Организационный: мобилизация и мотивация | Создание психологически комфортных условий для совместной деятельности. Включить детей в деятельность | Приветствую учащихся, желаю им успехов в предстоящей работе. Ребята разделены на три группы, на парте у групп по фломастеру и по листу белой бумаги. Каждой группе предлагается решить по одной задаче, ответ записать на листе. Вопрос: Как сформулировать тему урока? Предлагаю открыть тетради , записать число и тему урока. Вопрос: Что я знаю и умею по данной теме? Вывешиваю на доску опорный конспект: В: Что показывает знаменатель дроби? Что показывает числитель дроби? В: Все ли действия мы можем выполнять с обыкновенными дробями. Что я еще не знаю? Прошу назвать цели нашего урока. Обобщаю сказанное, проговаривая с ними план и цели урока и настраиваю на работу. С дробями люди познакомились очень давно, а т.к. самые знаменитые математики были греками, мы с вами отправляемся в Древнюю Грецию, где встретимся с некоторыми математиками. Вспомните, пожалуйста, самое высокое место в Древней Греции – ОЛИМП. и мы отправляемся на “Математический Олимп”. Путь наш не короткий, но и не длинный, потому что об обыкновенных дробях вы знаете достаточно много, но ещё и не все; не простой, но и не очень сложный, потому что многие из вас без труда решают задачи, но не все. | 1.Дети приветствуют учителя , друг друга, желают удачи. 2.Решают задачу на листе и сверяют ответы, 3.Дети формулируют тему урока «Основное свойство дроби». 4. Открывают тетради , записывают число и тему урока . Ответы: сравнивать дроби с одинаковыми числителями и знаменателями, умножать и делить на одно и тоже число не равное нулю, решать задачи на нахождение целого по его части и части от целого. Дети отвечают. Нет. Ответы: Чтобы лучше знать надо : повторять и тренироваться применять основное свойство дроби к решению задач и узнать новое. |
Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося, проверка знаний. | Итак, первый на нашем пути Пифагор – один из самых известных математиков, родился на острове Самос и знаменит тем, что открыл Пифагорейскую школу, в которой занимались не только математикой, но и другими науками, в частности философией. Одно высказывание мне хотелось бы вам привести: “Сыщи себе верного друга; имея его, ты можешь обойтись без богов”. Как вы это понимаете? И вы ребята в группе должны помогать друг другу. Пифагор первым разделил числа на четные и нечетные, простые и составные. Пифагор предлагает вам решить следующие задачи: На доске записаны дроби: ;; ;; ; ; ; ; . Разделите данные дроби на группы по признакам: Задание по группам :1группе - написать дроби с числителем равным единицы, расположить их в порядке убывания, переводя запись на математический язык. Вспомнить, какое правило надо применить. 2 группе -написать дроби с равными знаменателями, расположить их в порядке возрастания , переводя запись на математический язык. Вспомнить, какое правило надо применить. 3 группе -написать равные дроби , переводя запись на математический язык. Вспомнить, какое свойство надо применить. Прошу обратить внимание на дроби ;; . В: Как по другому можно назвать эти дроби? Предлагаю игру «Угадай ,который час?» Каждая группа придумала по одному вопросу, применяя слова половина, треть, четверть. Тому, кому задается вопрос , должен выразить время в часах и минутах. Итак , мы повторили правила действий с дробями и продолжим путь дальше. Следующий на нашем пути – Евклид, родившийся в г.Александрия, которая знакома вам по знаменитому Александрийскому маяку – одному из семи чудес света. Евклид является автором первого учебника по геометрии. Одна из легенд рассказывает, что к Евклиду обратился юноша с просьбой взять его в ученики, сказав, что желает изучать геометрию, она ему несомненно нужна. Вместо ответа Евклид повелел своему слуге: ”Дай этому человеку три обола (древняя монета), он ищет в геометрии пользу”. Как вы это понимаете? Вы тоже пришли сюда учиться. Евклид предлагает вам проверить , как вы научились применять основное свойство дроби. . Проверь себя! Организую работу в группах, помощь слабым. Осуществляю проверку, разбираем ошибки. Каждый должен сделать вывод о том, что он умеет по данной теме. Выполнение теста . Тест по теме « Основное свойство дроби» Вариант №1 Приведите дробь к знаменателю 18 и укажите правильный ответ: а) б) в) г) 2. Вместо х поставьте такое число, чтобы равенство было верным: а) = б)= 3. Сократите дробь и укажите правильный ответ: а) б) в) Вариант №2 Приведите дробь к знаменателю 15 и укажите правильный ответ: а) б) в) г) 2. Вместо х поставьте такое число, чтобы равенство было верным: а) = б)= 3. Сократите дробь и укажите правильный ответ: а) б) в) Выдаю ответы: 1 вариант 2 вариант 1.г 1.в 2. а)х=16 2. а)х=8 б)х=4 б) х=2 3.б 3.в Спрашиваю ,кто доволен результатом, а кому еще надо поработать, какое задание вызвало затруднение . | Отвечают, что хороший друг всегда придет на помощь. Дети отвечают: 1 ) с одинаковыми числителями и называют дроби 2) с одинаковыми знаменателями 3) равные 4)дробь равную единицы Ребята работают по группам. Решение пишут на листах и поднимают для проверки. Один ученик отвечает правило или свойство, остальные его слушают, если нужно поправляют или исправляют. Ответы: половина, треть, четверть и используем эти слова в нашей речи. Без четверти двенадцать. Половина девятого. Треть первого. Ответы: Вознаградил за желание учиться. Работа в группах: консультанты оказывают помощь, у кого возникли затруднения. От каждой группы по одному человеку зачитывают ответы. Ребята поднимают руки , согласны или нет. Ребята выполняют тест . Самопроверка |
Открытие нового знания | Научиться сравнивать дроби с разными знаменателями. Вывести алгоритм сравнения дробей. | Продолжаем наше путешествие и на пути встречаемся с Фалесом . Этот математик родился в г. Милет и так же, как Пифагор знаменит своей школой. Говорят, что Фалес первым посоветовал морякам ориентироваться по Полярной звезде. Давайте и мы с вами посмотрим на “наше” небо. Лазером рисую на потолке Полярную звезду и цифры – для учащихся это разминка для глаз, затем возвращаю лазер на доску. На доске записаны пары дробей. Сравните дроби. ; 2 ) ; 3) 4) Какие дроби мы не можем сравнить? Сформулируйте задачу. Как вы думаете, как это можно сделать, применяя основное свойство дроби? Внимательно посмотрите на дроби под №2 и сделайте вывод. Даю образец записи на доске. Составляем алгоритм действий. Вызываю к доске одного ученика сравнить дроби под №4.Прошу проговаривать алгоритм выполнения действий. Как сравнить 1 и ? Показываю на модели. Какой вывод можно сделать? Прошу привести примеры. | Ребята замечают , что могут сравнить дроби под №1 и №2, но не могут по №3 и №4. Встает проблема. Как сравнить дроби с разными знаменателями? Ребята догадываются ,что дроби №3 и №4 надо привести к общему знаменателю, а затем применить правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. Выполняют это же задание в тетрадях. Целое всегда больше его части. |
Закрепление изученного материала | Закрепить изученный материал, учить проговаривать алгоритм сравнения дробей с разными знаменателями | Работа по учебнику №358 Что заметили ? Задача №361 . Прошу найти два способа решения. Прошу решить удобным способом. При проверке выясняю: все ли он понял, запомнил ли новое правило. | Решение с комментированием. Что дроби можно сначала сократить , а затем сравнивать. Предлагают первый способ решения: найти дробь от целого, т.е.по действиям 2 способ: сравнить дроби. Ребята выбирают второй. |
Рефлексия деятельности | Подведение итогов работы на уроке | Последний математик, встретившийся на нашем пути – Архимед. Он родился в г.Сиракузы. этот великий ученый подарил человечеству крылатое восклицание: “ЭВРИКА!” Итак, мы с вами преодолели не простой путь и взобрались на вершину горы, которую образно в начале урока назвали “Математический Олимп”. Давайте определим, все ли успешно совершили восхождение. Кто считает, что его вершина достигнута и нечего больше делать? Какое же ты для себя сегодня сделал открытие? Что нового узнал на уроке? Чему научился? Что самое интересное было на уроке? Что было сложное? Оцениваю за урок. | Отвечают на вопросы учителя, разъясняют для себя: я понял, я научился, оценивают свою деятельность на уроке. |