Тема урока: Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере.
Задачи: - познакомить с единицей длины (универсальной меркой) – сантиметром;
- научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины);
- показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;
Планируемые результаты:
предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин;
метапредметные:
познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины;
регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: рабочая тетрадь;
коммуникативные: получат возможность учиться сотрудничать, договариваться, работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
личностные: будет формироваться адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.
Оборудование для учащихся: «веер»; полоски бумаги одинаковые по цвету, форме, размеру; линейка; тетрадь на печатной основе №1;
Ход урока:
Организационный момент и эмоциональный настрой.
(Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока)
К нам сегодня пришли гости, повернитесь, поприветствуйте их и подарите им улыбку!
-Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Урок математики, проверили готовность к уроку – учебник, тетрадь, линейка, веер. К нам на урок пришел смайлик, давайте вспомним, где он любит путешествовать. (картина – это план урока). Предлагаю построить урок используя этот план.
Актуализация знаний. Мотивация.
1. Полянка повторения. Устный счет.
а) Вспомним числовой ряд. Хором посчитайте девочки - от 1 до 10, мальчики от 10 до 1;
по рядам 1 - от 2 до 7;
2 - от 8 до 5;
3 - от 6 до 9
б) Работа с «веером» (обратная связь).
Игра «молчанка»
- покажите, какое число пропущено - листы
- покажите число, которое больше 4 на 1;
меньше 7 на 1;
кот. след. за ч.7;
между числами 5 и 7;
- Кому сложно было выполнять эти задания? Что мы им посоветуем?
Физминутка. - пчёлка
Изучение нового материала
Пробное действие, затруднение, причина затруднения.
Работа в парах.
У вас на парте лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа.
- Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру)
- Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям.
Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом)
- Совпали? - да (доказали).
- Теперь положите полоски обратной белой стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена. Что получилось? (Число мерок на полосках у всех разное).
- Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые?
Возникло затруднение. (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные).
Формулировка темы и цели урока
- Чего же мы не знаем? (Какой должна быть мерка длины)
- Какую же цель вы перед собой поставите? (узнать единую мерку длины)
- Какая тема нашего урока? (Единицы длины)
- Что же нужно сделать, чтобы и количество мерок тоже было одинаковое? (Взять одинаковые мерки).
- Умнички, вот мы и пришли к выводу. Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр. (На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).
Физминутка.
для измерения длины раньше использовались разные мерки, а измерительные приборы те, которые были всегда при себе: локоть, пядь, сажень, вершок, ладонь, ярд, дюйм, фут). С л а й д
-Эти мерки были неудобны.
-Почему? (потому что получались разные результаты, т.к. у каждого человека индивидуальное строение тела).
5. Первичное усвоение новых знаний
Остров Закрепления
1) Знакомство с линейкой.
- Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.
Загадка: Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Вам я помогаю.
(линейка)
- Возьмите линейку, рассмотрите её.
- Что увидели на линейке? Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см.
- Кто знает правила пользования линейкой?
- Какие еще есть инструменты для измерения длины?
(Рулетка, линейка, сантиметровая лента, ростометр)
Сделаем Вывод: - С помощью, какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?
- Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков.
2) Работа в тетради.
- Откройте тетради на с.43.
- Что нужно вспомнить, прежде чем работать в тетради.
(посадка, положение тетради, ручки, письмо цифр в воздухе)
- Задание №1 – задание читает ученик.
- Кому нужна помощь?
- Чему равна длина синего отрезка?
- Чему равна длина зеленого отрезка?
- Задание №2 – задание читает ученик.
- Кто не знает, как выполнять.
Проверяем.
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Практическое применение.
Речка Самостоятельная
- Ребята, а для чего человеку нужно знать единицы длины?
(Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.)
Сейчас поработаем в группах.
- Девочкам нужно разобраться хватит ли ткани на юбку кукле. Выбрать нужный инструмент, а потом нам рассказать, что у вас получилось.
- мальчикам можно ли для вашей машинки смастерить гараж из этой коробки?
Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)
- С какой единицей длины мы работали?
- Смайлики
Итог урока.
- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились.
Спасибо за работу.
Самоанализ урока
Тема урока: Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере.
Задачи: - познакомить с единицей длины (универсальной меркой) – сантиметром;
- научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины);
- показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;
Планируемые результаты:
предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, использовать линейку для измерения длин;
метапредметные:
познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины;
регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: рабочая тетрадь;
коммуникативные: получат возможность учиться сотрудничать, договариваться, работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
личностные: будет формироваться адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.