Изучение нового материала. Беседа с учащимися
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на экран монитора. .(модель 7.3 диска «Открытая математика. Стереометрия.», издательство ФИЗИКОН) Что вы на нем видите?
Ученики: плоскость разбивает конус на две части.
Учитель: Какая это плоскость?
Ученики: параллельная основанию конуса.
Учитель: Что представляет собой меньшая часть конуса?
Ученики: конус, подобный данному.
Учитель: А что представляет собой вторая часть?
Ученики: усеченный конус.
Учитель: А теперь сконцентрируйте свое внимание, еще раз посмотрите на полученную фигуру и подумайте, с какой целью мы обратились к этой фигуре? Что нам необходимо выяснить, чтобы мы могли приступить к дальнейшему изучению раздела геометрии «Тела вращения»? Определите, пожалуйста, цели нашего сегодняшнего урока.
Ученики: 1) Выяснить какая фигура является усеченным конусом.
2) Вывести формулы для вычисления площади полной и боковой поверхности
Учитель: обращается к презентации и показывает цели урока. опрос.ppt
Учитель: Посмотрите на нашу трехмерную модель.(модель 7.3 диска «Открытая математика. Стереометрия.», издательство ФИЗИКОН) А теперь сделайте чертеж в своей тетради. (дать 2 мин на зарисовку чертежа)
Учитель: Продолжим наши наблюдения. .(модель 7.3 диска «Открытая математика. Стереометрия.», издательство ФИЗИКОН)
Как вы думаете, какие фигуры являются основаниями усеченного конуса?
Ученики: основания усеченного конуса- 2 круга
Учитель: Эти круги называются соответственно верхним и нижним основаниями.
Что вы можете сказать про образующую усеченного конуса?
Ученики: Образующая усеченного конуса- это отрезок, соединяющий соответственные точки окружностей оснований.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на наш чертеж. .(трехмерный чертеж 5.2.2 диска «Открытая математика. Стереометрия.», издательство ФИЗИКОН) Какой отрезок является образующей у данного усеченного конуса?
Ученики: это отрезки AA1 и B1B.
А что можно сказать о радиусе усеченного конуса? Какой это отрезок? Или, быть может, их у него несколько?
Посмотрите на чертеж. Что является осью усеченного конуса? (чертеж 5.2.2. диска «Открытая математика. Стереометрия.», издательство ФИЗИКОН)
Ученики: ось усеченного конуса- это его высота ОО1
Учитель: А что является высотой усеченного конуса?
Ученики: Высота усеченного конуса- это расстояние между плоскостями оснований.
А теперь подумайте, пожалуйста, и скажите: по отношению к полному конусу, чем являются высота и образующая?
Ученики: Образующая и высота усеченного конуса являются частями образующей и высоты полного конуса.
Как вы думаете, что можно сказать про осевое сечение усеченного конуса?
Ученики: Осевое сечение усеченного конуса- это равнобокая (равнобедренная) трапеция
А что можно сказать про основания этой трапеции?
Ученики: Ее основания- это диаметры оснований усеченного конуса.
Учитель: Показывает на чертеже 5.2.2 .(диска «Открытая математика. Стереометрия.», издательство ФИЗИКОН) осевое сечение усеченного конуса и обращает внимание на то, что AA1B1B равнобокая трапеция)
Учитель: Итак, с какими понятиями мы сегодня встретились? Обобщите, пожалуйста, наши наблюдения.
Ученики: -что такое усеченный конус
- основания усеченного конуса
- ось усеченного конуса
-образующая усеченного конуса.
Учитель: Еще раз вспомните, о чем мы сегодня говорим?
Ученики: Об усеченном конусе и его свойствах.
Учитель: А теперь посмотрите на задачу, которую мы решали вначале урока. Как вы думаете, с какой целью мы к ней обратились, и вспомните те понятия, с которыми мы сегодня столкнулись изучение нового материала беседа.ppt
AA1===
образующая чаще всего обозначается буквой l.
Ученики: длина образующей- это длина бокового ребра равнобокой трапеции и вычисляется по формуле:
А тогда боковая поверхность усеченного конуса чем является?
Ученики: Боковая поверхность усеченного конуса- это часть конической поверхности, ограничивающая усеченный конус.
Учитель: Из всего выше сказанного, какой вывод мы можем сделать? Как мы будем находить площадь боковой поверхности усеченного конуса?
Ученики: Нам надо из площади боковой поверхности полного конуса вычесть площадь боковой поверхности подобного ему конуса.
Учитель: Выслушав, полный вывод формулы приводит сам, добиваясь от детей, чтобы они подсказывали каждый шаг. Добиться того, чтобы они сказали, что при выводе мы пользуемся свойством подобных треугольников. изучение нового материала беседа.ppt
==
Т.к. АА1=l и ∆ SO1A1 подобен ∆ SOA получаем:
, или .
Отсюда получаем: . Подставив это выражение в нашу формулу, приходим к формуле площади боковой поверхности усеченного конуса: Sб= , где R и r- радиусы оснований, l – образующая конуса.
Учитель: А теперь посмотрите, пожалуйста, на наш вывод и сформулируйте правило нахождения площади боковой поверхности усеченного конуса.
Ученики: Площадь боковой поверхности усеченного конуса равна произведению полусумм длин окружностей оснований на образующую.
Еще раз посмотрите на нашу модель усеченного конуса .(модель 7.3 диска «Открытая математика. Стереометрия.», издательство ФИЗИКОН) и скажите тогда, как можно найти площадь полной поверхности усеченного конуса?
Ученики: Площадь полной поверхности усеченного конуса- это сумма площади боковой поверхности и площадей верхнего и нижнего оснований.
Учитель: Правильно. Площадь полной поверхности усеченного конуса вычисляется по формуле: изучение нового материала беседа.ppt
Sп=
Учитель: Итак, что мы сегодня выяснили?
Ученики:
Что представляет собой усеченный конус
Разобрались с терминами, связанными с усеченным конусом
Вывели формулу площади боковой и полной поверхности усеченного конуса
Учитель: А теперь, честно, кому ничего не понятно? А кто все хорошо понял?