(Факультативное занятие в 4 классе) Цели: 1.Образовательные: ? углубить знания о симметрии, сформировать понятие об осевой симметрии; ? через понятие «симметрия» раскрыть связь математики с живой природой, искусством, техникой. 2.Развивающие: ? развивать пространственное воображение учащихся, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, обогащать словарный запас учащихся; ? учить учащихся учиться математике, самостоятельно добывать знания, побуждать к любознательности; ? развивать мыслительные операции (умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать); ? развивать внимание, наблюдательность. 3.Воспитательные: ? -воспитывать в учащихся дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду, умение к совместной деятельности. Оборудование: 1)Мультимедиа проектор, 2)презентация «Симметрия», 3)палочки (можно счётные), 4) карточки для физ.минутки, 5) лист бумаги, краски, кисть (каждому учащемуся), 6) буквы, вырезанные из бумаги.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему " Симметрия" »
Урок на тему: «Симметрия»
(Факультативное занятие в 4 классе)
Цели:
1.Образовательные:
углубить знания о симметрии, сформировать понятие об осевой симметрии;
через понятие «симметрия» раскрыть связь математики с живой природой, искусством, техникой.
2.Развивающие:
развивать пространственное воображение учащихся, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, обогащать словарный запас учащихся;
учить учащихся учиться математике, самостоятельно добывать знания, побуждать к любознательности;
развивать мыслительные операции (умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать);
развивать внимание, наблюдательность.
3.Воспитательные:
-воспитывать в учащихся дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду, умение к совместной деятельности.
Как вы знаете, наука геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, размечая землю, измеряя расстояния и площади, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов, он использовал свои геометрические знания, полученные из наблюдений и опытов. Почти все великие учёные древности и средних веков были выдающимися геометрами. Древнегреческий философ Платон, проводивший беседы со своими учениками, одним из девизов своей школы провозгласил: «Не знающие геометрию не допускаются!». Было это примерно 2400 лет назад. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой. Мы начнём своё занятие с нескольких практических задач.
Запишите сегодняшнее число и оставьте место для темы урока.
Задача 1. Сложите 7 палочек так, чтобы образовалось 3 треугольника (сторона каждого треугольника должна быть равной длине палочки).
Задача 2. Нарисуйте квадрат. Разделите его на 4 равные части разными способами.
Задача 3. Нарисуйте прямоугольник. Разместите 12 точек в прямоуголь-нике так, чтобы у каждой стороны в прямоугольнике было по 4 точки.
Задача 4. Графический диктант: Отступите по 3 клеточки сверху и слева и поставьте точку. 1 клеточку вправо, 1-вверх, 1-вправо, 3-вниз, 1-влево, 1-вверх, 1 влево,1-вверх. Отступите 2 клеточки вправо и начертите зеркало. Постройте изображение в зеркале. Кто знает, какую картинку мы получили?
-Симметричную.
(Все решения проверяются у доски).
Новый материал.
С явлением симметрии мы встречаемся повседневно. Удивляемся и восхищаемся, рассматривая крохотную снежинку, стрекозу с прозрачными крыльями или изящный цветок, а может и красивую машину или величественную фигуру самолёта или ракеты. Используя красоту и гармонию природы, человек создал многое в мире симметрии своими руками: купола церквей, архитектурные здания, самолёты, корабли и т.д. Об этих и многих других предметах мы можем сказать, что они красивы. И в основе их красоты лежит симметрия. Но симметрия—это не только красота. Симметричность формы нужна рыбе, чтобы плыть, птице, чтобы летать. Поэтому мы можем сделать вывод, что симметрия в природе неспроста: она ещё и полезна, т.е. целесообразна. В природе красивое всегда целесообразно, а целесообразное всегда красиво. Симметрия проявляется обычно в форме и цвете. Есть симметрия и в музыке, и в поэзии, и даже в буквах и цифрах. Посмотрите, перед вами вырезанные из бумаги некоторые буквы. Симметрия— рождает из них новые буквы. (Демонстрируются буквы А, Г-Т, К-Ж-Л, З, М. Н, Ф-Р и т.д.)
IVПрактическая работа.
-А теперь мы с вами используем один из способов построения симметричной картинки. Возьмите лист бумаги и капните (мазните) на него в указанном месте краской. Сложите лист пополам, прогладьте ладошкой и разверните. Что у вас получилось?
-Капля отпечаталась на другой стороне.
-Измерьте расстояния от линии сгиба до каждой картинки. Что вы можете сказать?
-Расстояния по разную сторону от неё одинаковы.
- Вы получили симметричную картинку. При этом линия сгиба является осью симметрии. Этот вид симметрии так и называется –осевая симметрия. Подобный приём иногда используют в своём творчестве художники. Если удачно «накапать» краской, то можно получить довольно красивые картинки.
V. Домашнее задание.
Попытайтесь создать свой шедевр в стиле «симметризма» на рисунке «Летом в симметричном лесу». Можете нарисовать от руки или в среде «Живая геометрия» и покажите на рисунке ось симметрии каждого объекта (цветов, деревьев, птиц и т.д.)
VI. Физ.минутка. Я буду показывать вам геометрические фигуры, а вы должны догадаться сколько раз выполнять каждое упражнение.
∆-столько разногою топнем;
-столькораз другою топнем;
◊-мы в ладоши громко хлопнем;
-мы наклонимся сейчас столько раз;
⌂-и подпрыгнем ровно столько;
Ай да счёт, игра и только!
VII. Символом симметрии считается строение и рисунок крыльев бабочки. Сейчас мы с вами посмотрим презентацию «Симметрия». (Приложение 1). Итак, какая тема нашего сегодняшнего урока.
-Симметрия.
-Запишите.
-Кто может сказать, что такое симметрия? (ответы детей)
Давайте запишем: Симметрия-это соразмерность, одинаковость в расположении частей тела.
-Назовите примеры симметричных тел.
VIII. Физминутка. Дадим зарядку и отдых нашим глазам.