kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики в 5 классе по теме "Решение задач на части"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Решение задач на дроби»  был проведен в 5 классе по теме: «Обыкновенные дроби».

Урок предусматривал обобщение и систематизацию знаний  по изученной теме с применением ИКТ.

Данный урок связан с предыдущими, опирается на ранее изученные понятия, а именно: доли, обыкновенные  дроби, сложение и вычитание чисел с одинаковыми знаменателями, нахождение дроби от числа , числа по дроби

Были учтены программные требования к уроку.

Тип урока определен как урок обобщения и повторения, так как многократная смена видов деятельности характерная для этого типа уроков позволяет создавать условия для быстрого применения новых  знаний, предусматривает обратную связь.

Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?

 При подготовке к уроку были учтены психолого-педагогические особенности класса. Так как обучающиеся имеют разную математическую подготовку,  мною был разработан рабочий лист, который позволил не только с экономить время на уроке, но и упростить работу детей, создать ситуацию успеха и комфортного пребывания на уроке. Проведение урока в форме мультипутешествия  повысил  интерес к предмету. При распределении заданий  я учитываю психологические особенности учащихся, поощряю интерес ребёнка.

Форма проведения урока в виде урока решения  задач, предложенных героями и про сказочных героев  была выбрана не случайно. Такая структура урока позволяет сформировать умение переносить знания в новую нестандартную ситуацию. Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалась целостность и завершенность урока.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе по теме "Решение задач на части" »

МБОУ «Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1»


Технологическая карта изучения темы "Решение задач на дроби" (5 класс)

Разработала учитель математики : Султанова В.А.






2013


Технологическая карта урока «Решение задач на дроби» по теме «Обыкновенные дроби» (5 класс) Урок №3

Разработала учитель математики МБОУ «Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1» Султанова В.А.

Урок «Решение задач на дроби» был проведен в 5 классе по теме: «Обыкновенные дроби».

Урок предусматривал обобщение и систематизацию знаний по изученной теме с применением ИКТ.




Цели


  1. в направлении личностного развития:
    • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
    • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
    • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
    • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
    • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
    2) в метапредметном направлении
    • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
    • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
    • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
    3) в предметном направлении
    • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
    • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Планируемый результат

Предметные:

Ученик научится:

  • формулировать правило нахождения дроби от числа и числа по дроби;

  • знает символическую запись обыкновенных дробей;

  • используя правила нахождения дроби от числа и числа по дроби :
    а) решает задачи двух видов;
    б) умеет различать и решать их;

Основные понятия

правильно употребляет термины «дробь» “знаменатель”, “числитель”, “часть, , понимает их в тексте и в речи учителя;

понимает формулировку заданий: “найти дробь от числа”, “числа по дроби”, ;

Ресурсы:


  • Н.Я.Виленкин и др. «Математика 5», Москва, 2010

  • презентация

  • проектор;

  • листы оценивания;

Формы работы

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Организация пространства

Учебный кабинет

Тип урока

урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока

Форма проведения

Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений).


Мультипутешествие

Методы обучения

словесные (беседа, объяснение), наглядные (презентация ), практические (упражнения,).

Методы обучения по дидактическим задачам

метод формирования умений и навыков, метод применения знаний, метод контроля.


Этапы урока

Задачи этапа

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

учащихся

Использование ИКТ

1.Организа-

ционный момент.








Объявление темы урока.

Постановка целей перед учащимися.

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

  Разгадайте шараду, и вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. Первое – предлог, Второе – летний дом. А в целом решается с трудом. (Задача.)

Давайте проверим сегодня на нашем уроке как развито у нас внимание, как натренированы наши мозг и воля, а так же покажем, чему мы научились на наших уроках.
Сегодня у нас необычный урок, на котором мы совершим мультипутешествие в страну « ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ» - под названием « 3/9 царство, 3/10 государство ».
Необычность его в том, что вы сами должны будете помочь Вовке, герою мультика «Вовка в тридевятом царстве», в его путешествии по стране « ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ» .

Цель путешествия - применение знаний, полученных при изучении темы «Обыкновенные дроби, их сложение, вычитание и сравнение», которая необходима в успешном освоении дальнейших тем математики и умение применять их в экстремальных ситуациях.
В презентации используются фрагменты из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», герои которого по ходу будут предлагать учащимся решить задачи                

Учащиеся 5 класса встают, приветствуя учителя.

Учащиеся садятся за свои рабочие места.

Отгадывают шараду и ребус.


- Задача, дроби.


- Решать задачи на дроби.





Записывают в тетрадях число, классная работа.



Слайд № 1



Слайд № 2

В сказку ты откройся дверь!


Что такое числитель? Что показывает числитель? Что такое знаменатель? Что показывает знаменатель?

Назовите числитель и знаменатель дроби:

4/5; 1/8; 3/7; 3/10

3.Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний.

Актуализация знаний.























.



Арифметический диктант

Актуализация опорных знаний и способов действий


Устная работа.


1)Решаем по правилу :Чтобы найти часть от целого, надо это целое разделить на знаменатель дроби и результат умножить на числитель. Чтобы найти 3/7 от28 надо 28 :7 .3 =12; чтобы найти 2/9 от 45 надо 45: 9 .2=10


Слайд № 3



№ 1. Как найти дробь от числа?

Найти: 3/7 от 28, 8/9 от 18. , 2/9 от 45



2). Чтобы найти целое ,когда часть искомого выражена дробью , надо данную часть разделить на числитель и умножить на знаменатель : Чтобы найти число , 7/10 которого равны70 , нужно 70 : 7 . 10 = 100; чтобы найти 5/6от 60 , надо 60 : 5 .6 =72

№2. Как найти число по заданной дроби?

Найти число, если

7/10 его составляют 70,

5/6 его составляют 60,



Кто из нас не мечтал ,также как Вовка о том ,чтобы уроки делались сами ,золотая рыбка выполняла наши желания. Но мы понимаем ,что если человек хочет добиться чего-то в жизни ,то он должен много трудиться. Вот и нам сегодня предстоит хорошо потрудиться.( Фрагмент мультика - Вовка попадает в сказочную страну) . Кого первого встретил Вовка в сказке? Что делал царь? Оказывается ,царь не просто красил забор. Какой-то нерадивый ученик решал на заборе и допустил ошибки. Стыдно стало царю ,что в его царстве живут такие неучи и решил он закрасить ошибки. Устал царь красить, ведь не царское это дело . Попросил Вовку исправить ошибки, но ничем он не смог царю помочь. А мы исправим эти ошибки?

Учащиеся записывают в тетрадь только ответы.


27/100; 280 ; 1700; 5/12.

Слайд № 4

– Для украшения зала купили 100 шаров. Среди них 27 синих. Какую часть составляют синие шары?
- В магазин привезли 700 кг картофеля. До обеда продали 4/10 всего количества. Сколько кг картофеля продали до обеда?
- Маша прочитала 1/100 книги, что составляет 17 страниц. Сколько страниц в книге?
- Из 12 дней зимних каникул Вовка 7 дней был у бабушки, а остальные путешествовал по стране «Смешанных чисел». Какую часть каникул он путешествовал

4.Закрепление знаний.

Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности.

Организовать самопроверку по эталону , самооценку.

Рассердился царь на Вовку, что не помог ему исправить ошибки и прогнал из своей сказки. Попал Вовка в ««Сказку о рыбаке и рыбке». и хотел попросить рыбку исполнить его желания, но рыбка предложила ему решить задачу .

Вовка тоже решил задачу. Но ответ у него другой. (Учащиеся находят ошибку в решении Вовки.

Для успешного решения проводится анализ задачи решения задачи и схема. – Сколько всего видов золотых рыбок? - Какую часть составляют от всего количества видов оранжево – золотистые рыбки? - Как вы это понимаете? - Что сказано про количество видов золотых рыбок с необычными плавниками? -Что значит 2/3оставшихся видов? -- Как вы это понимаете?

Выставим оценки за работу в тетради в лист оценивания.

Записывают в тетрадях число решения задач . Решение задачи с комментированием : Масса первой рыбки 600 граммов – это 3 доли ,найдем массу одной доли : 600 :3, масса второй рыбки 2 доли .Запишем : 600 :3 .2 =400 граммов.









Задача №2. Решение задачи с комментированием у доски , остальные в тетрадях. 1).150: 5.3 = 90 – видов оранжево – золотистых рыбок. 2).150 – 90 = 60- оставшихся видов рыбок. 3).60 : 3 . 2= 40 – видов имеют необычные плавники

Слайд № 5


Задача 1. Пришёл старик к синему морю.

Разыгралось синее море.

Закинул старик 1 раз удочку в море –

Поймана рыбка массой 600 граммов.

Старик 2 раз закинул удочку в море –

Поймана рыбка массой 2/3 от массы первой.

Какова же масса 2 рыбки?

Задача 2. «В настоящее время насчитывают 150 видов золотых рыбок. Оранжево – золотистые рыбки составляют 3/5 всего количества видов, 2/3 оставшихся видов имеют необычные плавники. Сколько видов золотых рыбок имеют необычные плавники?



Рассердилась рыбка на Вовку за его ошибки и отправила его к Василисам Премудрым поучиться мудрости, которые прилетели из разных сказок на слет юных Василис по обмену премудростями. И девочки обещают Вовку научить премудростям.



Пытались учить Василисы Вовку, но нет у Вовки усидчивости, трудолюбия и терпения. Посовещались Василисы и решили отправить его в тридевятое царство, так как только там могут исполняться все желания без труда. Трудно попасть в тридевятое царство, надо составить карту пути. Поможем Вовке исполнении его мечты.

























По этому пути попадает Вовка в тридевятое царство. Видит ларец. Только сказал он : «двое из ларца», а они тут как тут. Чего попросил у них Вовка? Но опять не так всё просто оказалось и здесь. Дали они ему всё, что попросил. Но конфеты да пирожные оказались с секретом.
















































Учащиеся выставляют оценку в лист оценивания.






42 :3 . 9 = 126 км

39 : 3 . 10 = 130 км


126 км меньше, чем 130 км : в Страну «Обыкновенные дроби»

Слайд № 6



.

Задача 3. Ему предлагают: 3/9 пути до царства Страны « Обыкновенные дроби» составляет 42 км, а 3/10 пути до царства Страны «Десятичных дробей») составляет 39 км. До какой страны путь короче?


Слайд №7







- Что сказано про конфеты? -Что известно про пирожные? -Что можем узнать?





-Какую же часть составляют 350 рублей?

- Сколько равных долей содержится в350 рублях?

-А сколько равных долей в целом? - Прикиньте ответ : он будет больше или меньше? -Объясните почему? -Составьте план решения. –Решите задачу.

- Подумайте можно ли решить задачу иначе ?











Встретив на своем пути Печку, Вовка попросил у нее что-нибудь поесть. Печка предложила ему решить задачки:







- Что нужно знать для того , чтобы ответить на вопрос задачи?

-Какую часть от всей крупы составляет 300 граммов?

-Сколько десятых долей содержится в 300 граммах?

- Как найти одну долю? Сколько таких долей содержится в целом ?


Решите задачу.

- Заплатили за них 2/7 всех денег.

- Заплатили 3/7 всех денег.

- Какую часть всех денег заплатили за конфеты и пирожные

- 5/7

- 5.

- 7.

-Число в ответе будет больше. -350 рублей – это только часть. 1 .Какую часть денег заплатили за конфеты и пирожные. 2.Сколько всего денег в кошельке.

1).2/7 +3/7 =5/7 ( часть за конфеты и пирожные ) 2).350 : 5 . 7= 490( рублей было в кошельке)

Решают задачу другим способом.

Решите самостоятельно в парах. Проверка:









/

- Сколько было крупы в пакете.



300 граммов составляет 3/10 всей крупы.

В 300 гр. содержатся 3 доли..

300 :3

10.



У доски : 300 :3 .10 =1000 ( г было) 2 ). 1000 – 300 = 700 ( г осталось)








Задача 4. За конфеты заплатили 2/7 имеющихся денег в кошельке, а за пирожные 3/7 всех денег. Всего за конфеты и пирожные заплатили 350 рублей. Сколько денег было в кошельке?



Слайд №8


Задача 5. На кашу я израсходовала 300 грамм крупы, это 3/10 того, что было в пакете. Сколько крупы осталось?


5. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания










Проверка самостоятельной работы.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а так же выявления недостатков в знаниях


Стыдно стало Вовке , что ничего он не умеет , пошел в библиотеку, взял там учебник по математике и выучил все правила по теме «Обыкновенные дроби», написал контрольную работу на « 5». В конце своего путешествия Вовка понял, что все-таки лучше научиться все делать самому


Вот и вам предстоит показать , как вы умеете работать самостоятельно. Самостоятельная работа по вариантам.
Выставим оценки за самостоятельную работу в лист оценивания.








Выполняют самостоятельную работу.

Самостоятельная работа по вариантам. 1 вариант. Стр.142, №906. 2 вариант. Стр.143, №908. Слабым ученикам оказывается индивидуальная помощь.
1 вариант. 4 : 2 . 3 = 6 (км) – длина всей дороги. 2 вариант. 10 :5 . 6 =12 (страниц) –всего в тетради.







Учащиеся выставляют оценку за самостоятельную работу в лист оценивания.


Слайд № 9



1 вариант. Стр.142, №906. 2 вариант. Стр.143, №908.


Слайд №10

Определите вид решения задачи:

1) Витя купил 4 кг моркови, а Коля того, что купил Витя.Сколько моркови купил Коля?

2) Миша прочитал 50 страниц книги, что составляет0,4 всей книги. Сколько страниц в книге?


6. Домашнее задание к следующему уроку


Откройте дневники, запишите домашнее задание:



Учащиеся записывают в дневник домашнее задание.

Слайд №11

Домашнее задание

Стр.145.№ 929,930. Придумать свою задачу с дробями.

7.Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Организа-

ционный момент

Зафиксировать новое содержание урока. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственные учебные деятельности.

А теперь ребята продолжите предложение:

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке я повторил…

Сегодня на уроке я закрепил…

Сегодня на уроке я поставил себе оценку …

Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения…

В каких знаниях уверен…

Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету…

Кому, над, чем следовало бы ещё поработать…

Насколько результативным был урок сегодня…

Ребята продолжают предложения.










Слайд №12

Продолжи предложение








Итак, сегодня на уроке мы решали задачи на нахождение части от числа и числа по его дроби.

Все работали хорошо, поглощали знания с аппетитом.

Оценки за урок…


Учащиеся подают дневники.

Слайд № 13

Оценивание


В завершении выразите свое впечатление об уроке . Перед вами находятся листочки с рисунками, на которых я предлагаю вам поставить знак вашего отношения к проведенному уроку и написать понравился ли вам урок и что в нем вам понравилось.

Встали. Спасибо за урок. Урок окончен.

Учащиеся выражают свое впечатление об уроке.



Слайд № 13


Итог урока





Литература:Математика : Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин , В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.. – М.: Мнемозина, 2010.г



Оценочный лист


п\п

Фамилия имя

Домашнее задание

Презентация

Познавательная активность
уч-ся

Решение задач

Самостоятельная
работа

Оценка

1








2








3








4








5








6








7








8








9








10








11








12











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики в 5 классе по теме "Решение задач на части"

Автор: Султанова Валентина Аркадьевна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159677

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок математики на тему: "Решение задач" "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-zadach-1"
    ["file_id"] => string(6) "242420"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445452231"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока математики на тему: "Решение задач""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt_uroka_matiematiki_na_tiemu_rieshieniie_zadach"
    ["file_id"] => string(6) "351679"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477257030"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "конспек урока математики на тему "Решение задач на  совместную работу" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiek-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-sovmiestnuiu-rabotu"
    ["file_id"] => string(6) "204440"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429647624"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Решение задач с помощью уравнения "
    ["seo_title"] => string(44) "rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172928"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423900933"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(93) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "262201"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292625"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1550 руб.
1940 руб.
2000 руб.
2500 руб.
1700 руб.
2130 руб.
1920 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства