Тема: Закрепление изученного. Внетабличные случаи умножения и деления
Цель: Закрепить умение учащихся выполнять внетабличные случаи умножения и деления, умение решать задачи изученных видов; упражнять учащихся в решении уравнений. Развивать вычислительные навыки. Работать над развитием у детей смекалки, деловитости, творческого мышления, умение находить экономически выгодное решение проблемы. Познакомить учащихся с экономическими понятиями «спонсор», «брокер», «налог», «биржа», «акции», «кредит»
Оборудование: сигнальные карточки, касса цифр, магнитная доска, карточки с дифференцированными заданиями, таблички «Брокер», «Спонсор», «Биржа», карточки для зрительного диктанта, часы с буквами, словари.
1.Организация класса.
Девиз нашего урока:
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2.Сообщение задач урока.
Сегодня на уроке мы закрепим с вами случаи внетабличного умножения и деления, поупражняемся в решении уравнений, вспомним порядок действий в выражениях со скобками и без скобок. Урок наш будет немного необычным. Я хочу познакомить вас с некоторыми экономическими понятиями. Благосостояние человека, обеспеченность всем необходимым зависит прежде всего от состояния экономики семьи, города, страны. Вы подрастете и кем бы вы ни стали, где бы вы ни жили, вам придется сталкиваться с законами экономики. Для этого необходимо хорошо знать математику.
3.Устный счет. Проведем вначале математическую разминку.
Из букв Д, Ь, Г, И, Н, Е составьте слово, обозначающее то, без чего нельзя сделать ни одной покупки. Каждой цифре ответа соответствует буква (работа с кассой цифр).
12 х 6 =
14 х 5 =
23 х 3 =
26 х 2 =
15 х 5 =
17 х 4 =
Ключ:
72 – Д
52 – Е
70 – Н
75 – Ь
69 – Г
68 – И
- Почему современный человек не может прожить без денег?
- Какие деньги вы знаете?
Задача: № 1 У мамы 30 руб. Она купила 2 буханки хлеба по 6 рублей. Сколько денег у неё осталось?
Задача № 2 У Коли было несколько рублей. Он купил 4 шоколадки по 7 рублей. У него осталось еще 15 рублей. Сколько денег было у Коли?
№ 1 – 1ряд
№ 2 - 2 ряд
4.Решение примеров на порядок действий.
- Как называются деньги, которые предприниматель берет взаймы в банке?
А) долг (39)
Б) кредит (41)
Ответ узнаете, когда выполните правильно порядок действий в выражениях и найдете сумму ответов.
36 : 6 + 3 х 2 = (12)
36 : (6 + 3 х 2) = (3)
36 : (6 + 3) х 2 = (8)
(36 : 6 + 3) х 2 = (18)
- Чем сходны эти выражения?
- В чем их различие?
5.Решение уравнений.
-Где происходит продажа товаров?
А) на заводе (10)
Б) на рынке (12)
В) на фабрике (14)
Для этого вам необходимо решить уравнения (разноуровневые)
1 ряд 72 : Х = 6
2 ряд 48 : Х = 36 : 9
6. Решение примеров на деление.
- Все люди и предприятия, которые получают доходы, обязательно выплачивают часть средств государству. Как называются такие выплаты?
А) налог
Б) взнос
Каждой цифре ответа соответствует буква (работа с кассой цифр).
1ряд 2ряд
42 : 14 = 18 : 6 =
77 : 7 = 22 : 2 =
72 : 12 = 42 : 7 =
63 : 7 = 27 : 3 =
84 : 12= 49 : 7 =
Ключ:
3 - Н
7 - Г
9 - О
12 - С
8 - В
6 - Л
11 - А
4 - З
7. Физкультминутка на внимание.
Я буду задавать примеры на знание таблицы деления, если в ответе получается 3 – вы прыгаете, 4 - садитесь, 2 – поднимаете руки вверх, если другой ответ вы спокойно стоите.
27 : 9
32 : 8,
12 : 6,
48 : 8,
16 : 8,
21 : 7,
40 : 4,
18 : 6,
16 : 4,
30 : 3,
56 : 8
8. Интеллектуальная игра «Биржа»
- Существует фондовая биржа – это рынок ценных бумаг. А наша «Биржа» интеллектуальная: мы покупаем акции - карточки и обмениваем свои знания на оценку. Карточки – акции отмечены кружками разного цвета: красным – задания для сильных учеников, синим – средней сложности, зелёным – для слабоуспевающих детей, ПТ – повышенной трудности.
Теперь, каждый из вас «покупает» нужную «акцию», т. е. выбирает карточку определенного цвета и самостоятельно выполняет задания.
Два ученика, которые заранее сдали зачет по всем карточкам, назначаются «спонсором» и «брокером».
Если ученику непонятно задание, он поднимает карточку с буквой С, этим он вызывает «спонсора», который оказывает ему помощь в объяснении задания.
Если же ученик справляется со своей карточкой – акцией раньше отведенного времени, он может обменять ее на другую. В таком случае он вызывает «брокера» и тот проверяет правильность решения и предлагает другую карточку.
Самостоятельная работа. Решение задач и примеров (разноуровневые задания)
Подведение итогов игры «Биржа».
Отчитывается «брокер». «Акций», которые оцениваются в пять баллов было продано - … Получили пятерки -… учеников.
«Акций», которые оцениваются в 4 балла было продано - … Получили «4» - … учеников
«Акций», которые оцениваются в 3 балла было продано - … Получили «3» - … ученика.
9. Обобщение. Зрительный диктант. Работа в словариках.
Налог, биржа, рынок, кредит, спонсор, брокер.
10. Подведение итогов урока.
-Что вам больше всего понравилось на уроке?
-Для чего нужно хорошо знать математику?