Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности | Приветствие обучающихся | |
«Знания усваиваются только в ходе собственной работы обучаемого с этими знаниями» Л.С. Выготский Эпиграф урока, как пониманиете эти слова? Слайд 1 | Объясняют смысл эпиграфа. |
Актуализация знаний | На доске фигуры (треугольник, параллелограмм, квадрат, трапеция, прямоугольник, ромб) из бумаги и карточки с формулами для вычисления площадей этих фигур. | |
Назовите фигуры. | Треугольник, параллелограмм, квадрат, трапеция, прямоугольник, ромб. |
Как их можно назвать одним словом? | Многоугольники. |
Соотнесите фигуры и формулы площадей. | ; ; ; ; ; ; ; |
Какая из формул подходит для вычисления площади пола комнаты? | ; |
Целеполагание и построение проекта | Ребусы Слайд 2 | Три + зима = призма Кубок = куб Пирог + рама + еда = пирамида |
О чем же пойдет речь на нашем уроке? | О многогранниках. |
Какие многогранники знаете? | Пирамида, параллелепипед, куб, призма, тетраэдр, (слайд 3) икосаэдр, октаэдр, додекаэдр (слайд 4). |
Какие еще объемные тела мы изучали на уроках геометрии? | Цилиндр, конус, шар (слайд 5). |
Чем отличаются многоугольники от многогранников? | Объемом. |
Как вы думаете, какова тема нашего урока? | Объемы тел (слайд 6). |
Какую цель поставим перед собой? | Формулируют цель урока. |
На листах бумаги (по табличкам: тетраэдр, параллелепипед, куб, треугольная призма, цилиндр, конус) записать формулы для вычисления объема многогранников и приложить к фигурам. | Vпризмы = Sосн.· h, Vпарал = abc или Vпарал = Sосн.· h, Vпирам = Sосн.· h, Vкуб = a3 Vцил = Пч2· h Vконус = Пч2· h |
Какие величины повторяются во всех перечисленных формулах? | Высота. |
Что можете сказать про высоту прямой призмы. | Высота – это боковое ребро. |
Можно ли параллелепипед назвать призмой? А куб? | Да, это частные случаи призмы. |
Какие фигуры могут быть в основании призмы и пирамиды? | Треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, параллелограмм, трапеция и др. плоские фигуры |
Может ли в основании параллелепипеда быть трапеция? | Нет, потому, что параллелепипед – это призма в основании которой – параллелограмм |
Решение задач с практическим содержанием (слайд 7) | 2 группы – службы: служба экспертов санэпидемстанции служба метеорологов | Дети выбирают старшего эксперта или старшего метеоролога, которые будут объяснять решение задач |
| Служба экспертов санэпидемстанции Содержание задачи: Классное помещение должно быть таким, чтобы на одного учащегося приходилось не менее 6м3 воздуха. Можно ли в кабинете с параметрами а = 8,5 м, b = 6м, с = 3,6м заниматься 30 учащимся, не нарушая санитарной нормы? (слайд 8) | Решение: V = аbс или V = Sосн.· h V = 8,5 · 6 · 3,6 = 183,6(м3) 183,6 : 30 = 6,12(м3) воздуха приходится на одного учащегося. Заключение эксперта: Да, в кабинете можно заниматься 30 учащимся. |
| Служба метеорологов Содержание задачи: Суточное выпадение осадков составило 20 мм. Сколько воды выпало за сутки на треугольную (правильный треугольник) клумбу со стороной 6м? (слайд 9) | Решение: Клумба представляет собой геометрическую фигуру – прямую треугольную призму, где h = 20мм, тогда V = Sосн. · h 1) Sосн. = 2) h = 20 мм, 1 м = 1000 мм, 1мм = 0,001 м, тогда h = 0,02м 3) V = 15,3 · 0,02 = 0,306(м3) = 306(дм3) 4) 1 дм3 = 1 л (воды), тогда 306 дм3 = 306 литров воды Заключение «старшего метеоролога»: За сутки на клумбу выпало 306 литров осадков. |
Физминутка | Движениями головы нарисовали многоугольник, глазами нарисовали тело вращения, движениями рук – многогранник. |
Тайм-аут на развитие пространственного воображения (слайд 10) | (Слайд 11) Из каких геометрических фигур состоит это здание? | Прямоугольный параллелепипед, правильная четырехугольная пирамида…… |
Лабораторно-практическая работа (слайд 12-13) | Выбрать любой многогранник, записать его название, измерить его параметры и вычислить объем. | Учащиеся выполняют лабораторно-практическую работу. |
Сколько м3 воздуха в нашем кабинете? Ширина – Длина – Высота – А мы с вами не нарушаем санитарные нормы? | Вычисляют объем класса |
Разгадывание кросворда (слайд 14). | 1. Параллельные грани призмы. 2. Один из многогранников. 3. Перпендикуляр между основаниями призмы. 4. Плоскость, пересекающая многогранник. 5. Единица измерения. | 1.Основание 2. Пирамида 3. Высота 4. Сечение 5. Метр |
Домашнее задание (слайд 15) | Тренировочные задания блока В 11 | |
Рефлексия (слайд 16-18) | Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость | |
| сегодня я повторил… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… урок дал мне для жизни… | |
| 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4. За урок я 5. Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
Слайд 19 | | |