Математика 6 класс.
Тема: «Сложение чисел с разными знаками»
Тип урока – урок усвоения нового материала.
Цель урока:
- Образовательная: Вывести правило сложения чисел с разными знаками, научить способам сложения чисел с разными знаками.
- Развивающая: формировать навыки логического мышления, познавательный интерес через игровые моменты, развивать внимание, наблюдательность, умение находить и исправлять ошибки, формулировать алгоритм действий.
- Воспитательная: воспитывать у обучающихся этику поведения и делового общения при работе в группе, формировать гуманистическое и научное мировоззрение.
Оборудование: компьютер с проектором, экран, мел, доска, кубики, походные листы, карточки с заданием, карточки , , смайлики, стикеры, листы формата А3, маркеры, листы оценивания
Методы:
- По видам источников знаний: словесно-наглядно-практические, аудиовизуальные,
- По характеру познавательной деятельности обучающихся: частично-поисковые,
- По дидактическим целям: познавательный,
- По организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа, работа под руководством учителя,
- По способам мотивации: методы формирующие познавательный интерес (игровые), эмоционального стимулирования,
- По способам контроля: устный, письменный.
Формы работы на уроке:
- Фронтальная,
- Групповая,
- Парная,
- Индивидуальная.
- Ход урока.
1.Организационный момент .
– Ребята, здравствуйте. Давайте проверим, с каким настроением вы сегодня пришли на урок математики? ( Слайд 2.) У вас на столах лежат смайлики. Поднимите улыбающийся смайлик, если у вас хорошее настроение. Поднимите обиженный смайлик, если у вас настроение плохое. (Дети поднимают карточку.)
- Каким бы не было у вас настроение, я думаю, что за урок оно у вас только улучшится! Желаю вам получить удовольствие от работы на уроке.
-У вас на столах лежат листы оценивания. Подпишите их. Сколько столбцов на листе, столько этапов будет оцениваться у нас сегодня на уроке. В течении урока вас буду оценивать я, ваши товарищи, а также вы будете оценивать сами себя.
-Итак, настроились на работу. Проведем разминку.
Ну-ка в сторону карандаши,
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет - мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом - только умные лица,
Потому что считаем в уме.
2. Устная работа.
Разминка:
а) вычислите: (Слайд 3)
- -9 + (-3) =
- -4,8 + 4,8 =
- -4,8 +(-4,8) =
- -2 + (-8,2) =
- -17,3 + (-7)=
- -8,4 + (-0,4) =
б) вставить пропущенные числа: (Слайд 4)
- -5 + (-13) = ?
- -3 +( ?) = -15
- ( ?) + (-6) = -49
в)Даны числа: (Слайд 5)
- - 6 ; - 12 ; 15
- 4 ; - 8 ; - 9
- -2 ; - 6 ; - 8
- 9 ; -10 ; - 12
а) назовите модуль каждого числа;
б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;
в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше.
3. Целеполагание .
Работа в парах.
Отгадайте анаграммы: (Слайд 6)
- сла-чи
- же-сло-ние
- ки-зна
- е-ны-раз
Составьте из этих слов тему нашего урока. (Сложение чисел с разными знаками.) Слайд 7.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. Записали тему.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
-Давайте вместе сформулируем цель нашего урока. (Дети формулируют цель: наша цель: научиться складывать числа с разными знаками. )
- Учитель: Молодцы!: А урок у нас будет необычный. Мы с вами посмотрим, как живут два математических царства: положительных и отрицательных чисел. Итак, приготовьте свои походные листы, где вы будете записывать все самое важное. А теперь в путь! (У каждого ученика на парте лежат походные листы (Приложение №1)).
4.Актуализация знаний
- Итак. Много- много лет назад жили в стране «Математика» разные числа, но не ладили они друг с другом. Случалось ли вам быль участниками конфликтов, ссор друг с другом? И какой же самый верный способ прекратить ссору ли драку? Развести их в разные стороны. Вот и король Ноль разделил числа на царство положительных и царство отрицательных чисел. И стали они жить каждый в своем государстве, но вот некоторые из них заблудились и оказались в чужой стране. Давайте же мы поможет числам на экране вернуться к себе домой. Распределите жителей по своим царствам.
- слайд 8 с разбросанными числами. Обучающиеся в свои походные листы должны выписать числа в две группы: слева положительные, справа отрицательные числа, а ноль оставить на границе между царствами. Инструкция прилагается.)
- Молодцы, ребята! Давайте проверим себя, все ли числа вы вернулись к себе домой.
(На экране слайд 8 с верными ответами. Обучающиеся проверяют, верно ли выполнили задания. Исправляют ошибки.)
- Все ли верно справились с заданием?
Индивидуальная работа:
- Положительные и отрицательные числа окружают нас повсюду. Давайте же посмотрим, где именно они встречаются?
На экране (слайд 9) поочередно появляются задачи, ответ которых надо записать в виде положительного и отрицательного числа.
Задачи:
- на севере мороз 40?, а на экваторе жара 40?. Как это записать короче? (-40? и +40?)
- Миша получил 100 рублей, а Петя должен другу 80 рублей. (+100 и -80)
- Саша выиграл 5 очков, а Лёша получил 3 штрафных очка. (+5 и -3)
Работа в группах.
-Как много мыслейвызывают всего 2 знака! На самом деле эти два знака дают возможности идти в разные стороны. Кто- то совершает хорошиепоступки, а кто- то плохие. Многие люди рисуют белыми красками, но не меньше их количестворисуют лишь черными красками.
- Где используется в жизни понятие положительного и отрицательного числа?
Я попрошу вас изобразить на альбомном листе ваши ассоциации с этими знаками.
( ученики разбиваются на группы по цвету стикеров и выполняют задание группами)
- После того, как все группы выполнят задание, каждая группа выходит для «защиты» выполненное задание. Давайте вспомним критерии оценивание ваших работ: ( слайд 10)
Критерии оценивания :
- Полнота раскрытия темы.
- Ясность и понятность.
- Достоверность.
- Эстетичность.
- Оригинальность, креативность.
- Презентация.
5.Изучение нового материала.
Учитель: Но в стране математики есть одна проблема: не живут в мире и согласии наши царства, а постоянно враждуют. Давайте с вами посмотрим на одну из битв. Но помните, один воин-плюс может сражаться только с одним воином-минусом и уничтожать друг друга. Уничтожение – это математический термин. В математике, ребята, так и говорят: две противоположные единицы «минус один» и «плюс один» уничтожаются, то есть дают ноль. Их разрешается зачеркивать.
Одновременно с объяснением учитель на доске записывает примеры -1+1=0 или +1-1=0
Учитель: Итак, посмотрите на экран.
(На экране появляется слайд 11 с динамически движущимися воинами, которые встретившись на середине слайда, исчезают. В конечном итоге на экране остаются три «воина – минуса». Затем появляется пример:
+5-8=-3. Сам пример обучающиеся записывают в свой походный лист.)
(примеры: слайд № 12, 13). Выполняются аналогичные действия_
- Но не только в математике используется правило сложения чисел с разными знаками. Давайте вместе сопоставим математические законы в других науках.
(Слайд14)
-Рассмотрим экономику. Что получится, если к прибыли добавить долг, который будет превосходить прибыль? (Получится долг.)
- А если прибыль будет больше долга? (Получится небольшая прибыль.)
- Какой математический закон можно сопоставить в этом случае? (Сложение чисел с разными знаками.)
- Слайд №15
Рассмотрим законы в физике.
(Работа со слайдом. )
-Какой математический закон можно сопоставить в этом случае? ( В первом случае при смешивании горячих вод можно сопоставить закон сложение положительных чисел.
Во втором случае при смешивании холодных вод можно сопоставить закон сложение отрицательных чисел.
И в третьем случае при смешивании горячей и холодной воды можно сопоставить закон сложение чисел с разными знаками.)
6.Физминутка. (слайд 16)
Учитель: Сражение всегда забирает много сил, так что давайте отдохнем!. Все встаем и смотрим на экран. На экране будут появляться примеры, если ответ получается отрицательный, то мы поднимаем руки вверх, если положительный – руки вперед, если ноль – приседаем.
Примеры: -5+3, -2+8, -3+3, -2+3, 5+(-2), +9-9,
Ученики встают у своих парт и выполняют задание под музыку.( Слайд 17-22)
7.Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа.
.