2
Технологическая карта урока математики - 1 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
Учитель начальных классов МАОУ Прокуткинская СОШ Ренжина Нина Павловна
Тема | Симметрия. Ось симметрии |
Тип урока | Урок освоения новых знаний |
Планируемый результат | Узнавание симметричных фигур, определение количества осей симметрии |
Основные понятия | Симметричные фигуры, ось симметрии |
Межпредметные связи | Окружающий мир, Технология, Литературное чтение |
Оборудование | Ноутбук, проектор, экран, учебник, ножницы, цветная бумага, зеркальце, карточки с заданиями, фломастеры |
Организация пространства | Коллективная работа, групповая работа, самостоятельная работа, работа в паре |
Методы | Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые. |
Цели | Формировать у учащихся универсальные учебные действия: Личностные (самоопределение, смыслообразование); Коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества); Познавательные (работа с информацией, выполнение логических операций); Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность). |
Задачи урока | Обучающие: Формировать представление о симметрии, симметричных фигурах; Формировать навыки самостоятельной, парной и коллективной работы. Развивающие: Развивать воображение, внимание и наблюдательность, умения анализировать и сравнивать предметы; Развивать математическую речь. Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету и любознательность; Воспитывать чувство взаимовыручки, общую культуру. |
Ход урока:
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: – Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность (2 мин) | Эмоциональный настрой | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок? Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок! - Но урок у нас сегодня необычный, у нас гости. Выдохните чувство тревоги, вдохните в себя воздух чистого весеннего утра. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки гостям, и тем самым, мы с вами пожелаем всем присутствующим добра и здоровья. СПАСИБО! Мне бы очень хотелось, чтобы вы показали свою внимательность, честность, сообразительность, умение преодолевать трудности, потому как урок сегодня мы проведём с его величеством Королём Математики. Встречайте его! Старенький стал король, и уже присматривает наследника на свой престол. Постараемся понравиться ему? - ДА! - СПАСИБО! Я верю в вас, и знаю, - у вас всё получится! | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД) Готовность и способность учащихся к саморазвитию (Личностные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
II. Актуализация знаний Устный счёт (9 мин) (4 мин) | Слушают учителя Работают с веером Тренируют память, внимание, воображение Спорная ситуация Работа в группе | Организует актуализацию знаний и умений
Предлагает задание для тренировочного действия.
Выполнение задания на внимательность Выполнение задания на смекалку ИТОГ ИТОГ | - Наш гость приготовил для вас несколько математических вопросов и хочет посмотреть, насколько вы внимательны и эрудированны. 1. РАБОТА С ВЕЕРОМ * Покажите наибольшее однозначное число 9 Покажите число, которое стоит за числом 12 13 Покажите число, которое стоит перед числом 20 19 Покажите число, которое стоит между числами 14 и 16 15 Покажите число, которое на 3 больше числа 8 11 Покажите число, которое на 5 меньше числа 14 9 Сумма чисел 10 и 7 17 Я утверждаю, что разность чисел 12 и 6 равна 10 НЕТ Сколько ушей у трёх мышей? 6 На берёзе выросло 4 жёлтых груши и 9 зелёных. Сколько всего груш? Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на 2 ноги? (2кг) Молодцы! Вы показали, что вы неплохо знаете последовательность чисел, знаете компоненты и умеете отличить задачу от текстов, не являющихся задачами. Спасибо, дети! РАБОТА В ГРУППАХ - Король очень любит решать числовые кроссворды. Но сегодня у него необычный кроссворд, а с шифровкой. Поможем ему? | + | | = | 17 | - | | + | | - | | - | 2 | = | | = | | = | | = | | + | 11 | = | 16 | 14 | - | | = | 4 | + | | - | | + | | + | 2 | = | | = | | = | | = | 19 | - | | = | | Работать будем в группах. Вам необходимо вставить недостающие числа, затем записать все имеющиеся числа в порядке возрастания и прочитать шифровку. Интересное слово! Кто-нибудь из вас может сказать, что обозначает это слово? Давайте попросим нашего специалиста КУНСЛУ объяснить значение нового для вас слова СИММЕТРИЯ. Симметрия – соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости Из «Толкового словаря» С.И.Ожегова Спасибо. Король отмечает, что вы умеете считать в пределах 20 и умеете работать сообща. Поблагодарим группы за совместную работу. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД) Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД) |
III. Открытие нового знания. Практическая работа (5 мин) | Повторяют ТБ при работе с ножницами Практическая работа Складывают, вырезают, отвечают, высказывают предположения С помощью учителя определяют тему и ставят цель урока.
Определяют умения, которые будут сформированы | Фиксирование нового открытия Организует постановку определения темы и цели урока. | Перед тем, как проявить вам своё творчество, давайте вспомним правила работы с ножницами. СПАСИБО, не забывайте эти правила в ходе работы. – Возьмем лист бумаги, сложим его пополам и вырежем какую-нибудь фигурку. Теперь развернем лист и посмотрим на линию сгиба. - Какую функцию выполняет эта линия? - Эта линия делит фигуру пополам. – Значит, линия сгиба делит фигурку пополам так, что 1 половинка является копией 2 половинки, т.е. эта линия непростая, она обладает замечательным свойством. Эта линия, ребята, называется - ОСЬ СИММЕТРИИ - Подумайте и попробуйте сформулировать вопрос, на который мы будем искать ответ в течение оставшегося времени. - Какие фигуры называются симметричными? - Что такое ось симметрии? | Преобразование практической задачи в познавательную. (Познавательные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) Мотивация учебной деятельности (Личностные УУД) Умение составлять вопросы, вести устный диалог (Коммуникативные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) |
IV. Сообщение темы урока (3 мин) Планирование | Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Стр. 129 (устно) Крошка Енот | Организует составление совместного плана действий.
| - Вы помните девочку Алису из мультфильма и её приключения в Зазеркалье? На этом уроке мы тоже будем смотреть в зеркало, чтобы разобраться в новой теме «Симметрия. Ось симметрии». - С чего начнём работу? Кто наш главный помощник на уроке? - Учебник. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) |
V ФИЗМИНУТКА (2 мин) | | | Мы решали, мы считали Что-то мы чуть - чуть устали. Мы сейчас потопаем, Ручками похлопаем. Раз - присядем, быстро встанем Улыбнёмся, тихо сядем. | |
VI. Первичное закрепление (5 мин) | Наблюдение Работа с учебником Стр. 130 № 2, № 3 (устно) | Организует усвоение учениками нового материала Упражнение с зеркалом Самостоятельная работа с учебником | Возьмите зеркало и поднесите к нему: ластик, карандаш, точилку. - Что вы видите в зеркале? Если посмотреть на зеркало сбоку, то мы увидим прямую. - Кто знает и помнит, как она называется? - Ось симметрии. - Какие предметы по обе стороны её? - По обе стороны её совершенно одинаковые предметы. Они называются симметричными Работа с учебником Стр. 130 № 2, № 3 (устно) | Уметь выполнять работу по предложенному плану Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) (Личностные УУД)
|
VII. Исследовательская работа Закрепление по теме Цели: – Организовать выполнение учащимися исследовательской работы на новое знание; – Организовать самопроверку по эталону, самооценку (12 мин) | Участвуют в диалоге Просмотр слайдов Выполняют физические упражнения, связанные с нагрузкой разных мышц тела и рук Выполняют задание в паре Выполняют самопроверку по эталону
Выполняют самооценку Организует самостоятельную работу по карточкам | Диалог Можно физминутку* Организует выполнение учащимися работы в паре на новое знание Организует самопроверку по эталону Организует самооценку ИТОГ | С явлениями симметрии, с симметричными фигурами мы встречаемся буквально на каждом шагу. - Где вы встречались в жизни с симметрией? (дома, автомобили, самолеты, мебель, посуда, и др.) - А знаете ли вы, люди каких профессий постоянно сталкиваются с симметрией? - Строители, конструкторы, модельеры, портные постоянно сталкиваются в своей работе с симметрией. Симметрия есть и в творениях природы (животные, растении, кристаллы…). Посмотрите вокруг. Нельзя не восхищаться порхающей бабочкой, ярким цветком, загадочной снежинкой. Об этих и других предметах можно сказать, что они красивы. И в основе их красоты лежит симметрия. Но симметрия – это не только красота. Симметричность фигуры необходима рыбе, чтобы плавать, птице, чтобы летать, а также и человеку. Симметричен человек, И увидеть можно: Глаза два, и уха два, И руки две – точно! Две ноги и две ноздри, Щёчки улыбаются. Симметричен человек, Это всех касается! РАБОТА В ПАРЕ - Сейчас мы будем исследовать геометрические фигуры. - Как вы думаете, сколько осей симметрии они могут иметь? - Проверьте своё предположение. Квадрат – 4, треугольник - 1 Прямоугольник – 2, круг - много Работа на карточке. Нарисуй по клеточкам симметричную фигуру в зеркальном отражении. | Уметь оформлять свои мысли в устной и практической форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Контроль, прогнозирование (Регулятивные УУД) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: – Зафиксировать новое содержание урока; – Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. (3 мин) | Каждый учащийся на основании выполненных заданий делает вывод об уровне успешности своей и совместной деятельности на уроке Делают самооценку | Выявляет усвоение детьми знаний в ходе деятельности Организует рефлексию Организует самооценку учебной деятельности ИТОГ | Выполнили мы наш план? С какой целью мы выполняли задания на уроке? Смогли мы это сделать? Кому интересно было это делать? А в жизни вам пригодятся знания, полученные на уроке, если да, то где? Знакомясь с симметрией, мы вырастили с вами дерево успеха. У каждого из вас лежат лепестки успешности. Оцените себя на уроке. Если: Усвоил новое знание, могу об этом рассказать дома – ЗЕЛЁНЫЙ листик, Понял, но не до конца уверен в своих знаниях – ЖЁЛТЫЙ Ни чего не понял – КРАСНЫЙ Король благодарит вас за успешную работу, дарит вам звёзды и просит вас сделать окружающий мир прекраснее (Раздаёт карточки для дорисовки картинок дома) Спасибо за сотрудничество. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Урок подготовила и провела учитель начальных классов МАОУ Прокуткинская СОШ: Ренжина Нина Павловна
РЕЗЕРВ
Игра «Симметричные фигуры»
На листе бумаги в клеточку проводится ось симметрии. Первый играющий играет по одну сторону от оси симметрии, второй - по другую.
Первый игрок рисует квадрат на своём поле, а второй игрок должен нарисовать такую же фигуру на своём поле симметрично первому.
Затем играющие меняются ролями. Можно рисовать любые несложные геометрические фигуры
КАРТОЧКА № 3
_____________________________________________________________________________
КАРТОЧКА № 3
КАРТОЧКА № 3
____________________________________________________________________________
КАРТОЧКА № 3
КАРТОЧКА № 3*
КАРТОЧКА № 3*
КАРТОЧКА № 3*
_____________________________________________________________________________
РЕЗЕРВ
11 – 4 = 5 + 5 = 12 – 8 = 14 – 5 =
7 + 9 = 12 – 9 = 13 – 5 = 9 + 0 =
6 + 8 = 2 + 9 = 6 + 9 = 18 – 10 =
17 – 8 = 15 – 9 = 13 – 6 = 11 – 2 =
У Ани 14 тетрадей: 8 из них в клетку, а остальные – в линию. Сколько тетрадей в линейку?
Самоанализ урока математики
Тема проведённого мною открытого урока в 1 классе: «Симметрия. Ось симметрии», это 1 урок по теме, по планированию уроков 120.
На уроке я стремилась к достижению целей:
Познавательные цели: создать на уроке все необходимые условия, для полноценного усвоения учащимися понятия «симметричные фигуры», «ось симметрии». Закрепить признаки и свойства предметов, учить строить симметричные узоры и фигуры.
Развивающие цели: организовать целенаправленную и эффективную познавательную деятельность учащихся, в ходе которой развивать умение анализировать и делать выводы, наблюдательность, развивать пространственное мышление и глазомер, развивать творческие способности, умение на практике применять осевую симметрию.
Воспитывающие цели: формирование коммуникативных навыков, культуры труда, воспитание любви к природе.
В течение всего урока преследовала здоровьесберегающую цель, создавая условия благоприятного психологического климата на уроке.
Эти цели я постаралась достичь. Цели взаимосвязаны, так как в конце учебного года, изучая интересную, но непростую тему, очень важно, а можно сказать необходимо, поддержать ребёнка, создать действительно комфортные условия на уроке.
Тема симметричные фигуры завершает изучение геометрического материала курса математики первого года обучения. Понятие «симметричные фигуры» рассматривается с точки зрения осевой симметрии, которая в отличие от центральной симметрии более наглядна, доступна и знакома учащимся. Этот урок имеет связь с пройденными и последующими темами. Речь идёт об осевой симметрии.
На уроке отрабатывались УУД (коммуникативные - сотрудничество учащихся и учителя; познавательные – логический анализ, с целью выделения, моделирование; регулятивные – оценивание), решались образовательные, воспитательные и задачи развития.
Основные этапы урока соблюдены. Структура урока, выбранная мною, формирует у учащихся не только усвоение основных понятий, но и практическое применение. Урок становится мотивированным, увлекательным, личностно-ориентированным.
Все этапы урока выполнены и логически переплетались. Новые и уже пройденные понятия помогли выбрать главное и существенное.
Для достижения цели использованы объяснительно-иллюстративные, игровые и проблемные методы, ИКТ. Осуществлён контроль знаний путём опроса, диалога, самостоятельной работы и творческой работы.
На уроке использовались групповые, коллективные, парные и индивидуальные формы обучения. Разноуровневые карточки с заданиями были необходимы, по причине того, что дети имеют разные способности, а одинаково сложные задания могут быть не под силу всем ученикам, что создало бы невозможность достижения здоровьесберегающей цели урока.
В течение всего урока поддерживалась высокая работоспособность и комфортная психологическая атмосфера, благодаря разным средствам обучения. Виды работ чередовались. Дети были заинтересованы материалом урока. Анализировался опыт школьников, основанный на их наблюдениях за окружающей действительностью. При этом реализованы воспитательные задачи.
Время урока было использовано рационально. Подведены итоги. Я считаю, что дети получили первоначальное представление о симметричных фигурах и об оси симметрии. Поставленные цели достигнуты.
Учитель начальных классов МАОУ Прокуткинская СОШ:
Ренжина Нина Павловна