Активизация познавательной деятельности учащихся как средство развития информационных компетенций на уроках математики
Ледовский Андрей Николаевич , учитель математики
Общепедагогические технологии
Как не превратить обучение в мучение, как сделать процесс познания для учащихся интересным и захватывающим? Над этим вопросом постоянно задумывается каждый учитель, стремящийся организовать работу с максимальным учётом образовательных потребностей каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Развивающая функция обучения требует от учителя новых подходов в обучении и воспитании: не просто передавать информацию, а учить детей добывать её самостоятельно, обрабатывать, делать выводы, представлять графическую интерпретацию полученных результатов, то есть заниматься развитием информационных компетенций учащихся.
Информационная компетентность– это способность:
работать с учебниками;
пользоваться справочной и дополнительной литературой;
владеть пересказом;
устно или письменно изложить прочитанный или услышанный текст;
проанализировать прочитанное;
вести наблюдение за объектом;
составить на основе прочитанного текста таблицу, схему, график;
пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации (телевидение, видео-, аудиозаписи);
пользоваться компьютерными источниками информации, Интернет.
На примере подготовки и проведения урока математики в 7 классе по теме “Применение различных способов разложения на множители” показано, как можно, используя нетрадиционную форму урока, формировать познавательный интерес учащихся, объединить математику с другими науками, формировать у детей основы научной картины мира. Для подготовки и проведения урока привлечены учащиеся 7 и 8 классов. Учащиеся 8 класса подготовлены к роли лекторов и консультантов. Проведению урока предшествует подготовка в течение 2-3 недель: прочитана дополнительная литература, составлены доклады, подобран материал для презентации, изучен материал по теме “Разложение на множители”.Форма урока – путешествие по “Золотому кольцу России””.На уроке привлечены сведения из истории, географии. Использовано пособие для развития творческих способностей учащихся Е.А. Лебединцевой, Беленковой Е.Ю. Алгебра, 7 кл., задания для обучения и развития учащихся. Урок обобщающего повторения по теме “Формулы сокращенного умножения”. Для проведения урока возможно привлечение учителей истории, географии, информатики, с целью оказания консультативной помощи учащимся и учителю.
Эпиграф
“…Широко ты Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!”
И.С. Никитин.
Цели урока:
обучающая: повторить, обобщить полученные знания по теме "Формулы сокращенного умножения"; учить соотносить результаты, делать выводы;
развивающая: в занимательной форме развивать мышление и творческие способности учащихся, расширять кругозор учащихся в историческом аспекте, пополнить лексический запас новыми терминами, получить дополнительную информацию об окружающем мире;
воспитывающая: побудить учащихся к чёткой, последовательной и аккуратной деятельности, прививать любовь к Родине, её истории и традициям.
Оборудование.
Раздаточный материал с печатной основой.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.(Диск).
Мультипроектор с подготовленной презентацией.(Приложение 1)
Эталоны с решениями для проверки решений.
Содержание урока.
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проводим урок-путешествие по “Золотому кольцу России”. (Демонстрируются слайды 1-3). [4], [5]
На фоне музыки из кинофильма “Тени исчезают в полдень” учитель рассказывает:
“Бывают города-труженики, города-коммерсанты, города-ханжи, города-музеи, города-венценосцы”. Так писал о городах К. Паустовский. Это касается всех городов мира, но только в России есть созвездие городов, городков и посёлков, которые уже более 30 лет называют Золотым кольцом России.
“Золотое кольцо России” – один из самых популярных туристических маршрутов, включающих в себя группу древних городов, занимающих особое место в истории русской земли.
Вот список городов и расположение их на географической карте.(Слайды 5-6). [3]
II. В рамках нашего урока мы “посетим” только некоторые из городов “Золотого кольца”. А какие, вы узнаете в процессе решения заданий.
1.Перед вами задание №162.(Приложение2) [ 2 ]
а)Даны гербы этих городов. Выполните преобразования алгебраических выражений и запишите ответы в стандартном виде. Используя таблицу, узнайте, какие из городов входят в “Золотое кольцо России” и впишите их названия на гербах. При проверке результатов используйте таблицу к №№162-164. Каждый город имеет свой алгебраический код, то есть результат верно выполненных преобразований.
2. Проверка результатов при активной помощи консультантов по таблице. Демонстрация слайдов с изображением гербов городов, памятных мест.
3. Вопрос классу: что означает слово “геральдика”?
4. Сообщения лекторов о городах: Суздаль, Сергиев Посад, Пераславль-Залесский, Ярославль.
Демонстрация слайдов 7 – 22. [ 3 ]
5. Продолжаем путешествие по схеме, изображенной на рисунке к указанной таблице.
б) Подсчитайте числовые коды городов “Золотого кольца России”, используя алгебраические коды и полагая а =1. Заполните третий столбик таблицы.
Учитывая найденные ответы, дополните названиями схему расположения этих городов
Название города | Алгебраический код | Числовой код (значение выражения при а = -1) |
Владимир | – а2 | |
Переславль – Залесский | а4 – 81 | |
Ростов Великий | 9 – а2 | |
Рязань | а2 | |
Сергиев Посад | а2 – 9 | |
Суздаль | -а2 – 6а – 9 | |
Тула | а2 + 9 | |
Ярославль | 9 | |
6. Учащиеся дополняют схему на доске, приготовленную заранее.
III. Групповая работа. (В группы включены учащиеся 8 класса для оказания консультативной помощи)
Группа №1 получает задание №163 (а, б). Группа №2 выполняет задание №164 (а, б) [2 ]
№163
а) Упростите выражение а2(1 + а)(а – 1) – а4. Используя ответ и таблицу алгебраических кодов к №№ 162-164, узнайте, какой из городов был столицей Руси до Москвы.
б) Узнайте год основания этого города. Для этого упростите выражение и найдите его значение при х = 277. [ Ответ: столицей древней Руси был город Владимир, основанный в 1108г.]
№164
а) Решите уравнение. Его корень совпадает с годом образования самого древнего города “Золотого кольца”: (t + 2)2 – (t – 1)(1 + t) = 3453.
б) Название самого древнего города “Золотого кольца” узнайте по таблице с числовыми кодами после решения уравнения: (2у + 1)2 – 29 = (2y – 3)(3y + 2) + 13y2.
[ Ответ: самым древним городом “Золотого кольца “ является Ростов Великий, который был основан в 862 г. ]
Проверка результатов у доски.
Учащиеся 8 класса выступают с сообщениями о городах Владимире и Ростове Великом. Выступления сопровождаются демонстрацией слайдов 7-10, 23. [3 ]
IV. Слово учителю.
Сердце Родины – Москва. Москва один из драгоценных камней “Золотого кольца”. Только самый большой и самый красивый. Начиналась Москва в 12 веке, как и другие города “Золотого кольца” небольшой крепостью Владимиро-Суздальского княжества. В начале 14 века внук Александра Невского Юрий Данилович задумал отобрать ярлык на великое княжение Владимирское у богатой и сильной Твери. С тех пор в Москве стало биться сердце России. Иван Калита – брат Юрия, укреплял и расширял Московскую Русь. Царственный вид Москва приобрела при Иване III после его женитьбы на византийке Софье Палеолог. При ней на Русь приезжают итальянские мастера, сооружают стены и башни Кремля, белокаменные соборы, которые сохранились до наших дней.
Задание для фронтальной работы с классом.[ Каждому учащемуся выдаётся схема Московского Кремля. Некоторые объекты на ней обозначены номерами. ].(Приложение 3). Слайды 24-25. [3 ]
№170. Узнайте названия архитектурных памятников, обозначенных номерами и подпишите их на схеме. Для этого разложите на множители выражения. Учитывая найденные ответы и данные таблицы, узнайте, каким номерам какие названия архитектурных памятников соответствуют.
6а2x – 18а3x;
1 – 9а2;
2а3 – 18а;
9а2 – 6а + 1;
27а3 – 1;
2 + 12а + 18а2;
1 – х2 + 2ах – а2;
2а2 – 2х2 – а + х.
Во время решения примеров учащиеся повторяют способы разложения многочлена на множители, формулы сокращенного умножения.
Таблица для проверки результатов выдаётся каждому ученику.
Алгебраический код (к заданию №170) | Название памятника архитектуры | Корни уравнения (к заданию №171) |
(3а – 1)2 | Успенский собор | – 2; 2 |
2 (1 +3а)2 | Архангельский собор | 0; 0, 25 |
(а – x) (2а +2х – 1) | Благовещенский собор | 2 |
(3а – 1) (9а2 + 3а +1) | Колокольня Ивана Великого | – 0, 25; 0; 0, 25 |
6а2х (1 – 3а) | Кутафья башня | -2 |
(1 – х + а) (1 +х – а) | Тайницкая башня | -0, 5; 0; 0, 5 |
(1 – 3а) (1 +3а) | Боровицкая башня | -0, 5; 0, 5 |
2а (а – 3) (а + 3) | Большой Кремлёвский дворец. | -0,.25; 0, 25 |
Демонстрация интерактивной схемы Московского Кремля [ Используется материал диска “Энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2007 г ]. Учащиеся находят “вычисленные объекты”.
V. Путешествие подходит к завершению. Для того, чтобы получить путёвку на следующую экскурсию, вы должны дома правильно выполнить задание №171.
Задание № 171. Решить уравнения: 1) х2 – 4 = 0; 2) х2 – 4х + 4 = 0; 3) 4х2 – х = 0; 4) 16х4 – х2 = 0; 5) 4х3 – х = 0. [2 ]
Используя данные таблицы к №170 и найденные корни, заполните пропуски в тексте:
Существующие кирпичные стены и башни Московского Кремля построены в 1485 – 1495 г. Они сооружены на месте белокаменных стен времени Дмитрия Донского. Соборная площадь издревле была главной площадью Кремля. Первым архитектурным сооружением Кремля явился 1.____________________________________________собор, который был возведён в 1479 г. По образцу такого же храма во Владимире. В 1489 году был построен девятиглавый 2._______________________________________________________________________ собор, который был расписан Андреем Рублевым. В 1509 году был построен 3.__________________________________________________собор, который являлся усыпальницей великих московских князей и царей. В центре Кремля возвышается 4.___________________________________________________________, имеющая высоту 81 м.
Самая старая башня Кремля – 5._______________________________________. Она построена в 1485г.
Задание на карточках выдается каждому ученику вместе с таблицей к №170.
VI. Подведение итога урока. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы прикоснулись к истории России. Совершить путешествие нам помогли знания по математике, умение добывать знания из различных источников. Путешествие подошло к завершению. Кто знает, может быть, через несколько лет, кому-нибудь из вас доведётся побывать в этих городах и я буду рада, если вы вспомните и наше заочное путешествие.
Благодарю за урок!
Демонстрация заключительных слайдов: 26 – 28. [5] Звучит музыка. Появляются строки:
“ Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью”.
И.С. Никитин.
Литература и использованные материалы
Алгебра: учебник для 7 класса/Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др.
Лебединцева Е.А., БеленковаЕ.Ю. Алгебра, 7кл.,задания для обучения и развития учащихся. “Интеллект – центр”, 2005.
Виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия-2007.
Материалы сайта www.zolotoe-kolco.ru.
Фотографии Пенкина А.В.
Приложения 1. Презентация.
Приложение 2. Задание №162.
Приложение 3. Схема Московского Кремля.