kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики в 11 классе по теме "Усеченный конус"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока геометрии в 11 классе по теме "Усеченный конус" с использованием интерактивного курса из серии «Открытая математика»  версия 2.6 «Стереометрия» Издательства «Физикон». Вводится понятие усеченного конуса, выводятся формулы площади боковой поверхности и полной поверхности усеченного конуса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение нового материала беседа»

Изучение нового материала. Беседа с учащимися


Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на экран монитора. .(модель 7.3 диска «Открытая математика. Стереометрия.», издательство ФИЗИКОН) Что вы на нем видите?

Ученики: плоскость разбивает конус на две части.

Учитель: Какая это плоскость?

Ученики: параллельная основанию конуса.

Учитель: Что представляет собой меньшая часть конуса?

Ученики: конус, подобный данному.

Учитель: А что представляет собой вторая часть?

Ученики: усеченный конус.

Учитель: А теперь сконцентрируйте свое внимание, еще раз посмотрите на полученную фигуру и подумайте, с какой целью мы обратились к этой фигуре? Что нам необходимо выяснить, чтобы мы могли приступить к дальнейшему изучению раздела геометрии «Тела вращения»? Определите, пожалуйста, цели нашего сегодняшнего урока.

Ученики: 1) Выяснить какая фигура является усеченным конусом.

2) Вывести формулы для вычисления площади полной и боковой поверхности

Учитель: обращается к презентации и показывает цели урока. опрос.ppt

Учитель: Посмотрите на нашу трехмерную модель.(модель 7.3 диска «Открытая математика. Стереометрия.», издательство ФИЗИКОН) А теперь сделайте чертеж в своей тетради. (дать 2 мин на зарисовку чертежа)

Учитель: Продолжим наши наблюдения. .(модель 7.3 диска «Открытая математика. Стереометрия.», издательство ФИЗИКОН)

  1. Как вы думаете, какие фигуры являются основаниями усеченного конуса?

Ученики: основания усеченного конуса- 2 круга

Учитель: Эти круги называются соответственно верхним и нижним основаниями.

  1. Что вы можете сказать про образующую усеченного конуса?

Ученики: Образующая усеченного конуса- это отрезок, соединяющий соответственные точки окружностей оснований.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на наш чертеж. .(трехмерный чертеж 5.2.2 диска «Открытая математика. Стереометрия.», издательство ФИЗИКОН) Какой отрезок является образующей у данного усеченного конуса?

Ученики: это отрезки AA1 и B1B.

  1. А что можно сказать о радиусе усеченного конуса? Какой это отрезок? Или, быть может, их у него несколько?

  2. Посмотрите на чертеж. Что является осью усеченного конуса? (чертеж 5.2.2. диска «Открытая математика. Стереометрия.», издательство ФИЗИКОН)

Ученики: ось усеченного конуса- это его высота ОО1

Учитель: А что является высотой усеченного конуса?

Ученики: Высота усеченного конуса- это расстояние между плоскостями оснований.

  1. А теперь подумайте, пожалуйста, и скажите: по отношению к полному конусу, чем являются высота и образующая?

Ученики: Образующая и высота усеченного конуса являются частями образующей и высоты полного конуса.

  1. Как вы думаете, что можно сказать про осевое сечение усеченного конуса?

Ученики: Осевое сечение усеченного конуса- это равнобокая (равнобедренная) трапеция

  1. А что можно сказать про основания этой трапеции?

Ученики: Ее основания- это диаметры оснований усеченного конуса.

Учитель: Показывает на чертеже 5.2.2 .(диска «Открытая математика. Стереометрия.», издательство ФИЗИКОН) осевое сечение усеченного конуса и обращает внимание на то, что AA1B1B равнобокая трапеция)

Учитель: Итак, с какими понятиями мы сегодня встретились? Обобщите, пожалуйста, наши наблюдения.

Ученики: -что такое усеченный конус
- основания усеченного конуса
- ось усеченного конуса
-образующая усеченного конуса.

Учитель: Еще раз вспомните, о чем мы сегодня говорим?

Ученики: Об усеченном конусе и его свойствах.

Учитель: А теперь посмотрите на задачу, которую мы решали вначале урока. Как вы думаете, с какой целью мы к ней обратились, и вспомните те понятия, с которыми мы сегодня столкнулись изучение нового материала беседа.ppt

AA1===
образующая чаще всего обозначается буквой l.

Ученики: длина образующей- это длина бокового ребра равнобокой трапеции и вычисляется по формуле:


  1. А тогда боковая поверхность усеченного конуса чем является?

Ученики: Боковая поверхность усеченного конуса- это часть конической поверхности, ограничивающая усеченный конус.

Учитель: Из всего выше сказанного, какой вывод мы можем сделать? Как мы будем находить площадь боковой поверхности усеченного конуса?

Ученики: Нам надо из площади боковой поверхности полного конуса вычесть площадь боковой поверхности подобного ему конуса.

Учитель: Выслушав, полный вывод формулы приводит сам, добиваясь от детей, чтобы они подсказывали каждый шаг. Добиться того, чтобы они сказали, что при выводе мы пользуемся свойством подобных треугольников. изучение нового материала беседа.ppt

==

Т.к. АА1=l и ∆ SO1A1 подобен ∆ SOA получаем:

, или .

Отсюда получаем: . Подставив это выражение в нашу формулу, приходим к формуле площади боковой поверхности усеченного конуса: Sб= , где R и r- радиусы оснований, l – образующая конуса.

Учитель: А теперь посмотрите, пожалуйста, на наш вывод и сформулируйте правило нахождения площади боковой поверхности усеченного конуса.
Ученики: Площадь боковой поверхности усеченного конуса равна произведению полусумм длин окружностей оснований на образующую.

  1. Еще раз посмотрите на нашу модель усеченного конуса .(модель 7.3 диска «Открытая математика. Стереометрия.», издательство ФИЗИКОН) и скажите тогда, как можно найти площадь полной поверхности усеченного конуса?

Ученики: Площадь полной поверхности усеченного конуса- это сумма площади боковой поверхности и площадей верхнего и нижнего оснований.
Учитель: Правильно. Площадь полной поверхности усеченного конуса вычисляется по формуле: изучение нового материала беседа.ppt

Sп=

Учитель: Итак, что мы сегодня выяснили?

Ученики:

  1. Что представляет собой усеченный конус

  2. Разобрались с терминами, связанными с усеченным конусом

  3. Вывели формулу площади боковой и полной поверхности усеченного конуса

Учитель: А теперь, честно, кому ничего не понятно? А кто все хорошо понял?

Просмотр содержимого документа
«Опрос учащихся»

Опрос учащихся

Учитель: какую фигуру мы получим, если станем вращать прямоугольный треугольник вокруг катета?

Ученик: прямой круговой конус.

Учитель: это правильный ответ.

Учитель: Какую фигуру мы получим, если станем вращать прямоугольную трапецию вокруг бокового ребра, содержащего прямой угол?

Ученик: конус без верхней части

Учитель: Правильно. Для данного конуса есть специальное название- усеченный.
А теперь, исходя из всего выше сказанного, попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока.

Учащиеся: УСЕЧЕННЫЙ КОНУС

Учитель показывает на экране монитора тему урока

Учитель: Изучаемый нами материал имеет практическую направленность, даже если вы не поступите в высшее учебное заведение, где вплотную на занятиях по высшей математике изучается раздел «Тела вращения». И не только хорошо знакомые нам, но и имеющие необычную для нас форму.

Учитель: Тем не менее, каждому из вас придется в жизни столкнуться с этой темой в условиях дефицита денег. Поскольку рано или поздно каждому придется производить различные хозяйственные расчеты. Например, сколько нужно использовать краски, для того чтобы выкрасить, скажем, поверхность садового инвентаря, имеющего форму конической поверхности или усеченного конуса.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Методическая разработка


Урока геометрии в 11 классе

Тема: «Усеченный конус»




По учебнику геометрии 10-11 класс

под ред. Л.С. Атанасян



автор:

Романькова Е.А., учитель математики, информатики МОУ СОШ №8 г. Канска Красноярского края,

Высшая квалификационная категория



Тема Усеченный конус

Цель:

  • ввести понятие усеченного конуса;

  • вывести формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности усеченного конуса;

  • разобрать задачи по данной теме.

Оборудование:

    • 2 мультимедиапроектора (один для показа презентации, другой- для работы с интерактивным курсом из серии «Открытая математика» версия 2.6 «Стереометрия» Издательства «Физикон»;

    • компьютерный класс.

Программное обеспечение:

      • MS Word;

      • MS Power Point;

      • MS Excel;

      • интерактивный курс из серии «Открытая математика» версия 2.6 «Стереометрия» Издательство «Физикон»



Этапы урока


Содержание



Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Программное обеспечение


I

Оргмомент

Поздороваться с учащимися

Слушают учителя


II

Актуализация опорных знаний

На мониторе показано условие задачи. Предложить учащимся решить эту задачу самостоятельно


Спросить ответ.
Затем показать решение на мониторе и попросить сравнить полученные результаты.


Решают задачу (3 минуты).




Сравнивают свои ответы с показанным на мониторе решением

Power Point, слайд №1

Дидактические материалы\задача 1.ppt

Power Point, слайд №2

Дидактические материалы\задача 1.ppt



Опрос учащихся, сопровождающийся демонстрацией на экране монитора.

Дидактические материалы\Опрос учащихся.doc


Отвечают на вопросы учителя, постепенно сами определяют тему урока, подходят к определению темы урока

Power Point

Дидактические материалы\опрос.ppt


Дидактические материалы\тема цель урока.ppt


III

Изучение нового материала

На экране проектора модель .7.3 (диск «Открытая математика. Стереометрия.». Издательство ФИЗИКОН )- усеченный конус- показать сечение конуса плоскостью, перпендикулярной оси конуса.




Провести беседу с учащимися

Дидактические материалы\Изучение нового материала беседа.doc

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, определяют цели урока

Дидактические материалы\тема цель урока.ppt


Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

интерактивный курс из серии «Открытая математика» версия 2.6 «Стереометрия» Издательство «Физикон»


Power Point


Дидактические материалы\изучение нового материала беседа.ppt

IV

Домашнее задание

Дает домашнее задание

Дидактические материалы\Домашнее задание.doc

Записывают домашнее задание по своим силам

Power Point

Дидактические материалы\домашнее задание.ppt

V

Закрепление изученного материала

Предлагает учащимся проверить свои знания на практике и выполнить задания теста, обращая их внимание на то, что этот тест включает в себя задания не только по новой теме, но и по предыдущим темам «Цилиндр» и «Конус»

Выполняют задания теста

MS Excel

Дидактические материалы\ТЕСТ тела вращения.xls лист «вопросы»

VI

Проверка теста, выставление оценок

Предлагает учащимся перейти к листу теста «результаты», выставляет оценки

Проверяют свои результаты, выясняют где у них пробел в знаниях

MS Excel

Дидактические материалы\ТЕСТ тела вращения.xls лист «результаты»

VII

Рефлексия

Итак, юноши и девушки, как вы себя сегодня чувствовали на уроке? Достаточно ли было вам знаний, полученных ранее, для уяснения данной темы? Что вас затрудняло?


Спасибо за урок. Все свободны.

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.







Покидают класс



Просмотр содержимого презентации
«задача 1»

Решить задачу:  Найти боковую сторону равнобедренной трапеции, если ее основания 6 см и 12 см, а высота 4 см.

Решить задачу: Найти боковую сторону равнобедренной трапеции, если ее основания 6 см и 12 см, а высота 4 см.

Решение BH = CK - высоты, BA = CD , ∆ ABH =∆ DCK (по катету и гипотенузе). AH = KD =( AD - BC ):2. AH = KD =3см, из ∆ DCK , ∟ K =90 0 , CD = CD =5см. Ответ:  CD =5см.

Решение

BH = CK - высоты,

BA = CD , ∆ ABH =∆ DCK

(по катету и гипотенузе).

AH = KD =( AD - BC ):2.

AH = KD =3см, из

∆ DCK , ∟ K =90 0 ,

CD =

CD =5см.

Ответ: CD =5см.

Просмотр содержимого презентации
«изучение нового материала беседа»

Решение BH = CK - высоты, BA = CD , ∆ ABH =∆ DCK (по катету и гипотенузе). AH = KD =( AD - BC ):2. AH = KD =3см, из ∆ DCK , ∟ K =90 0 , CD = CD =5см. Ответ:  CD =5см.

Решение

BH = CK - высоты,

BA = CD , ∆ ABH =∆ DCK

(по катету и гипотенузе).

AH = KD =( AD - BC ):2.

AH = KD =3см, из

∆ DCK , ∟ K =90 0 ,

CD =

CD =5см.

Ответ: CD =5см.

Длина образующей усеченного конуса AA 1 =

Длина образующей усеченного конуса

AA 1 =

Длина образующей усеченного конуса  это длина бокового ребра равнобокой трапеции и вычисляется по формуле :  L =

Длина образующей усеченного конуса

это длина бокового ребра равнобокой трапеции и вычисляется по формуле :

L =

Полная поверхность усеченного конуса S п =

Полная поверхность усеченного конуса

S п =

Просмотр содержимого презентации
«опрос»

Какую фигуру мы получим, если станем вращать прямоугольный треугольник около катета?

Какую фигуру мы получим, если станем вращать прямоугольный треугольник около катета?

Какую фигуру мы получим, если станем вращать прямоугольную трапецию около бокового ребра, содержащего прямой угол?

Какую фигуру мы получим, если станем вращать прямоугольную трапецию около бокового ребра, содержащего прямой угол?

Тема урока: Усеченный конус

Тема урока:

Усеченный конус

Цели урока:

Цели урока:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок математики в 11 классе по теме "Усеченный конус"

Автор: Романькова Елена Александровна

Дата: 25.07.2014

Номер свидетельства: 110578

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Поурочный план на тему "Объём цилиндра, конуса и усечённого конуса" . "
    ["seo_title"] => string(71) "pourochnyi-plan-na-tiemu-obiom-tsilindra-konusa-i-usiechionnogho-konusa"
    ["file_id"] => string(6) "185907"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426253944"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Поурочный план на тему "11-геометрия.Объём цилиндра, конуса и усечённого конуса" . "
    ["seo_title"] => string(88) "pourochnyi-plan-na-tiemu-11-ghieomietriia-obiom-tsilindra-konusa-i-usiechionnogho-konusa"
    ["file_id"] => string(6) "185911"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426254628"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Поурочный план на тему "11-геометh.Объём цилиндра, конуса и усечённого конуса" . "
    ["seo_title"] => string(85) "pourochnyi-plan-na-tiemu-11-ghieomieth-obiom-tsilindra-konusa-i-usiechionnogho-konusa"
    ["file_id"] => string(6) "191971"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427387661"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Слайд на тему "Объём цилиндра, конуса и усечённого конуса" . "
    ["seo_title"] => string(61) "slaid-na-tiemu-obiom-tsilindra-konusa-i-usiechionnogho-konusa"
    ["file_id"] => string(6) "185916"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426255371"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Открытый урок по математике: Обобщение и систематизация знаний по теме « Сложение и вычитание рациональных чисел. Длина отрезка на координатной прямой». "
    ["seo_title"] => string(169) "otkrytyi-urok-po-matiematikie-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-znanii-po-tiemie-slozhieniie-i-vychitaniie-ratsional-nykh-chisiel-dlina-otriezka-na-koordinatnoi-priamoi"
    ["file_id"] => string(6) "174056"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424084923"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства