Проблемно – диалогический урок.
Этапы урока, время | Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками) | Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | Доска и оборудование. |
Актуализация знаний 5 -7 мин. | Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело …Чтобы переварить знания надо поглощать их с аппетитом» Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем поглощать знания с желанием, они пригодятся вам в дальнейшем. Ученикам даются тексты самостоятельной работы с целью повторить правила перевода одних единиц в другие, где получаются десятичные дроби, умножение и деление на разрядную единицу, сравнение десятичных дробей. Проверка осуществляется с помощью проектора. . | Ученики, сидящие за партой, меняются работами и исправляют ошибки друг у друга. Проговаривают еще раз правила, применяемые при выполнении этих заданий сначала друг другу, а затем, вместе с учителем. Оценивают работы : сделали все верно – «5», допустили от 1 до 2 ошибок-«4», от 3 до 5 ошибок-«3», от 6 и более ошибок – «2». | Карточки с самостоятельны ми работами, проектор. |
Создание проблемной ситуации 3-5 мин. | Дома вы должны были измерить свой рост. В каких единицах удобнее измерять свой рост? Давайте выясним кто в классе самый высокий и самый маленький. Смогут ли дотянуться эти ребята до нижних веток яблони, встав друг на друга, если от земли до нижних веток яблони 2,5 м? Что для этого нужно сделать? Умеете ли вы это делать? А что мы уже знаем? Какими знаниями владеем? | Рост лучше измерять в метрах. Применяя правило сравнения десятичных дробей, выясняют кто выше, кто ниже. Сложить рост одного ученика с ростом другого и сравнить с 2,5м. Нет. Мы умеем переводить одни единицы измерения в другие, умножать и делить десятичные дроби на разрядную единицу, сравнивать десятичные дроби. | На доске записать рост самого высокого и самого низкого ученика класса. |
Формулирование проблемы (темы и целей урока) 1-2 мин. | Итак, что же нам сегодня предстоит выяснить на уроке? Какова будет тема урока? Какие цели мы перед собой поставим? | Нам предстоит складывать и вычитать десятичные дроби. Тема нашего урока будет: «Сложение и вычитание десятичных дробей» | Тема : «Сложение и вычитание десятичных дробей» Цель урока: научиться складывать и вычитать десятичные дроби |
Открытие нового знания 3 – 5 мин. | Предлагается выполнить №703. Подумайте, отличается ли правило сложения десятичных дробей от правила сложения натуральных чисел? Если вы все сделали верно, то какой вывод можно сделать? | Выполняют в тетради и затем, сравнивают с решением на доске. Вывод делают ученики под руководством учителя. Сложение десятичных дробей, так же как и сложение натуральных чисел, выполняется поразрядно. | Учебник. Решение проецируется на доску. №703. а) 24 +32 56 2,4 + 3,2 5,6 б) 452 + 231 683 4,52 + 2,31 6,83 в) 204 + 378 582 г) 0,204 + 0,378 _______________ 0,582 |
Формулирование нового знания 1 – 2 мин. | Выполнить устно № 704. Подумайте, какой должна быть запись при выполнении письменных вычислений? Сравните с правилом в учебнике. | Ученики записывают в тетрадь алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. 1) Уравнять количество знаков после запятой. 2) Записать, как при сложении натуральных чисел. 3) Выполнить действие, не обращая внимания на запятую. 4) Поставить в ответе запятую под запятой. Повторяют вслух друг другу ( соседу по парте). | Учебник. Правило проецируется на доску. |
Первичное применение нового знания 2-3 мин. | Теперь вы можете ответить на вопрос: « Могут ли достать до нижних веток яблони наши ребята, встав друг на друга. Выполним №708: 1 и 2 задание устно, а 3 и 4-письменно в тетради. Учащимся предлагается найти ошибки, которые допустил Незнайка при сложении и вычитании десятичных дробей. | Ученики считают и отвечают на вопрос. Комментируют вслух решение 1 и 2 примера. Проверяют решение на доске. Замечают, что в 3 и 4 примерах надо было еще уравнять число знаков после запятой. | Учебник. Решение 3 и 4 примера проецируются на доску. 2,56 + 3,7 _________ 3,956 8,13 _ 1,027 ________ 1,786 |
Самостоятельная работа 3-5мин. | Ученикам выдаются тексты с самостоятельной работой по группам. 5 групп по 5 человек. Оценивают работу самостоятельно. Если работу выполнил полностью самостоятельно и правильно, то оценка «5». Если были 1-2 подсказки, то «4». 3 подсказки – «3». | Выполняют самостоятельную работу в тетрадях. Проверяют правильность выполнения задания на доске. | Тексты с самостоятельными работами. Проектор. |
Итог урока 1-2 мин. | Итак, какова была тема нашего урока? Какова была цель нашего урока? Какие наиболее часто встречающиеся ошибки при этом у вас были? | Сложение и вычитание десятичных дробей. Формировать навыки сложения и вычитания десятичных дробей. Не верно уравнивали знаки после запятой, записывали не под тем разрядом соответствующую цифру, забывали ставить запятую в самом ответе. | |
Домашнее задание 1 – 2 мин. | №716- это задание обязательного уровня. Дополнительно выполнить один из номеров вариативной части №719, №722 (а), №725. В случае необходимости, разъяснить задание. Вспомнить, как найти периметр прямоугольника. | Определяют для себя вариативную часть самостоятельно. Записывают задание в дневник. | Домашнее задание на доске и на карточках. |