Технологическая карта урока по теме "Сложение чисел с разными знаками"
Технологическая карта урока по теме "Сложение чисел с разными знаками"
На примере урока математики в 6 классе по теме "Сложение чисел с разными знаками" показана реализиция системно-деятельностного подхода в обучении математике. Разработана технологическая карта урока, приводится самоанализ урока с позиции системно-деятельностного подхода. В качестве приложения - презентация к уроку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Сложение чисел с разными знаками" »
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики
(Конспект урока математики в 6 классе по теме «Сложение чисел с разными знаками»)
Кузнецова Наталья Владимировна,
учитель математики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Максима Горького»
города Череповца Вологодской области
Предмет: математика
Класс:6
Базовый учебник:«Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений», учебник под редакцией Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова 20-е издание, Москва МНЕМОЗИНА 2009 г.
Тема урока:«Сложение чисел с разными знаками»
Тип урока:изучение нового материала
Цели урока:
Обучающие
Организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению правила сложения чисел с разными знаками. Сформировать умение складывать числа с разными знаками.
Развивающие
Формировать познавательные УУД (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности).
Формировать регулятивные действия (целеполагание; планирование; прогнозирование).
Формировать личностные УУД (действие смыслообразования; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания).
Формировать коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов, сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Воспитательные
Воспитывать культуру общения.
Воспитывать внимательность, активность и настойчивость в достижении цели.
Прививать навыки самостоятельной работы.
Необходимое оборудование:
Учебник по математике для 6 класса, рабочие листы.
Компьютер, проектор.
Рабочие тетради по математике.
Презентация по теме урока.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Презентация к уроку (слайды)
1.Организационный
Проверка готовности учащихся и классного помещения к проведению урока.
Приветствие учителя.
Организация рабочего места.
Личностные.
Регулятивные.
2. Подготовка к изучению нового материала (Актуализация знаний)
- Как называются данные числа: 3; -4,7; -2; -3; 10; 0,15; -2,5; 6; 63; -25?
- Какое ключевое понятие объединяет данные числа?
- Положительные и отрицательные числа.
- Числа с разными знаками.
Познавательные.
Общеучебные.
- Назовите как можно больше слов или выражений связанных с понятием чисел с разными знаками?
- Багаж знаний по теме «Числа с разными знаками» достаточно большой.
Используя координатную прямую складывают данные числа:
20 +(-15) = 5
-7 + 4 = -3
3+ (-5) = -2
- Выполните сложение:
-2009 + 31,5
- Сможете вы найти сумму этих чисел с помощью координатной прямой?
- Какие могут возникнуть трудности?
- С помощью координатной прямой такой пример решить трудно.
3. Целеполагание. Постановка задач урока.
- Какая возникла проблема?
- Таким образом, у нас возникло затруднение при выполнении какого действия?
- Следовательно, тема нашего урока (формулируют дети)
- А чтобы выйти из этого затруднения чему необходимо научиться?
- Значит цель нашего урока.
- Каким образом мы можем выйти из затруднения?
- Как сложить числа с разными знаками не используя координатную прямую.
- Сложения чисел с разными знаками.
- Тема урока «Сложение чисел с разными знаками».
- Складывать числа с разными знаками без координатной прямой.
- Научиться складывать числа разными знаками.
- Можем посмотреть правило в учебнике, можем попробовать сформулировать сами.
Регулятивные: целеполагание, планирование.
4. «Открытие нового знания».
Первичное восприятие и усвоение нового материала.
- Вернемся к началу устной работы: 20 +(-15) = 5;
-7 + 4 = -3;
3+ (-5) = -2
- Внимательно посмотрите на получившиеся результаты и попытайтесь сформулировать правило сложения чисел с разными знаками. Ваши предположения мы назовем гипотезой.
- Сверим вашу гипотезу с правилом в учебнике: стр. 191.
1.Из большего модуля вычесть меньший.
2. Поставить знак большего модуля.
Коммуникативные. Познавательные.
Регулятивные.
-Можем ли мы сейчас решить пример, который вызвал трудности:
-2009 + 31,5?
- Как сложить эти два числа, используя открытое вами правило? (Проговоритьправило).
- Ребята, вы выполнили очень важную интеллектуальную работу. Подобно ученым обозначили проблему, наметили цель, выдвинули гипотезу и открыли новое правило.
-2009 +31,5 = -1977,5
.
5. Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Применение нового знания в условиях выполнения упражнений и решения задач.
- Разберём еще один пример, используя опорную схему:
85 + (-25).
- Определите, с какими знаками складываются числа?
- По какому правилу можно сложить числа с разными знаками?
- С разными знаками.
- Из большего модуля вычесть меньший и поставить знак большего модуля.
Познавательные.
Общеучебные
Выполните сложение чисел с разными знаками с применением правила и проговариванием вслух:
16 + (- 47);
-5,6 + 2,4;
8,8 + (- 4,2);
-1,75 + 8,25.
С объяснениями обучающиеся выполняют вычисления:
16 + (- 47) = - 31;
-5,6 + 2,4 = - 3,2;
8,8 + (- 4,2) = 4,6;
-1,75 + 8,25 = 6,5.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Контроль и оценка.
Самостоятельная работа.
Вам предлагается решить несколько примеров по вариантам.
Каждому ответу соответствует буква. Если вы решили правильно, то получится слово.
Обучающиеся выполняют самостоятельную работу.
Регулятивные: сличение с образцом, самоконтроль, самооценка.
Проверьте свои результаты: у первого варианта получилось слово КИТАЙ, а у второго – ИНДИЯ.
Самопроверка по эталону.
Историческая справка:
Действительно, первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во 2 веке до н.э. Они уже умели их складывать и вычитать. Положительные числа они понимали как “имущество”, а отрицательные как “долг”.
Затем отрицательные числа заинтересовали индийских математиков уже в 7 веке, и индийский математик Брахмагупта изложил правила сложения и вычитания чисел с разными знаками: “Сумма двух имуществ есть имущество, сумма двух долгов есть долг, сумма имущества и долга равна их разности”.
Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа Рене Декарта. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел
- ввел координатную прямую (1637 г.).
Познавательные.
7. Рефлексия деятельности.
Итак, подведем итог урока:
- какая цель была у нас сегодня на уроке?
- Была ли она достигнута?
- Пополнили пучок знаний новым фактом.
- Познакомились с правилом сложения чисел с разными знаками.
Научились применять это правило при решении различных примеров.
Личностные: смыслообразование.
- Продолжи фразы:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке мне понравилось…
Для открытия нового правила мы…
- Конечно размышляли.
- А что эффективнее: получать готовую информацию или размышлять самим?
- Спасибо за сотрудничество.
(Листы самооценки)
Регулятивные: оценка деятельности.
8. Домашнее задание.
1. Выучить правило сложения чисел с разными знаками (стр. 191).
2. Составить 3 различных задачи на применение нового правила и решить их.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Содержание урока соответствует учебной программе, поставленным задачам.
Форма урока выбрана с учетом возрастных особенностей.
Логика урока соответствует его типу -урок первичного предъявления новых знаний.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Контроль и оценка.
Первичный контроль.
7.Рефлексия деятельности.
Используются листы самооценки. Такая форма помогает поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом учения, у учащихся формируется самокритичность в оценке своей собственной деятельности.
8.Домашнее задание.
Домашнее задание оптимального объема с доступным инструктажем.
В соответствии с требованиями к современному уроку применялись методы:
1.Репродуктивный метод как элемент актуализации знаний,
2.Продуктивные методы- решение жизненных задач,
3.Образовательные технологии:
-проблемное обучение (велась работа над проблемой),
-технология оценивания,
-здоровьесберегающие (чередовались виды деятельности).
Считаю, что поставленная цель и задачи урока были достигнуты.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Виленкин Н.Я. и др. Математика 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М., «Мнемозина», 2011.
2. Попов М.А. Дидактические материалы по математике. 6 класс. К учебнику Виленкина Н.Я. и др. – М., «Мнемозина», 2010.
3. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах: методическое пособие. – М., «Мнемозина», 2004
4. Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-6 классов – М., «Мнемозина», 2009
5. Миронов А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. Серия: Методическая лаборатория. – М., «Учитель», 2013