(Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока) -Прозвенел звонок. Начинается урок. Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. - Настроение хорошее? Я желаю вам успешного дня, с радостью принять все, что мы будем изучать, а я буду вам во всем помогать. Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. - Почему это важно? Выскажите свои мысли | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
На доске фигуры, различные по величине и цвету. Рассмотрите фигуры. - Какое задание вы бы выполнили с этим рядом фигур? - Выполните задания, которые вы предложили. - Могу ли я утверждать, что синий цвет желтого? - Какие из знакомых вам свойств предметов вы можете сравнить с помощью знаков - Как вы думаете, существуют ли еще свойства предметов, которые вы можете сравнить с помощью этих знаков? Работа в группах Каждой группе я предлагаю выбрать фигуру из ряда, с которыми вы работали в начале урока. На обратной стороне фигуры записана буква, указывающая на свойство, которое необходимо изменить: цвет, форму, размер. -Выполняя эти изменения, вы получаете цепочку из фигур и составляете слово. К каждой фигуре прикреплена карточка с буквой. Получившееся слово записываете на доске |
Обучающиеся предлагают назвать данные фигуры, распределить их на группы по цвету, форме, размеру.
- Размер Обучающиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с незнанием этих свойств. Обучающиеся выполняют задание. Получают слово "длина". | Предметные: - правильно называть геометрические фигуры; - правильно называть цвет фигуры, ее форму, размер. Метапредметные (УУД): познавательные: -выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации;- выполнять анализ; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Предметные: - выполнять изменения свойства фигуры в зависимости от указанного признака. Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли |
- Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело. У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру) Работа в парах и малых группах. - Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом) - Совпали? - да (доказали). - Теперь положите полоски обратной белой стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена. Что получилось? (Число мерок на полосках у всех разное). - Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые? (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные). (Если дети затрудняются с ответом, то нужно попросить положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой полоске). - Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? - Слышали ли вы это слово? - Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, что такое длина?
- Надо ли вам узнать, что такое длина? Слайд №1 Физминутка. - По какому плану будете работать? 1. Что такое "длина". 2. Можно ли сравнить длины. 3. Как измерить длину. 4. Каковы единицы измерения длины - Для чего все это вам нужно знать? | - Что такое длина. - Да Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на неточность высказываний. - Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи. Задачи фиксируются. Слайд №1 | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?) Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке.
|
1. Выдвижение гипотезы. - Какие у вас есть предположения, мысли? - Подумайте, у каких предметов вы можете измерить длину? - А у каких геометрических фигур? - Докажите, почему. -Каждый из вас имеет две цветные ленты. Как узнать, какая длиннее?
- Сравните длины этих полосок. - Длина какой полоски больше, меньше. - Какой способ сравнения длин вы использовали, чтобы ответить на вопрос? - Сравните длины этих отрезков наложением. - Длина какого отрезка больше, меньше? - Какой способ сравнения вы использовали? - Я вам предлагаю, используя какой-либо способ, сравнить длины отрезков на карточках. - Как же вам сравнить длины этих отрезков, если ни один из известных способов не подходит? - Выполните измерение. - Можете ли вы теперь выполнить сравнение длин отрезков? - Почему это стало возможным? - Я тоже решила измерить длину отрезков на доске разными мерами. Я записала: 1отр.=4м 2 отр.=2м 12 - Согласны ли вы с моими рассуждениями? Почему? - Можно ли сравнивать длины отрезков, измеренных разными мерами? - На какие из поставленных учебных задач вам уже удалось найти ответ? Вы пришли к выводу, что нельзя измерять длину разными мерами. Люди издавна искали единую меру для измерения длины. Они использовали такие мерки, которые всегда были при себе: шаг, локоть, палец. Самой распространённой единицей длины был локоть (Слайд №3) т.е расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)
Кроме локтя применялись и другие : сажень, пядь Слайд № 4
Слайд № 5 Расстояние, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую называли « фут», что в переводе с английского означает « нога, ступня». Слайд № 6 Дюйм
Пядь - Расстояние между кончиками большого и указательного пальцев одной руки
Слайд № 7 Ладонь Слайд № 8 Шаг - Как вы думаете, точны ли эти единицы измерения длины? Почему? - Если вы внимательно слушали, то наверняка выполните мои задания - 1 группа - измеряет длину парты локтем; - 2 группа - измеряет длину парты пядью. - Почему получились разные результаты? - Эти мерки были: одинаковые или разные? - Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. . Сделайте вывод. - Как вы думаете, существует ли самая точная единица измерения длины? - Может быть кто-то из вас ее уже знает или слышал о ней? Зарядка для глаз и кистей рук. - Как вам проверить свои предположения? Где вы можете получить ответ на этот вопрос? - Самой точной единой единицей измерения длины стал 1 см. Знакомство с линейкой. - Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку. Загадка: Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать ровную черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я? - … (линейка) - Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. - Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине. (ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНЕЙКОЙ) 2. Формулирование правила Слайд № 9 -Что вы узнали о длине? - На каком инструменте вы можете увидеть см? - Значит, при помощи какого инструмента вы будете измерять длину отрезка? Попробуйте рассказать, как правильно измерить длину отрезка при помощи линейки. 3. Первичное закрепление. Работа по учебнику: 1) с.60 коллективная работа по рисункам учебника 2) работа в группах – 1 измеряют длину карандаша, 2 – длину болта, 3- длину отвертки. |
- Отрезок. Обучающиеся объясняют свой ответ тем, что только у отрезка есть и начало, и конец. Обучающиеся высказывают мысль о том, что использовали два способа сравнения: на глаз, наложение. - На глаз Обучающиеся испытывают затруднение. Обучающиеся высказывают предположение, что можно использовать меру, которой можно измерить длину отрезка. Обучающиеся выполняют измерение отрезков мерой-полоской. Обучающиеся обращают внимание на возникшее противоречие, т.к. отрезок был измерен разными мерами. Слайд №2 Обучающиеся обращают внимание на то, что у каждого человека различна длина шага, локтя, пальца. - Измерение неточное, т.к. длина шага учителя и ученика различна. Обучающиеся высказывают свои предположения Обучающиеся высказывают свои предположения. В учебнике. -Что такое длина? Обучающиеся выполняют задание в учебнике на с.60 (измерение длин) | Предметные: - знать отличительные особенности прямой линии, луча, отрезка; - владеть двумя способами сравнения длин отрезков: на глаз, наложением; - владеть сравнением длин отрезков при помощи выбранной меры; - знать общепринятую единицу измерение длины - см; - уметь измерять длину отрезка при помощи линейки; - уметь строить в тетради отрезок заданной длины. Личностные: - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
|
-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти правильный ответ? Проверьте себя. Выполнение заданий в тетради с.16 самостоятельно. Групповая работа с танграмом – составление фигур по рисункам учебника с.61. - Оцените свою работу. -У вас на столе кружочки. Оцените цветом свою работу на уроке. -Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет. -Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет. -Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет. |
Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.
Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|