Учитель: Чепкасова Ольга Васильевна.
Предмет: математика.
Класс: 5.
Учебник: И.И Зубарева, А.Г. Мордкович «Математика, 5 класс», 2007 год.
Тема: Основное свойство дроби.
Цели:
Вырабатывать умения записывать дробь разными способами.
Вывести основное свойство дроби.
Развивать мышление, речь, память, интерес к предмету.
Формировать у учащихся положительную мотивацию учения, чувство ответственности, совершенствовать навыки самостоятельной деятельности.
Приложение: Слайд – презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный этап(1мин)
Приветствие детей (в тетрадях записать числ , «Классная работа»)
Подготовка к восприятию. Постановка темы и целей урок (5 минут).
1)– Как называются записанные числа? (Слайд №2. Обыкновенные дроби).
- Прочитайте их. Что можем с этими дробями сделать? (Дети: записать, прочитать, некоторые сравнить).
2) - Рассмотрим задачу:
За завтраком, обедом и ужином съеден один батон хлеба. За завтраком съели , а за обедом - батона. Когда съели больше хлеба – за завтраком или за обедом? Какая часть батона осталась на ужин? (Слайд №3)
- Можно ли решить задачу без умения выполнять действия над дробями? (Дети: нет).
- Что необходимо уметь делать с дробями? (Дети: сравнивать, вычитать). А мы этого пока делать не умеем. А хотите ли вы научиться этому?
3) – В этом нам поможет свойство, которое мы изучим. Благодаря ему можно будет сравнивать, складывать и вычитать дроби. Я буду давать задания, а вы записывайте ответ, указывая соответствующую букву. (Дети в тетрадях записывают букву, соответствующую ответу на вопрос. Должно получиться слово «основное», слайд № 4):
-дробь ;
- дробь, у которой числитель 15, а знаменатель - 4;
- дробь ;
- дробь, у которой знаменатель 7, а числитель - 2;
- дробь ;
- дробь, у которой числитель 8, а знаменатель - 13;
- дробь, которая получается в результате деления числа 2 на число 7;
- дробь .
4) - Какое слово у вас получилось? (Дети: основное) Итак, мы будем знакомиться с основным свойством дроби. Почему, как вы думает, оно считается основным? (Дети: с помощью него можно будет выполнять действия над дробями). Запишите тему в тетради (Слайд № 5).И давайте определим, в каком плане мы будем работать. Что необходимо сделать в первую очередь? (Дети: познакомиться со свойством. Слайд № 5). А нужно ли посмотреть как оно применяется, т.е . для чего оно нужно? ( Да. Слайд № 5). И, наконец, попробуем его применить (Слайд № 5).
III. Изложение нового материала (12 минут)
1) – Сейчас вы в парах проведёте микроисследование, опираясь на которое сделаете вывод. Итак, задание: запишите, какая часть фигуры закрашена красным, желтым, зелёным цветом. Посмотрите внимательно, как образуются части по цвету и постарайтесь найти несколько способов (Слайд № 6. Учащиеся дроби записывают в тетради.)
- Проверим, какая часть закрашена красным на рисунке а (. и ). Можно ли считать эти дроби равными? Почему? ( Дети: да, т.к. это одна и та же часть фигуры. Слайд № 6)
- Есть ли ещё такая ситуация? (Дети: да. Разобрать по слайду)
- Какой же вывод можно сделать? (Дети: Одну и ту же величину можно обозначить разными дробями.)
- (Слайд № 7)Итак, мы убедились в том, что одну и ту же величину можно записать разными способами. Посмотрите на дроби и проанализируйте связь между числителями и знаменателями в каждой паре. Что вы заметили? (Дети: если числитель увеличивается, то и знаменатель увеличивается во столько же раз). Проверим. (Слайд № 7)
- В этом и заключается основное свойство дроби. (Слайд № 8).
- Итак, у нас две операции: умножение числителя и знаменателя на одно и то же число и деление числителя и знаменателя на одно и то же число. Как бы вы назвали эти операции? (Дети: приведение к новому знаменателю и сокращение дроби. Слайд № 9)
IV.Физкультминутка (2 минуты)
V. Первичное закрепление (10 минут)
1) – (Слайд № 10). Объясните, почему равны следующие дроби. (Дети: по основному свойству дроби)
2) – Теперь вернёмся к задаче о съеденном батоне и посмотрим, на какой вопрос уже сможем ответить сейчас (Слайд №11). Можем ответить на первый вопрос? Что для этого нужно сделать? (Дети: сравнить дроби и ). Как из дроби получить дробь со знаменателем 18? (Дети: умножить числитель и знаменатель на 2). Можно ли теперь сравнить полученные дроби? (Дети: да).
3) – Сможем ли мы применять в дальнейшем основное свойство дроби, нам поможет узнать математический диктант. Задания можно выполнять в парах, обсуждая. (Слайд № 12).
4) – Проверим выполнение заданий. (Слайд № 13).
VI. Домашнее задание (2 минуты)
Параграф 21,№ 349, 353, 360
VII. Итог урока (3 минуты)
- Ребята, а зачем изучать дроби? Может не стоит этим заниматься? В какой сфере нашей повседневной жизни могут пригодиться умения выполнять математические операции над дробями?
Вы думаете, что дробь это доля, малая часть чего-то, на которую не стоит обращать внимание?
А если бы, строя ваш дом, тот в котором живете,
Архитектор на малую долю ошибся в расчёте,
Чтоб случилось, ты, знаешь ли?
Дом превратился бы в груду развалин.
Ты вступаешь на мост он – надёжен и прочен.
А не будь инженер в чертежах своих точен?
Три десятых – и стены возводятся косо,
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса.
Ошибись только на три десятых аптекарь,
Станет ядом лекарство, убьёт человека.
- Как видим, умения выполнять действия с дробями пригождаются во многих профессиях.
- Спасибо за урок.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
(Наклоны головой влево-вправо-вперёд-назад)
Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата.
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
(Наклоны туловищем влево-вправо-вперёд-назад)
Летит выше звезд математика наша.
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.
(Потянуться вверх)
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счету!
Скорей за работу! Скорей за работу!
(Прыжки)