ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20
Цели: Закреплять знание десятичного состава чисел от 11 до 19; выполнять сложение и вычитание чисел на основе десятичного состава; повторить изученные приёмы сложения и вычитания; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умение рассуждать, мыслить, познавательную активность, внимание, наблюдательность; воспитывать интерес к предмету, взаимопомощь, взаимовыручку, смелость, отважность, решительность.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, карточки к уроку, карточки с числами
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Заливистый школьный звонок
Позвал вас опять на урок.
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Это воспитатели детских садов. Они хотят посмотреть, чему вы уже научились. Поприветствуйте наших гостей.
2. Сообщение темы и цели урока
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
Мозговой штурм. (Сл.2) Сколько хвостиков у 3 осликов?
Сколько ушей у 3 мышей?
Сколько концов у 2 палок?
Сколько ног у двух жуков?
Сколько пальчиков на левой руке у мальчика? (3, 6, 4, 12, 5)
Что выложили на доске? Какое число лишнее?
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать.
Этот урок даёт нам понять,
Что мы умеем,
И что должны знать.
- Что должны знать? (Числа 1-20)
3. Устные упражнения. Упражнения в учебнике и в рабочей тетради.
– В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. (Сл.3)
- Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. А мы поможем Ивану-царевичу в поисках Василисы.
Для начала выполните задание в Р.т., с.33, №1. (Сл. 4)
Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив задание 1 (Сл.5)
- Сравните примеры, чем они похожи? Что заметили?
– Названные вами числа зашифрованы буквами, расположите их в порядке возрастания и узнаете, кто похитил Василису. (Сл. 6)
Задание 2. Иван-царевич отправился в путь. Долго шёл он и вышел на распутье. На придорожном камне (Сл.7) надпись: Заполни пропуски, укажу путь.
- Поработайте в парах. Возьмите карточки №1, заполните пропуски. Проверьте свою работу. (Сл.8, 9)
- Показал камень Ивану-царевичу направление пути. (Сл.10)
- В каком направлении нужно идти Ивану?
3 задание. Долго шёл Иван-царевич по выбранной вами тропинке и наконец вышел на лесную полянку, присел отдохнуть.
Физминутка для глаз. (Сл.11)
- А там в десятой избушке на курьих ножках живёт Баба Яга. (Сл.12)
– Чтобы избушка повернулась к нам передом, а к лесу задом, надо вписать знаки «+» или «-».
- Поработайте в парах. Возьмите карточки №2,впишите знаки«+» или «-». Проверьте свою работу. (Сл.13)
Карточка №2
Расставь знаки “ + ” или “–”
13 * 3 = 10
10 * 3 = 13
13 * 10 = 3
19 * 1 = 20
20 * 1 = 19
19 * 1 = 18
Задание 4. Баба Яга рассердилась на Ивана-царевича за то, что потревожил её. Согласилась помочь, только если отгадает Иванушка её задания. (Сл.13)
– Что только не увидишь в избушке Бабы Яги. Итак, там стоят 3 банки с живой водой. В банку входит 10 стаканов живой воды. Сколько стаканов воды можно долить в каждую банку? (Сл. 15, 16, 17, 18)
Задание 5. На верёвочке Баба Яга сушит грибы. Отгадайте, сколько их? (Сл.19)
Мухоморов на 2 меньше, чем 4.
Сыроежек на 10 меньше, чем 13.
Опят на 2 больше, чем 7.
Задание 6. А ещё на столе Бабы Яги стоят 3 корзины с грибами. Выполните задание в Р.т. на с.35 №1. Самостоятельная работа.
– Баба Яга рада, что вы справились с ее заданиями, и она дала Иванушке волшебный клубочек. Но Иван-царевич устал. Давайте ему поможем.
5. Физкультминутка
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем,
Ручками похлопаем.
Раз присядем,
Быстро встанем,
Улыбнёмся.
Тихо сядем.
6. Графический диктант
- Волшебный клубок привёл Ивана-царевича к пещере Змея Горыныча следующим путём. (Сл.20)
– Поставьте в тетради точку. Сначала он отправился вверх 3 клетки, потом 1 клетка влево, затем 1 клетка вверх, 3 клетки вправо, вниз 1 клетка, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево.
На что похож путь Ивана? Сколько клеток занимает буква?
7. Совершенствование вычислительных навыков
- Чтобы победить Змея, вы должны набрать число 6. Назовите пропущенное число в каждой строке таблицы. (Слайд 21)
Молодцы, ребята! А Иван-царевич уже в пещере, нашёл он там волшебный сундук, а открыть его не может. Разгадайте шифр замка. Назовите числа. ( Сл.22)
Достал Иван-царевич из сундука карту, узнал, где находится замок Кощея Бессмертного и отправился туда. (Сл.23)
А замок тот стоит на высокой горе, крутой и неприступной. И вся та гора усыпана цветами. Нарвал Иван-царевич букет для своей ненаглядной Василисы, а нам с вами надо отгадать, сколько цветов в том букете. (Сл.24)
Две ромашки-желтоглазки,
Три весёлых василька
Нарвал в букет Иван-царевич.
Сколько же цветов в букете?
- Ну вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Ивана – царевича такими словами: “Раз ты смог до меня добраться, выполни мои задания и Василиса – твоя! Если не выполнишь – голова с плеч!” (Сл.25)
1 задание. Ребусы. (Сл. 26, 27)
2 задание. Задача. (Решить устно).
В моём саду растёт волшебная яблоня с золотыми и серебряными яблоками. Золотых яблок – 5, а серебряных – 4. 1 яблоко я сорвал. Сколько яблок осталось?
“Ну, Иван, забирай Василису”,- сказал Кощей. (Сл.28)
Итог урока.
- Чему мы учились на уроке?
- Если вам понравился урок, подарите мне и нашим гостям улыбку.
– Молодцы, ребята! Вы помогли Ивану-царевичу освободить Василису Прекрасную, а добились вы этого, благодаря своим вычислительным знаниям, умениям и навыкам.