kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики в 5 классе по теме "Среднее арифметическое"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  дать понятие среднего арифметического; тренировать алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел.

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

- научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое», «правило нахождения среднего арифметического»

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

- развивать умение обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе по теме "Среднее арифметическое" »

Урок математики в 5 классе


Тема урока: Среднее арифметическое



Цель: дать понятие среднего арифметического; тренировать алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел.

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

- научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое», «правило нахождения среднего арифметического»

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

- развивать умение обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

ХОД УРОКА

1. Здравствуйте, ребята. Начинаем урок математики. У каждого из вас есть «Карта успешности на уроке». На каждом этапе урока вы самостоятельно выставляете в карту баллы за правильные ответы. Правильный ответ – 1 балл.

2. Устный счет

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета. Для устного счета у вас на партах лежат карточки, результаты вычислений запишите в нижней строке.

(Слайд 1)

Проверка устного счета по готовым ответам

3. Решение задач.

Перед вами на карточке 3 задачи. Первую и вторую решите устно, а решение третьей запишите в тетрадь

Вопрос:

Похожи ли решения этих задач? Какое действие мы выполняли первым? Какое вторым? Почему мы сумму делили на 3, 2, 4? Ведь этих данных в задаче нет. Что обозначают эти числа? Составьте план решения таких задач.

1.Найти сумму всех слагаемых.

2.Разделить полученную сумму на количество слагаемых.

(Слайд 2)

Ребята, прочитайте вопрос для последней задачи в скобках (Найдите среднее количество детей в пятых классах). Измените вопросы в первых двух задачах.

4. А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний» (Средняя температура, среднее образование, средняя цена, средняя заработная плата и т.д.)

А что «среднее» в математике можно найти? (Среднее значение нескольких чисел).

5.Назовите тему урока (Среднее значение нескольких чисел).

Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел».

(Слайд 3)

Запишите тему урока.

Назовите цель нашего урока:

Узнать:

- что такое среднее арифметическое;

- как найти среднее арифметическое нескольких чисел;

- для чего применяется среднее арифметическое.

(Слайд 4)

Ребята, каким образом мы достигнем поставленных целей?

6. Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел?

Откройте учебник на стр.226, найдите определение «среднего арифметического», прочитайте. И расскажите его друг другу.

Среднее арифметическое - это частное суммы нескольких чисел на их количество»).

7. Составьте алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.

(Слайд 5) (Слайд 6)

Давайте сейчас кратко запишем правило нахождения среднего арифметического:

Ср. ар. = (сумма слагаемых) : (количество слагаемых)

(Слайд 7)

8.Решите задачу № 1502, стр. 227 учебника.

(Все решают в тетрадях, один ученик на доске; ответ 46, 8 : 9 = 5,3)

(Слайд 8)

Ребята, а вы знаете, что фигуристка добилась хорошего результата в соревнованиях не случайно – она каждое утро делала зарядку. Давайте и мы немного позанимаемся физкультурой.

9.Динамическая пауза

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Ручками колен коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали

И на месте побежали.

10. Ещё немного отдохнём. Включите свою смекалку, чувство юмора и сообразительность и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов или существ.

Итак, начнём: Найдите среднее арифметическое:

(Слайд 9)

Печенья и торта (Пирожное)

Велосипеда и мотоцикла (Мопед)

Куколки и бабочки (Гусеница)

Пианино и баяна (Аккордеон)

Женщины и рыбы (Русалка)

Мужчины и коня. (Кентавр)

Ребята, Кентавр – это мифическое существо, подробнее узнать о котором я предлагаю вам самостоятельно из энциклопедии.



11. Ребята, давайте устно найдем среднее арифметическое чисел 2 и 10 и с помощью координатного луча постараемся объяснить, что такое среднее арифметическое:


- Сколько единичных отрезков от 2 до 6, а от 6 до 10?

- Какой вывод можно сделать? (Точка, обозначающая среднее арифметическое, находится на одинаковом расстоянии от этих двух чисел).

12. Самостоятельная работа.

Ребята, работа состоит из трёх уровней сложности, и чтобы получить наивысший балл необходимо решить задания всех уровней.



Проверка самостоятельной работы по готовым ответам:

Проверку самостоятельной работы и выставление оценок ребята осуществляют в парах (друг другу).

(Слайд 10)

Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».



13. Подведение итогов урока.

(Слайд 11)

Рефлексия:

- Что нового узнали на уроке?

- Что называется средним арифметическим нескольких чисел?

Среднее арифметическое - это частное суммы нескольких чисел на их количество

- Как найти среднее арифметическое 10 чисел?

- Что понравилось или не понравилось на уроке?

Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке будем решать более сложные задачи, узнаем, как находить среднюю скорость, среднюю урожайность.



14. Этап оценивания знаний учащихся

(Слайд 12)

Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: « Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: « А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: « А я принимал участие в строительстве храма!»



Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

В течение урока вы работали в картах успешности. Оцените себя. Сосчитайте количество набранных вами баллов. Поставьте себе оценку в соответствие с критериями:

за 16 баллов – «5», за 11 - 15 баллов – «4», за 10 - 7 баллов – «3», а если какой-то ученик плохо разобрался в теме урока и набрал меньшее количество баллов, то в графе моя оценка он пишет «ПОМОЩЬ!».

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.



15. Домашнее задание:

Чтобы вам было проще на следующем уроке разобраться в условиях задач, прочитайте п.38 на стр.226 и выполните №1524, 1534 (а) на стр. 230.

Творческое задание: вычислите средний рост всех членов семьи.



(Слайд 12)

СПАСИБО ЗА УРОК!!!







Приложение 1.

Карта успешности на уроке

Ф.И учащегося

№ задания

Этап урока

Балл

1

Устный счёт


2

Решение задач №1, №2 - устно, №3 – с записью в тетради


3

Составление алгоритма нахождения СА


4

Решение задачи № 1502


5

Самостоятельная работа


Моя оценка

Каждый правильный ответ – 1 балл



Приложение 2.

Карточки для устного счета.

1

2

3

4

5

6

7

8

9,7-2,4

5-0,8

3,07+0,2

10,24+0,06

36,6:6

4,5:9

0,2*9

25*0,4











Решение задач.

№ 1. Миша, Коля и Петя были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети 4 и у Коли 6. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый мальчик? Ответ:

№ 2.Игорь сорвал 8 яблок, а Маша 4. Сорванные яблоки дети поделили поровну. Сколько яблок досталось каждому? Ответ:

№ 3. В школе 4 пятых класса. В 5 “А” 22 ученика, в 5 “Б” 26 учеников, в 5 “В” 24 ученика, в 5 “Г” 20 учеников. Сколько бы человек было в каждом классе, если детей разделить поровну? (Найдите среднее количество детей в пятых классах.) Ответ:.





Приложение 3.

Самостоятельная работа.

№ задания

Баллы

Задание

Ответ

1


Найдите среднее арифметическое чисел:

1,54; 3,12; 4,18; 0,48


2


Найдите среднее арифметическое чисел:

32,15; 31,28; 29,16; 34,54 и округлите ответ до сотых


3


В летний лагерь детей отправляли на 6 одинаковых автобусах. В автобусах оказалось 29, 41, 28, 22, 27 и 33 человека. Можно ли было отъезжающих разместить в автобусах поровну?




Дополнительное задание: стр. 227, № 1497

а) (70,6+71,3):2=141,9:2=70,95

б) (0,1+0,2+0,3):3=0,6:3=0,2

в) (1,11+1,12+1,19+1,48):4=4,9:4=1,225

г) (7,381+5,004+6,118+8,019+7,815+5,863):6=40,2:6=6,7












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики в 5 классе по теме "Среднее арифметическое"

Автор: Тыщенко Любовь Алексеевна

Дата: 04.08.2014

Номер свидетельства: 111183

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок по математике в 5 классе по теме: "Среднее арифметическое, размах, мода""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_matiematikie_v_5_klassie_po_tiemie_sriednieie_arifmietichieskoie_razmakh"
    ["file_id"] => string(6) "464158"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522312453"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Презентация для урока математики по теме: "Среднее арифметическое, размах и мода." "
    ["seo_title"] => string(93) "priezientatsiia-dlia-uroka-matiematiki-po-tiemie-sriednieie-arifmietichieskoie-razmakh-i-moda"
    ["file_id"] => string(6) "189645"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427000339"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "урок по теме: "Среднее арифметическое" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-po-tiemie-sriednieie-arifmietichieskoie"
    ["file_id"] => string(6) "125880"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415087999"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка открытого урока по математике  на тему: «СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ» "
    ["seo_title"] => string(82) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-sriednieie-arifmietichieskoie"
    ["file_id"] => string(6) "207563"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430551945"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок математики "Среднее арифметическое"- презентация "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-matiematiki-sriednieie-arifmietichieskoie-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "121561"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413994774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства