Урок математики в 5 классе
Тема урока: «Смешанные числа»
Цель: познакомится с новой формой записи неправильных дробей, научиться выделять целую и дробную части неправильной дроби.
Оборудование: учебник, тетради, задания для групповой работы, карточки для рефлексии, магниты, магнитные дроби, шаги алгоритма на отдельных листах.
Ход урока.
1. Организационный момент. (1 мин.).
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте покажем им все свои знания.
2. Актуализация знаний. (1 мин.).
Давайте решим простую задачу: как разделить три яблока между тремя братьями? 3 : 3 = 1, по одному яблоку. Как разделить 6 яблок между тремя братьями? 6 : 3 = 2, по 2 яблока. Как разделить два яблока между тремя братьями? . Каждый получил по яблока.
3. Постановка и решение проблемы. (3 мин.).
Как разделить 7 яблок между тремя братьями? (Изобразить с помощью магнитных дробей). Рассмотрим два варианта. 1) Разделить каждое яблоко на 3 части: . 2) Дать по 2 целых яблока, а еще одно разделить на 3 части: . (Записать на доске). Обратите внимание, у нас получилась сумма натурального числа и дроби. Значение такой суммы принято обозначать числом - . Из каких чисел состоит это число? (Натурального и дроби). Какое название вы могли бы придумать этим числам? Такие числа называют смешанными. С ними нам предстоит познакомиться поближе. Как можно сформулировать тему нашего урока? Запишем тему урока. Как вы думаете, о чем конкретно, мы будем говорить на уроке?
4. Работа в группах. (5 мин.).
Конечно, со смешанными числами можно выполнять самые различные действия, но сначала поймем, как они появились и для чего они нужны.
Объединимся в группы. У каждой группы задание: показать, как можно выполнить деление чисел (двумя способами). Раскрасить фигуры, разделив их на доли. Затем записать полученные равенства. Результаты своей работы вывесить на доску. Рассмотреть и записать каждый пример, представить результат деления в виде неправильной дроби и смешанного числа.
Итак, смешанное число состоит из двух частей: целой и дробной. В результате какого действия мы будем получать смешанные числа? (При делении большего натурального числа на меньшее, когда деление нацело не возможно, и в результате сложения натурального числа и правильной дроби).
5. Репродуктивное воспроизведение материала. (10 мин.).
Учебник: стр. 199, № 773 (устно), № 774 в тетрадях и на доске.
6. Физкультминутка. (3 мин.).
Мы на славу потрудились, давайте немного отдохнем. Встаньте, начинаем физкультминутку.
1) Я буду читать высказывания, если вы со мной согласны, то делаете наклоны головы вперед-назад, если не согласны, то – влево-вправо. Попробуем?
Вы изучаете математику? Да.
Вы сейчас на уроке физкультуры? Нет. Отлично, продолжаем. Слушайте внимательно.
У каждой дроби есть знаменатель. Да
Нуль – натуральное число. Нет.
Числитель дроби показывает, на сколько частей делят целое. Нет.
Любая неправильная дробь больше правильной. Да.
Всякое натуральное число можно представить в виде неправильной дроби. Да.
Всякая неправильная дробь может быть представлена в виде натурального числа. Нет.
2) Я буду называть дроби. Если дробь неправильная, то вы поднимаете руки вверх, а если правильная – то опускаете вниз.
3) Сделали глубокий вдох, выдох. Садитесь.
7. Открытие новых знаний. (5 мин.).
Во время физкультминутки мы еще раз вспомнили правильные и неправильные дроби. Вернемся к примерам, которые мы рассматривали вначале урока. Какие же дроби могут быть представлены в виде смешанных чисел? (Неправильные). Давайте сформулируем алгоритм, который поможет нам представить неправильную дробь в виде смешанного числа или, как еще говорят, выделить целую часть из дроби.
Может кто-то догадался, как можно получит целую и дробную части?
Как мы делили бы 7 на 3, если бы не знали дроби? Конечно, с остатком.
7 : 3 = 2 (ост. 1), 10 : 3 = 3 (ост.1),
9 : 4 = 2 (ост. 1), 7 : 4 = 1 (ост. 3),
9 : 2 = 4 (ост. 1), 11 : 2 = 5 (ост. 1),
Посовещайтесь в парах и найдите закономерность, как связаны между собой деление с остатком и смешанные числа?
Составим алгоритм. (Шаги алгоритма на доске, определить их порядок).
8. Репродуктивное воспроизведение материала. (7 мин.).
Учебник: стр. 199, № 777.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия. (5 мин.).
Сегодня на уроке мы познакомились с новыми числами, какими? Подружились вы с ними? Как вы думаете, мы часто будем с ними встречаться?
И в конце урока маленькая самостоятельная работа. На доске ключ. Вам надо перевести неправильные дроби в смешанные числа и разгадать слово.
Отметьте свое настроение после нашего урока, закрасьте тот смайлик, который выражает ваше настроение.
10. Домашнее задание. Придумать сказку о натуральных числах, дробях и смешанных числах.