kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики в 8 классе " Рациональные числа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Рациональные числа.

Цели урока:

Создать условия, при которых ученик:

- расширит представления о числе, сформирует понятие «рациональное число»;

- систематизирует знания о числовых множествах;

- приобретет навыки перевода рациональных чисел в десятичную (конечную или бесконечную)  дробь; бесконечных десятичных периодических дробей в рациональные числа; различные способы перевода бесконечной десятичной  периодической дроби в обыкновенную дробь;

- приобретет умения работать в парах,

- разовьет  навыки самостоятельной работы, умения анализировать, сравнивать, внимательно выполнять необходимые действия.

В результате ученик:  

-  знает, как определить вид числа, его принадлежность к числовым множествам;

- умеет правильно пользоваться математической символикой в процессе выполнения заданий;

- умеет представлять рациональное число в виде конечной или бесконечной периодической дроби;

- сможет научиться представлять бесконечную периодическую дробь в виде обыкновенной дроби;

Ход урока:

  1. Организационный этап.  Повторение изученного.
    • Устный счет (слайд 2).
    • Верно ли…
      1. что число -5  -  натуральное?
      2. что натуральные числа использовали для счета предметов?
      3. что самое маленькое натуральное число – это 0?
      4. что любое натуральное число (например, 4) можно записать в виде обыкновенной дроби?
      5. что дроби появились, когда люди стали делить между собой имущество, измерять земельные участки, исчислять время?
      6. что - это натуральное число?
      7. что любое целое число (например, -67) можно записать в виде десятичной дроби?
      8. что знак Î означает «принадлежит»?
      9. что запись «(3;5) Ì (2;9)» означает «промежуток от 3 до пяти является частью промежутка от 2 до 9»?
      10. что утверждение «2 Ï Z» - верное?
      11. что -7 > 0?
      12. что знак Ë означает «является частью»?
      13. что - это дробь?
      14. что множество целых чисел – самое маленькое?
  1. Основной этап урока с сообщение нового блока теории и проверки имеющихся знаний.

Давайте вспомним, какие числа на сегодняшний день мы с вами знаем:

  • Натуральные числа – N (слайд 3)
  • Для того чтобы вычитание натуральных чисел было выполнимо во всех случаях, множество натуральных чисел дополняют числом 0 и числами, противоположными натуральным и все вместе они составляют множество целых чисел – Z (слайд 4)
  • Обыкновенной дробью называется число вида   (где m – целое число, а n – натуральное число). Например:,,,  – обыкновенные дроби. (слайд 5). Число m называют числителем дроби, а число n – знаменателем дроби.
  • Всякое целое число можно также рассматривать как обыкновенную дробь со знаменателем 1. Например:-7,0,5
  • Напомню основное свойство дроби: если числитель и знаменатель данной дроби умножить или разделить на одно и тоже (не равное нулю) число, то получится дробь, равная данной дроби.

Пример 1.

Рассмотрим дробь . Умножив ее числитель и знаменатель на число 2. Получаем дробь. Эта дробь равна данной.

Разделим теперь числитель и знаменатель дроби   на число (-3). Получаем дробь =. Эта дробь также равна данной. Итак, имеем: . Поэтому одну и ту же дробь можно представить в виде   разными способами.

Обыкновенная дробь   называется правильной, если 

Пример 2.

а) дробь 

б) дробь 

в) дробь 

г) дробь  (-11)=11.

Неправильная дробь может быть записана в виде смешанной дроби, т.е. дроби, содержащей целую и дробную части. Например, ,

  • Любую обыкновенную дробь можно записать в виде десятичной дроби, разделив «уголком» ее числитель на знаменатель.

Пример 3.

Обратить в десятичную дробь: а) .

В случае а) была получена конечная десятичная дробь: . В случае б) легко увидеть, что после выполненного деления вновь получается остаток 40, и процесс деления будет неограниченно продолжаться (отметь скобкой справа). Поэтому получаем:  бесконечную периодическую десятичную дробь. При этом повторяющаяся группа цифр называется периодом. Принято период указывать в скобках:0,536 36 …=0,5(36). Читают: 0 целых 5 десятых и 36 в периоде.

Учитывая, что конечная десятичная дробь не измениться, если после последней цифры записать любое количество нулей (например, 0,075=0,0750=0,07500 и т.д.), конечные десятичные дроби можно рассматривать как бесконечные периодические десятичные дроби с периодом нуль (например. 0,075=0,075(0)). Однако замечу, что период нуль никогда не указывается.

Таким образом, любая обыкновенная дробь   может быть представлена единственным образом в виде бесконечной периодической десятичной дроби.

Справедливо также и обратное утверждение: любая бесконечная периодическая десятичная дробь может быть представлена единственным образом в виде обыкновенной дроби .

На примере рассмотрим, как производится такое обращение.

Пример 4.

Обратить в обыкновенную дробь: а)1,6; б)1,(15).

а) сразу запишем данную дробь в виде обыкновенной и выполним сокращение: 1,6=1.

б) обозначим данное число буквой х=1,(15)=1,1515… т.к. период этой дроби содержит две цифры, то умножим число х на 10²=100 и получим 100х=115,1515…. Теперь найдем разность чисел 100х и х: 100х-х=99х=115,1515….-1,1515….=114. Для нахождения х получим уравнение: 99х=114,откуда х=.

Проверить полученные результаты очень просто: надо опять обратить полученные обыкновенные дроби в десятичные:

а) 1  б) 1

К сожалению, операции над бесконечными периодическими десятичными дробями выполнить намного сложнее. Самый простой способ решения таких задач: перевести эти дроби в обыкновенные и выполнить действия с ними.

Пример 5.

Вычислить (1,(3)-1,(6))÷0,(21)

а) х=1,(3)=1,3333….Умножим это число на 10 и получим:10х=13,3333….Тогда 10х-х=9х=13,3333….-1,3333….=12.Имеем 9х=12 и х=.

б)х=1,(6)=1,666…Умножим и это число на 10:10х=16,666….Получаем 10х-х=9х=16,666….-1,666…=15.Имеем 9х= 15 и х= .

в) х=0,(21)=0,2121…Умножим это число на 100 и получим:100х=21,2121… Тогда 100х-х=99х=21,2121….-0,2121….=21,откуда 99х=21 и х=.

Теперь запишем этот пример для полученных обыкновенных дробей:

(1.

Таким образом, получаем дробь  (слайд 6-7)

В заключение сделаем основной вывод: к рациональным числам относятся: целые числа, обыкновенные дроби, конечные десятичные дроби и бесконечные десятичные дроби. Все рациональные числа можно представить в виде   (где m- целое число, n – натуральное число).     (слайд 8)

Множество рациональных чисел обозначают буквой Q.   Заметим, что разные бесконечные десятичные периодические дроби представляют разные рациональные числа. Исключением являются дроби с периодом 9, которые считают другой записью дробей с периодом 0.

Пример 6.

а) 2,(9)=2,99….=3,00…=3;

б) 2,37(9)=2,3799…=2,3800…=2,38.

Бесконечные десятичные дроби с периодом 9 заменяют дробями с периодом 0. При обращении обыкновенной дроби в десятичную не может получиться дробь с периодом 9.

Изобразите с помощью кругов Эйлера множество рациональных чисел.

3.Задание на уроке:

  1. В учебнике
  2. На слайде 9
  3. Самостоятельная работа (слайд 10-11)

4. Подведение итогов:

- знаем, что  все числа  объединены во множество рациональных чисел;

- умеем пользоваться символикой и определять принадлежность чисел и промежутков;

- умеем любое число представлять в виде дроби, где  или в виде бесконечной периодической дроби;

- получили возможность научиться переводить бесконечные периодические дроби в обыкновенные двумя способами,  заметили, что второй способ  трудно формулировать,  но его применение ускорит  получение результата) (слайд 12).

5. Рефлексия (слайд 13).

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание. (Задание по карточкам).


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок математики в 8 классе " Рациональные числа"»






Урок математики( алгебра) в 8 классе























Учитель: Якуткин Алексей Андреевич

Алешенский филиалМБОУ Селецкая СОШ

Трубчевского района Брянской области









2015 год





Тема урока: Рациональные числа.


Цели урока:

Создать условия, при которых ученик:

- расширит представления о числе, сформирует понятие «рациональное число»;

- систематизирует знания о числовых множествах;

- приобретет навыки перевода рациональных чисел в десятичную (конечную или бесконечную) дробь; бесконечных десятичных периодических дробей в рациональные числа; различные способы перевода бесконечной десятичной периодической дроби в обыкновенную дробь;

- приобретет умения работать в парах,

- разовьет навыки самостоятельной работы, умения анализировать, сравнивать, внимательно выполнять необходимые действия.


В результате ученик:

- знает, как определить вид числа, его принадлежность к числовым множествам;

- умеет правильно пользоваться математической символикой в процессе выполнения заданий;

- умеет представлять рациональное число в виде конечной или бесконечной периодической дроби;

- сможет научиться представлять бесконечную периодическую дробь в виде обыкновенной дроби;

Ход урока:



  1. Организационный этап. Повторение изученного.

  • Устный счет (слайд 2).

  • Верно ли…

  • что число -5 - натуральное?

  • что натуральные числа использовали для счета предметов?

  • что самое маленькое натуральное число – это 0?

  • что любое натуральное число (например, 4) можно записать в виде обыкновенной дроби?

  • что дроби появились, когда люди стали делить между собой имущество, измерять земельные участки, исчислять время?

  • что - это натуральное число?

  • что любое целое число (например, -67) можно записать в виде десятичной дроби?

  • что знак  означает «принадлежит»?

  • что запись «(3;5)  (2;9)» означает «промежуток от 3 до пяти является частью промежутка от 2 до 9»?

  • что утверждение «2  Z» - верное?

  • что -7 0?

  • что знак  означает «является частью»?

  • что - это дробь?

  • что множество целых чисел – самое маленькое?

  1. Основной этап урока с сообщение нового блока теории и проверки имеющихся знаний.

Давайте вспомним, какие числа на сегодняшний день мы с вами знаем:

  • Натуральные числа – N (слайд 3)

  • Для того чтобы вычитание натуральных чисел было выполнимо во всех случаях, множество натуральных чисел дополняют числом 0 и числами, противоположными натуральным и все вместе они составляют множество целых чисел – Z (слайд 4)

  • Обыкновенной дробью называется число вида  (где m – целое число, а n – натуральное число). Например:,,, – обыкновенные дроби. (слайд 5). Число m называют числителем дроби, а число n – знаменателем дроби.

  • Всякое целое число можно также рассматривать как обыкновенную дробь со знаменателем 1. Например:-7,0,5

  • Напомню основное свойство дроби: если числитель и знаменатель данной дроби умножить или разделить на одно и тоже (не равное нулю) число, то получится дробь, равная данной дроби.

Пример 1.

Рассмотрим дробь . Умножив ее числитель и знаменатель на число 2. Получаем дробь. Эта дробь равна данной.

Разделим теперь числитель и знаменатель дроби  на число (-3). Получаем дробь=. Эта дробь также равна данной. Итак, имеем: . Поэтому одну и ту же дробь можно представить в виде  разными способами.

Обыкновенная дробь  называется правильной, если 





Пример 2.

а) дробь 

б) дробь 

в) дробь 

г) дробь (-11)=11.

Неправильная дробь может быть записана в виде смешанной дроби, т.е. дроби, содержащей целую и дробную части. Например, ,



  • Любую обыкновенную дробь можно записать в виде десятичной дроби, разделив «уголком» ее числитель на знаменатель.

Пример 3.

Обратить в десятичную дробь: а) .



В случае а) была получена конечная десятичная дробь: . В случае б) легко увидеть, что после выполненного деления вновь получается остаток 40, и процесс деления будет неограниченно продолжаться (отметь скобкой справа). Поэтому получаем: бесконечную периодическую десятичную дробь. При этом повторяющаяся группа цифр называется периодом. Принято период указывать в скобках:0,536 36 …=0,5(36). Читают: 0 целых 5 десятых и 36 в периоде.

Учитывая, что конечная десятичная дробь не измениться, если после последней цифры записать любое количество нулей (например, 0,075=0,0750=0,07500 и т.д.), конечные десятичные дроби можно рассматривать как бесконечные периодические десятичные дроби с периодом нуль (например. 0,075=0,075(0)). Однако замечу, что период нуль никогда не указывается.

Таким образом, любая обыкновенная дробь  может быть представлена единственным образом в виде бесконечной периодической десятичной дроби.

Справедливо также и обратное утверждение: любая бесконечная периодическая десятичная дробь может быть представлена единственным образом в виде обыкновенной дроби .

На примере рассмотрим, как производится такое обращение.

Пример 4.

Обратить в обыкновенную дробь: а)1,6; б)1,(15).

а) сразу запишем данную дробь в виде обыкновенной и выполним сокращение: 1,6=1.

б) обозначим данное число буквой х=1,(15)=1,1515… т.к. период этой дроби содержит две цифры, то умножим число х на 10²=100 и получим 100х=115,1515…. Теперь найдем разность чисел 100х и х: 100х-х=99х=115,1515….-1,1515….=114. Для нахождения х получим уравнение: 99х=114,откуда х=.

Проверить полученные результаты очень просто: надо опять обратить полученные обыкновенные дроби в десятичные:

а) 1 б) 1



К сожалению, операции над бесконечными периодическими десятичными дробями выполнить намного сложнее. Самый простой способ решения таких задач: перевести эти дроби в обыкновенные и выполнить действия с ними.

Пример 5.

Вычислить (1,(3)-1,(6))÷0,(21)

а) х=1,(3)=1,3333….Умножим это число на 10 и получим:10х=13,3333….Тогда 10х-х=9х=13,3333….-1,3333….=12.Имеем 9х=12 и х=.

б)х=1,(6)=1,666…Умножим и это число на 10:10х=16,666….Получаем 10х-х=9х=16,666….-1,666…=15.Имеем 9х= 15 и х= .

в) х=0,(21)=0,2121…Умножим это число на 100 и получим:100х=21,2121… Тогда 100х-х=99х=21,2121….-0,2121….=21,откуда 99х=21 и х=.

Теперь запишем этот пример для полученных обыкновенных дробей:

(1.

Таким образом, получаем дробь  (слайд 6-7)

В заключение сделаем основной вывод: к рациональным числам относятся: целые числа, обыкновенные дроби, конечные десятичные дроби и бесконечные десятичные дроби. Все рациональные числа можно представить в виде  (где m- целое число, n – натуральное число). (слайд 8)

Множество рациональных чисел обозначают буквой Q. Заметим, что разные бесконечные десятичные периодические дроби представляют разные рациональные числа. Исключением являются дроби с периодом 9, которые считают другой записью дробей с периодом 0.

Пример 6.

а) 2,(9)=2,99….=3,00…=3;

б) 2,37(9)=2,3799…=2,3800…=2,38.

Бесконечные десятичные дроби с периодом 9 заменяют дробями с периодом 0. При обращении обыкновенной дроби в десятичную не может получиться дробь с периодом 9.

Изобразите с помощью кругов Эйлера множество рациональных чисел.

3 .Задание на уроке:

  • В учебнике

  • На слайде 9

  • Самостоятельная работа (слайд 10-11)

4. Подведение итогов:

- знаем, что все числа объединены во множество рациональных чисел;

- умеем пользоваться символикой и определять принадлежность чисел и промежутков;

- умеем любое число представлять в виде дроби , где или в виде бесконечной периодической дроби;

- получили возможность научиться переводить бесконечные периодические дроби в обыкновенные двумя способами, заметили, что второй способ трудно формулировать, но его применение ускорит получение результата) (слайд 12).


5. Рефлексия (слайд 13).

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание. (Задание по карточкам).











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
урок математики в 8 классе " Рациональные числа"

Автор: Якуткин Алексей Андреевич

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249585

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Разработка урока  "Действия с рациональными числами" "
    ["seo_title"] => string(53) "razrabotka-uroka-dieistviia-s-ratsional-nymi-chislami"
    ["file_id"] => string(6) "105364"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402844554"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока " Действия с рациональными числами""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-dieistviia-s-ratsional-nymi-chislami-1"
    ["file_id"] => string(6) "262692"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449403193"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока "Действия с рациональными числами" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-dieistviia-s-ratsional-nymi-chislami"
    ["file_id"] => string(6) "152711"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420897790"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тема урока: Действия с рациональными числами."
    ["seo_title"] => string(45) "tema_uroka_deistviia_s_ratsionalnymi_chislami"
    ["file_id"] => string(6) "650444"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1715631060"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока с презентацией на тему Действия с рациональными числами "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-na-tiemu-dieistviia-s-ratsional-nymi-chislami"
    ["file_id"] => string(6) "101167"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402409401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства