- развитие умения анализировать, сравнивать.
№ п\п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Сегодня на уроке математики у нас гости - Нюша и её друзья. Поднимите руки, кто готов показать свои математические умения нашим гостям. (2 слайд) | Дети поднимают руки. |
2 | Актуализация знаний учащихся | «Найди лишнее» 13 10 7 15 11 19 17 Помогите Лосяшу узнать, какое число лишнее? (3 слайд, 1-2) | 7 – однозначное число. 10 – чётное число. |
«У кого какой номер дома?» (4 слайд, 1, 2, 3) Нюша живёт в доме с самым большим номером. Совунья живёт в доме, номер которого самое наименьшее двузначное число. А у Кар-Карыча номер дома – наименьшее из данных чисел. | У Нюши дом №19. У Совуньи дом №10. У Кар-Карыча дом №7. |
Помогите Нюше «Увеличить на 10» числа 2, 6, 7, 5 (5 слайд, 1,2,3,4) Помогите Барашу «Уменьшить на 10» числа 11,19, 13, 18 (6 слайд, 1,2,3,4) Помогите Ёжику «Дополнить до 10» числа 8, 3, 9, 4 (7 слайд, 1,2,3,4) | 2 + 10 = 12 6 + 10 = 16 7 + 10 = 17 5 + 10 = 15 11 – 10 = 1 19 – 10 = 9 13 – 10 = 3 18 – 10 = 8 8 + 2 = 10 3 + 7 = 10 9 + 1 = 10 4 + 6 = 10 |
Прочитайте и решите задачу (8 слайд) Бараш Нюше подарил 7 ромашек, а Ёжик – на 4 ромашки меньше. Сколько ромашек подарил Ёжик? Как узнали? А почему из 7 надо было вычесть 4? | Ёжик нарвал 3 ромашки. 7-4=3(р.) В задаче сказано на 4 ромашки меньше. |
3 | Создание проблемной ситуации. | Как изменится задача, если она решается так: 7+4? (9 слайд)
Сколько ромашек подарил Ёжик? А как вы сосчитали? | Бараш Нюше подарил 7 ромашек, а Ёжик – на 4 ромашки больше. Сколько ромашек подарил Ёжик? (10 слайд) 11 ромашек Дети не могут ответить на этот вопрос, так как не знают приёма сложения однозначных чисел с переходом через десяток |
4 | Постановка темы и цели урока. | Сосчитать многие из вас смогли, но объяснить, как сосчитали, не могут. Как вы думаете, чему на уроке мы будем сегодня учиться? Тема сегодняшнего урока «Сложение чисел с переходом через десяток» Откройте тетради, запишите число и пропишите минутку чистописания. | Мы будем учиться решать такие примеры. (слайд 11) |
5 | Первичное усвоение новых знаний | Нас встречают знакомые нам герои из мультфильма «Смешарики». Сегодня они исследуют прием сложения однозначных чисел с переходом через 10. Поможем им. (слайд 12) Они посмотрят, кто из вас внимательный и сможет ответить на вопросы исследования: Какие даны числа? Что надо с ними сделать? Для этого узнаю, сколько в 1 слагаемом 9 не хватает до 10? Где эту единицу можно взять? На какие части раскладываю 2 слагаемое 4? Прибавляю сначала 1, дополнив до 10, а потом 3. Сколько полных десятков и единиц получилось? Чему равна сумма? Теперь рассмотрим другой случай: Дополняю до 10 2 слагаемое 4. Сколько нужно единиц? На какие части раскладываю 1 слагаемое 9? Прибавляю сначала 6, потом 3 Сколько получилось полных десятков и единиц? Чему равна сумма? К 9+4 и к 4+9 получается 13. Вы заметили, как удобнее складывать? Удобнее добавлять большее число или меньшее? Почему? Делаем вывод. Молодцы! Хорошо исследовали прием сложения. Для запоминания приёма Нюша дает вам алгоритм сложения. Прочитаем хором. (слайд 13) 9 + 4 = 13 9 + 1 + 3 = 13 | да. 9 и 4 надо сложить во 2 слагаемом 4 1 и 3 1 д. 3 ед. 13 6 6 и 3 1д. 3ед. 13 Вывод: удобнее прибавлять к большему числу меньшее. Алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через 10 Дополняю до 10 … Раскладываю на части … Прибавляю части |
6 | Физкультминутка | Дополните до 10, Дополните до 10, хлопая в ладоши. ( 9 и . , 7 и . , 8 и . , 6 и . ) Если однозначное число, помашите руками, если двузначное – присядьте. | |
7 | Первичное закрепление | Используя алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через 10, потренируемся решать примеры с жёлтой карточки: 8 + 4 6 + 5 7 + 7 Наши герои благодарны вам за работу. Нюша хочет знать: - А кто из вас понял приём сложения? - А кто понял и запомнил? Замечательно! (слайд 14) | |
8 | Применение полученных знаний | Нюша хочет посмотреть, как вы самостоятельно сможете решить примеры, пользуясь алгоритмом. Кто ещё не запомнил алгоритм сложения, может воспользоваться карточкой на парте. Самопроверка: (слайд 16) поднимите руку, у кого такие же значения. Молодцы! | Записываем примеры в тетрадь и считаем. 8 + 5 9 + 8 7 + 6 (слайд 15) |
9 | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученного | Бараш предлагает решить задачу с использованием нового приёма. (Задача на картлчке) Совунья прочитала 7 сказок, а Нюша на 5 сказок больше. Сколько ……?(слайд 17) Дополните вопрос задачи. Каким действием будем решать задачу? Почему? Запишите решение задачи. Используя алгоритм, объясните, как к 7 + 5 |
Сколько сказок прочитала Нюша? Сложением. Потому, что на 5 сказок больше. 7 + 5 =12 (с) Ответ: 12 с. 7 + 3 + 2 = 12 |
10 | Рефлексия деятельности | Дополни предложения. (слайд 18) | На уроке я узнал… Сегодня я смог… У меня получилось… Мне не удалось… Я сумел… |
Спасибо за старание Ведь главное – желание. А навыки и знания С годами к вам придут! (слайд 19) | |