Сегодня ребята вы хорошо потрудились. Мы проделали долгий путь и наш корабль причалил к берегу. И пора спустить якоря. Кому понравилось на уроке, и было легко преодолеть все трудности, украсьте наш корабль синими якорями, а кому было тяжело на уроке – желтыми.
Многие путешественники, изучающие тайны Тихого океана, не могут остаться равнодушными к нему, не смотря на все подстерегающие опасности, стремятся опять и опять бороздить эти водные необъятные просторы, влюбляются в него, посвящают стихи. Наш урок я хотела бы закончить стихотворением о Тихом океане:
Бушует Тихий океан, И волны злятся на просторе, А нам корабль свыше дан, Что с бурей шторма в вечном споре.
Но всё ж прекрасен этот путь И не смотря на то, что труден, Мы доберёмся как-нибудь, И в тихой бухте помнить будем.
Надеюсь, что наш сегодняшний урок вы тоже будете помнить.