Разработала учитель математики : Султанова В.А.
Технологическая карта урока «Решение задач на дроби» по теме «Обыкновенные дроби» (5 класс) Урок №3
Разработала учитель математики МБОУ «Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1» Султанова В.А.
Урок «Решение задач на дроби» был проведен в 5 классе по теме: «Обыкновенные дроби».
Урок предусматривал обобщение и систематизацию знаний по изученной теме с применением ИКТ.
Цели | в направлении личностного развития: • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; 2) в метапредметном направлении • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; 3) в предметном направлении • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. |
Планируемый результат | Предметные: Ученик научится: формулировать правило нахождения дроби от числа и числа по дроби; знает символическую запись обыкновенных дробей; используя правила нахождения дроби от числа и числа по дроби : а) решает задачи двух видов; б) умеет различать и решать их; |
Основные понятия | правильно употребляет термины «дробь» “знаменатель”, “числитель”, “часть, , понимает их в тексте и в речи учителя; понимает формулировку заданий: “найти дробь от числа”, “числа по дроби”, ; |
Ресурсы: | |
Формы работы | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах |
Организация пространства | Учебный кабинет |
Тип урока | урок обобщения и систематизации знаний |
Вид урока Форма проведения | Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений). Мультипутешествие |
Методы обучения | словесные (беседа, объяснение), наглядные (презентация ), практические (упражнения,). |
Методы обучения по дидактическим задачам | метод формирования умений и навыков, метод применения знаний, метод контроля. |
Этапы урока | Задачи этапа | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Использование ИКТ |
1.Организа- ционный момент. Объявление темы урока. Постановка целей перед учащимися. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Разгадайте шараду, и вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. Первое – предлог, Второе – летний дом. А в целом решается с трудом. (Задача.) Давайте проверим сегодня на нашем уроке как развито у нас внимание, как натренированы наши мозг и воля, а так же покажем, чему мы научились на наших уроках. Сегодня у нас необычный урок, на котором мы совершим мультипутешествие в страну « ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ» - под названием « 3/9 царство, 3/10 государство ». Необычность его в том, что вы сами должны будете помочь Вовке, герою мультика «Вовка в тридевятом царстве», в его путешествии по стране « ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ» .
Цель путешествия - применение знаний, полученных при изучении темы «Обыкновенные дроби, их сложение, вычитание и сравнение», которая необходима в успешном освоении дальнейших тем математики и умение применять их в экстремальных ситуациях. В презентации используются фрагменты из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», герои которого по ходу будут предлагать учащимся решить задачи | Учащиеся 5 класса встают, приветствуя учителя. Учащиеся садятся за свои рабочие места. Отгадывают шараду и ребус. - Задача, дроби. - Решать задачи на дроби. Записывают в тетрадях число, классная работа. | Слайд № 1 Слайд № 2 В сказку ты откройся дверь! Что такое числитель? Что показывает числитель? Что такое знаменатель? Что показывает знаменатель? Назовите числитель и знаменатель дроби: 4/5; 1/8; 3/7; 3/10 |
3.Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний. Актуализация знаний. . Арифметический диктант | Актуализация опорных знаний и способов действий | | Устная работа. 1)Решаем по правилу :Чтобы найти часть от целого, надо это целое разделить на знаменатель дроби и результат умножить на числитель. Чтобы найти 3/7 от28 надо 28 :7 .3 =12; чтобы найти 2/9 от 45 надо 45: 9 .2=10 | Слайд № 3 № 1. Как найти дробь от числа? Найти: 3/7 от 28, 8/9 от 18. , 2/9 от 45 |
| | 2). Чтобы найти целое ,когда часть искомого выражена дробью , надо данную часть разделить на числитель и умножить на знаменатель : Чтобы найти число , 7/10 которого равны70 , нужно 70 : 7 . 10 = 100; чтобы найти 5/6от 60 , надо 60 : 5 .6 =72 | №2. Как найти число по заданной дроби? Найти число, если 7/10 его составляют 70, 5/6 его составляют 60, |
| Кто из нас не мечтал ,также как Вовка о том ,чтобы уроки делались сами ,золотая рыбка выполняла наши желания. Но мы понимаем ,что если человек хочет добиться чего-то в жизни ,то он должен много трудиться. Вот и нам сегодня предстоит хорошо потрудиться.( Фрагмент мультика - Вовка попадает в сказочную страну) . Кого первого встретил Вовка в сказке? Что делал царь? Оказывается ,царь не просто красил забор. Какой-то нерадивый ученик решал на заборе и допустил ошибки. Стыдно стало царю ,что в его царстве живут такие неучи и решил он закрасить ошибки. Устал царь красить, ведь не царское это дело . Попросил Вовку исправить ошибки, но ничем он не смог царю помочь. А мы исправим эти ошибки? | Учащиеся записывают в тетрадь только ответы. 27/100; 280 ; 1700; 5/12. | Слайд № 4 – Для украшения зала купили 100 шаров. Среди них 27 синих. Какую часть составляют синие шары? - В магазин привезли 700 кг картофеля. До обеда продали 4/10 всего количества. Сколько кг картофеля продали до обеда? - Маша прочитала 1/100 книги, что составляет 17 страниц. Сколько страниц в книге? - Из 12 дней зимних каникул Вовка 7 дней был у бабушки, а остальные путешествовал по стране «Смешанных чисел». Какую часть каникул он путешествовал |
4.Закрепление знаний. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности. | Организовать самопроверку по эталону , самооценку. | Рассердился царь на Вовку, что не помог ему исправить ошибки и прогнал из своей сказки. Попал Вовка в ««Сказку о рыбаке и рыбке». и хотел попросить рыбку исполнить его желания, но рыбка предложила ему решить задачу . Вовка тоже решил задачу. Но ответ у него другой. (Учащиеся находят ошибку в решении Вовки. Для успешного решения проводится анализ задачи решения задачи и схема. – Сколько всего видов золотых рыбок? - Какую часть составляют от всего количества видов оранжево – золотистые рыбки? - Как вы это понимаете? - Что сказано про количество видов золотых рыбок с необычными плавниками? -Что значит 2/3оставшихся видов? -- Как вы это понимаете? Выставим оценки за работу в тетради в лист оценивания. | Записывают в тетрадях число решения задач . Решение задачи с комментированием : Масса первой рыбки 600 граммов – это 3 доли ,найдем массу одной доли : 600 :3, масса второй рыбки 2 доли .Запишем : 600 :3 .2 =400 граммов.
Задача №2. Решение задачи с комментированием у доски , остальные в тетрадях. 1).150: 5.3 = 90 – видов оранжево – золотистых рыбок. 2).150 – 90 = 60- оставшихся видов рыбок. 3).60 : 3 . 2= 40 – видов имеют необычные плавники | Слайд № 5 Задача 1. Пришёл старик к синему морю. Разыгралось синее море. Закинул старик 1 раз удочку в море – Поймана рыбка массой 600 граммов. Старик 2 раз закинул удочку в море – Поймана рыбка массой 2/3 от массы первой. Какова же масса 2 рыбки? Задача 2. «В настоящее время насчитывают 150 видов золотых рыбок. Оранжево – золотистые рыбки составляют 3/5 всего количества видов, 2/3 оставшихся видов имеют необычные плавники. Сколько видов золотых рыбок имеют необычные плавники?
|
| Рассердилась рыбка на Вовку за его ошибки и отправила его к Василисам Премудрым поучиться мудрости, которые прилетели из разных сказок на слет юных Василис по обмену премудростями. И девочки обещают Вовку научить премудростям.
Пытались учить Василисы Вовку, но нет у Вовки усидчивости, трудолюбия и терпения. Посовещались Василисы и решили отправить его в тридевятое царство, так как только там могут исполняться все желания без труда. Трудно попасть в тридевятое царство, надо составить карту пути. Поможем Вовке исполнении его мечты.
По этому пути попадает Вовка в тридевятое царство. Видит ларец. Только сказал он : «двое из ларца», а они тут как тут. Чего попросил у них Вовка? Но опять не так всё просто оказалось и здесь. Дали они ему всё, что попросил. Но конфеты да пирожные оказались с секретом.
|
Учащиеся выставляют оценку в лист оценивания. 42 :3 . 9 = 126 км 39 : 3 . 10 = 130 км 126 км меньше, чем 130 км : в Страну «Обыкновенные дроби» | Слайд № 6 . Задача 3. Ему предлагают: 3/9 пути до царства Страны « Обыкновенные дроби» составляет 42 км, а 3/10 пути до царства Страны «Десятичных дробей») составляет 39 км. До какой страны путь короче? Слайд №7 |
|
- Что сказано про конфеты? -Что известно про пирожные? -Что можем узнать?
-Какую же часть составляют 350 рублей? - Сколько равных долей содержится в350 рублях? -А сколько равных долей в целом? - Прикиньте ответ : он будет больше или меньше? -Объясните почему? -Составьте план решения. –Решите задачу. - Подумайте можно ли решить задачу иначе ?
Встретив на своем пути Печку, Вовка попросил у нее что-нибудь поесть. Печка предложила ему решить задачки:
- Что нужно знать для того , чтобы ответить на вопрос задачи? -Какую часть от всей крупы составляет 300 граммов? -Сколько десятых долей содержится в 300 граммах? - Как найти одну долю? Сколько таких долей содержится в целом ? Решите задачу. | - Заплатили за них 2/7 всех денег. - Заплатили 3/7 всех денег. - Какую часть всех денег заплатили за конфеты и пирожные - 5/7 - 5. - 7. -Число в ответе будет больше. -350 рублей – это только часть. 1 .Какую часть денег заплатили за конфеты и пирожные. 2.Сколько всего денег в кошельке. 1).2/7 +3/7 =5/7 ( часть за конфеты и пирожные ) 2).350 : 5 . 7= 490( рублей было в кошельке) Решают задачу другим способом. Решите самостоятельно в парах. Проверка:
/ - Сколько было крупы в пакете.
300 граммов составляет 3/10 всей крупы. В 300 гр. содержатся 3 доли.. 300 :3 10.
У доски : 300 :3 .10 =1000 ( г было) 2 ). 1000 – 300 = 700 ( г осталось)
| Задача 4. За конфеты заплатили 2/7 имеющихся денег в кошельке, а за пирожные 3/7 всех денег. Всего за конфеты и пирожные заплатили 350 рублей. Сколько денег было в кошельке?
Слайд №8 Задача 5. На кашу я израсходовала 300 грамм крупы, это 3/10 того, что было в пакете. Сколько крупы осталось? |
5. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания Проверка самостоятельной работы. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а так же выявления недостатков в знаниях | Стыдно стало Вовке , что ничего он не умеет , пошел в библиотеку, взял там учебник по математике и выучил все правила по теме «Обыкновенные дроби», написал контрольную работу на « 5». В конце своего путешествия Вовка понял, что все-таки лучше научиться все делать самому Вот и вам предстоит показать , как вы умеете работать самостоятельно. Самостоятельная работа по вариантам. Выставим оценки за самостоятельную работу в лист оценивания. |
Выполняют самостоятельную работу. Самостоятельная работа по вариантам. 1 вариант. Стр.142, №906. 2 вариант. Стр.143, №908. Слабым ученикам оказывается индивидуальная помощь. 1 вариант. 4 : 2 . 3 = 6 (км) – длина всей дороги. 2 вариант. 10 :5 . 6 =12 (страниц) –всего в тетради.
Учащиеся выставляют оценку за самостоятельную работу в лист оценивания. | Слайд № 9 1 вариант. Стр.142, №906. 2 вариант. Стр.143, №908. Слайд №10 Определите вид решения задачи: 1) Витя купил 4 кг моркови, а Коля того, что купил Витя.Сколько моркови купил Коля? 2) Миша прочитал 50 страниц книги, что составляет0,4 всей книги. Сколько страниц в книге? |
6. Домашнее задание к следующему уроку | | Откройте дневники, запишите домашнее задание:
| Учащиеся записывают в дневник домашнее задание. | Слайд №11 Домашнее задание Стр.145.№ 929,930. Придумать свою задачу с дробями.
|
7.Рефлексия. Подведение итогов урока. Организа- ционный момент | Зафиксировать новое содержание урока. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственные учебные деятельности. | А теперь ребята продолжите предложение: Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке мне понравилось… Сегодня на уроке я повторил… Сегодня на уроке я закрепил… Сегодня на уроке я поставил себе оценку … Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения… В каких знаниях уверен… Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету… Кому, над, чем следовало бы ещё поработать… Насколько результативным был урок сегодня… | Ребята продолжают предложения. | Слайд №12 Продолжи предложение |
| Итак, сегодня на уроке мы решали задачи на нахождение части от числа и числа по его дроби. Все работали хорошо, поглощали знания с аппетитом. Оценки за урок… | Учащиеся подают дневники. | Слайд № 13 Оценивание |
| В завершении выразите свое впечатление об уроке . Перед вами находятся листочки с рисунками, на которых я предлагаю вам поставить знак вашего отношения к проведенному уроку и написать понравился ли вам урок и что в нем вам понравилось. Встали. Спасибо за урок. Урок окончен. | Учащиеся выражают свое впечатление об уроке. | Слайд № 13 Итог урока |