Класс: 6
Тема урока: «Координаты на прямой»
«Моя Орловщина и 22 зимние олимпийские игры 2014 в Сочи»
Цель урока:
• Познакомить учащихся с отрицательными числами, с координатной прямой, с понятием координаты точки, научить отмечать точки на координатной прямой.
• Способствовать развитию познавательных интересов, памяти, воображения, внимания, наблюдательности.
• Формировать положительный мотив учения.
Воспитывать чувства гордости за достижения своей страны.
Оборудование:
компьютер, мультимедиа проектор, презентация, учебник «Математика 6» Виленкин Н.Я., карточки с заданиями, магниты.
Ход урока.
- Организационное начало.
- Работа по теме урока.
- Целеполагание.
Слайд 1.
5-х=2 3-х=5
Посмотрите на экран, давайте решим предложенные уравнения?
Можете вы решить предложенное уравнение? (нет)
Слайд 2.
Почему вы не смогли решить это уравнение? (мы не можем найти неизвестное вычитаемое).
Слайд 3.
А чтобы решить это уравнение мы сегодня на уроке рассмотрим тему «Координаты на прямой»
Откроем тетради, запишем число, классная работа, и тему урока.
Итак, вернёмся к нашему уравнению!
Слайд 4.
-Как вы думаете, существуют ли новые числа, которые помогут найти корень нашего уравнения?
И так, какая задача предстоит сегодня на уроке? (познакомиться с новыми числами)
-А чему мы должны будем научиться? (читать эти числа, записывать эти числа, и узнать где живут эти числа) (вывешиваю плакаты на стенд «Сегодня на уроке»)
-А для решения этих задач давайте вспомним, с какими числами вы уже знакомы?
(натуральные и дробные)
-Вспомните где можно разместить все эти числа. Что является для них«домом» (координатный луч).(выключение презентации)
- Объяснение нового материала.
- Практическая работа.
(введения понятия отрицательного числа, координатной прямой.Координаты точки на основе выполнения практической работы)
Давайте построим координатный луч.
-Но сначала вспомним, что необходимо для его построения? (начало отсчета, единичный отрезок, направление )
-Постройте координатный луч так, чтобы начало отсчета было примерно, посередине тетрадного листа. За единичный отрезок примите длину одной клетки.
-Продолжите луч в противоположном направлении т.е постройте дополнительный луч к данному с права.
-Отложите единичный отрезок в этом направлении. Под каждым делением подпишите число ему соответствующее. Какая точка у них общая? (точка нуль)
-Какая геометрическая фигура получилась? (прямая)
-Чем неудобна данная шкала. (одному и тому же числу соответствуют две разные точки.
-Как же нам выйти из этого положения?
- А как вы думаете, число пять имеет одно и тоже значение для зимы и лета
-Когда температура низкая, какой знак стоит рядом с числом? (минус)
-А где они буду располагаться на нашей прямой относительно точки О. (левее)
Вывод учителя: ребята, в математике, принято числа которые идут влево от начала отсчета, записывать со знаком «Минус» и называют их отрицательными,
Например : -7, -5, -9, а направление называют отрицательным. А числа которые расположены правее точки отсчета называют положительными и записывают использую знак «плюс».
Например: +3, +5, но для краткости знак «плюс» не пишем, т.е. +5=5.
Включить презентацию. Слайд 5.
Задание 1.
Посмотрите на экран. Выпишите из данного ряда отрицательные числа
-9, 5,5, -3/4, 95, 23, -105, 78, 90, -25, 5
Прочитайте мне их, и мы вместе проверим, правильно ли вы их выполнили.
- Введение понятия «координатная прямая»
Давайте проанализируем, как мы пришли к понятию отрицательного числа?
- Мы построили координатный луч.
- Из луча мы получили прямую.
-Ребята а как можно назвать эту прямую. (координатной)
Слайд 6.А кто может сказать, какую прямую мы можем назвать координатной?
(прямую с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой.)
-А какую точку, мы называем точкой отсчета? (число 0)
-А как вы думаете, к каким числам мы отнесём число 0 к положительным или к отрицательным?
Молодцы!
-Число «нуль» ребята не является ни положительным ни отрицательным, оно отделяет положительные числа от отрицательных.
Задание 2. Слайд 7.
Посмотрите на экран.
-Найдите среди этих прямых прямую, которая является координатной. Объясните почему?
-А в каком расположении вы встречали координатную прямую? Приведите примеры из жизни. (термометр)Слайд 8.
-Ребята, а если прямая расположена вертикально, где находятся положительные числа? Отрицательные? А куда указывает направление? (вверх)
- Введение понятия «координата точки»
-Ребята вам уже известно, что каждой точке на координатной прямой соответствует некоторое число? Кто знает, как оно называется? (координатой точки)
-Так что называют координатой точки на прямой? (число показывающее положение точки на прямой, называется координатой этой точки)
-Вспомните, как обозначаются координаты точек! (скобочками)
Слайд 9.
-Ребята может, кто то попробует записать координаты данных точек (дети записывают координаты точек с экрана и читают один учащийся у доски).
-Итак, ребята давайте ещё раз попробуем сформулировать определение координатной прямой? (дети формулирует)
-Координатой точки ?
Удалось ли вам правильно дать определение, сможете узнать, прочитав это определение на стр.148 учебника.
- Работа с учебником.
А теперь ребята откройте учебник на странице148. И найдите эти определения в учебнике.
Давайте прочитаем. Молодцы.
Правила выучите дома.
- Экскурс в историю.
Слайд 10.
Ребята отрицательные числа появились значительно позже, чем натуральные и дробные. Первые сведения встречаются у китайских математиков. Положительное число тогда толковалось как имущество, а отрицательное как долг, недостача.
А своим признанием отрицательные числа обязаны французскому математику, физику и философу Рене Декарту, который предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел и ввел координатную прямую.
- Закрепление изученного материала.
-А теперь я предлагаю вам отправиться путешествовать вместе с положительными и отрицательными числами по городам разных стран.
Но я вижу, что вы уже устали и я предлагаю вам отдохнуть перед дорогой и зарядиться энергией. А, как известно танцы являются самым эффективным средством.
Физкультминутка.
Слайды 11-19
- Задание на умение отмечать координаты точек на координатной прямой.
Вот мы зарядились энергией, а теперь внимательно послушайте задание. У вас на столе лежат карточки с нанесённой на ней координатной прямой.
Возьмите карточку № 1.Я буду показывать вам город с соответствующей температурой на момент 10 января, а ваша задача отметить на координатной прямой значения соответствующей температуры и название города.
Например 10 января в Париже была температура +1.
Давайте проверим.
Ваша координатная прямая должна выглядеть следующим образом. Поднимите руку кто выполнил верно всё задание.
В каком городе температура была самой высокой? Низкой?
- Задание «Исправь ошибку»
-Ребята посмотрите, куда это мы попали, в какой город?
-Как вы догадались? А когда стартуют игры?
-Ребята, а какие по счету игры пройдут в этом городе (22 зимние олимпийские игры).
-Ребята, а вы знаете, что по традиции любая олимпиада имеет свой талисман.
Назовите мне талисманы 22 Зимней олимпиады 2014 в городе Сочи.
- Горный спасатель-альпинист Леопард. Он – прекрасный сноубордист, и научил этому виду спорта всех своих друзей и соседей. У Леопарда веселый нрав, он не может жить в одиночестве и очень любит танцевать.
- Зайка – самая активная жительница зимнего леса. Она очень любит спорт. А еще она очень любит петь.
- Белый мишка – саночник и бобслеист. Он с раннего детства воспитывался полярниками. Они научили его кататься на лыжах, бегать на коньках и играть в керлинг.
Молодцы, но вот дела, наши талисманы распределились вдоль лыжной трассы следующим образом:
И оргкомитет закрепил их места следующими координатами
Леопард (-4)
Зайка (5)
Белый мишка (3)
Верно, ли они записали положение героев на трассе (нет).
Исправьте ошибки.
Проверим.
Л (-1) З (-3) М (5).
- Игра «Шифровальщики»
А теперь ребята я предлагаю вам разгадать небольшой секрет.
Возьмите карточку №2.
Если вы правильно определите координаты точек на прямой и поставите им в соответствие букву, то узнаете фамилии наших земляков связанных с зимней олимпиадой 2014 в Сочи.
Это задание вы будете выполнять вместе с соседом по парте.
1 ряд
2 ряд
3 ряд
И так приступили.
1 ряд прочитайте получившиеся слово - Алферов
-Анатолий Васильевич Алферов – житель города Болхова, почетный ветеран труда, спорта, заслуженный работник физкультуры и спорта – будет судьёй по биатлону в 22 зимних олимпийских играх.
1 ряд
Прочитайте получившиеся слово - Удобкина.
Орловчанка Людмила Удобкина совсем скоро представит Российскую сборную на бобслейской трассе. В борьбе за медаль Удобкина как разгоняющая должна сдвинуть боб весом 170 кг.
3 ряд – Краснов
Николай Иванович Краснов – мастер спорта по биатлону и зимнему полиатлону, житель города Болхова.
Был удостоен чести пронести 14 января священный олимпийский огонь по улицам города Орла.
Обобщение.
Итак, проделано много работы вернёмся к нашему уравнению и попробуем его решить. Запишем решение уравнения?
Ответ : -2. Вернёмся к нашим поставленным задачам и узнаем, выполнили мы их? (смотрят на карточки)
Оценивание.
IY. Задавание на дом.
Стр. №149 №897
И зашифруйте слово для своих одноклассников, но что бы оно было связано с Зимней олимпиадой 2014.
Y. Итог урока. Рефлексия.
Вы сегодня работали замечательно. Спасибо за урок. Возьмите магниты и установите на координатной прямой в той части, какое ваше настроение от урока (отрицательное или положительное)