Этап урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия |
предметные | универсальные |
1.Организацион-ный. | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки. Аутотренинг. | Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки. Настраиваются на рабочий лад. | | Л: умение выделять нравственный аспект поведения Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей. К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
2. Мотивацион-ный Актуализация знаний Фронтальная работа. | Предлагает ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторить материал по теме «Положительные и отрицательные числа». Подготовить учащихся к изучению новой темы. После проведения проверки результатов, учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, о цели урока. | Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета). Выдвигают предполо-жение о теме урока. Контролируют правильность ответов, информации, выработка собственного отношения к изученному материалу. Записывают тему урока в тетрадь. | Повторить модуль числа, положительные и отрицательные числа, сравнение, сложение отрицательных чисел. | Л: развитие мотивов учебной деятельности. Р: целеполагание. К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. П: самостоятельно выделять и формулировать познава-тельную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
3. Планирование действий по достижению цели. Фронтальная работа. | Выясняет у учащихся, какие качества необходимы им для достижения цели, как достичь цели, что для этого будем делать? Предлагает выполнить Лабораторно-практическую работу. | Перечисляют качества личности: настойчивость, силу воли, дисциплинированность…. Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять намеченный план. | Умение применять знания полученные ранее для изучения нового. | Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование. Р:составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала. К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения. П: умение осознанно строить речевое высказывание. |
4. Реализация намеченного (изучение нового материала). Работа в группах. | Предлагает поработать в парах, выполнить практическую работу; группах. | Выполняют практическую работу. Формулируют правило, работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой, придумывают и разбирают свои примеры. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы, применяют полученные знания на практике. | Умение понимать и формулировать правило сложения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль», применять правило при решении примеров. | Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества. Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция. П:Поиск и выделение необходимой информации. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение |
5. Первичное осмысление и закрепление знаний. | Организует работу по составлению алгоритма сложения чисел с разными знаками. Предлагает решить пример, который не смогли решить в начале урока. Предлагает выполнить задание на нахождение ошибок в решении примеров. | Выполняют задание на нахождение ошибок в решении примеров. | Умение применять правило сложения чисел с разными знаками при проверке решения примеров. | Л:смыслообразование. Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. П: способность к использованию выведенного алгоритма; |
6. Закрепление изученного. | Организует отработку навыков сложения чисел с разными знаками №1066 в тетрадях и на доске. Предлагает решить самостоятельную работу с последующей самопроверкой. (На интерактивной доске). Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся | Выполняют задание, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение. Выполняют самостоятельную работу, выполняют самооценку. | Применять правило сложения чисел с разными знаками при решении задач. | Л:уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция. П: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. |
7. «Творческое применение знаний». Работа в группах. | Предлагает найти наиболее удобный способ решения примера в несколько действий на применение правила сложения чисел с разными знаками и отрицательных чисел. | Работают в группах, ищут различные способы решения примера, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты высказываний, выбирают наиболее точный. | Применять правило сложения чисел с разными знаками и отрицательных чисел при решении задач. | Л:принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества. Р:принимать и осуществлять учебную задачу П:сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение К: слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, строить понятные для собеседника высказывания. |
8. Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации: | Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания. Работают дома с текстом. | Знать правило сложения чисел с разными знаками, уметь применять его при решении практических задач. | Л.принятие социальной роли обучающегося Р. Адекватно осуществляют самооценку. П. Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения К. |
9. Рефлексия. | Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы. Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы. Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму. | | Л: независимость и критичность мышления; Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность П: анализировать степень усвоения нового материала К:выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение. |
Авторы учебника: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.
Учитель: Чернова Е.Н.
тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный этап Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» -Вы согласны с этими словами? «Вы – умные дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. Ребята, чтобы вам легко работалось на уроке, нужно дать себе установку, что вы будете стараться, не будете спешить, и тогда у вас всё получится. Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки. | |
2. Вопросы повторения. Вычислить примеры на сложение отрицательных и противоположных чисел В процессе рассказать правила сложения. Назвать в каждой строчке какое число больше по модулю. Сравнить числа. | |
3 Актуализация знаний. 5+(-4) ; 4+(- 7); -4 +3; -3+8 -456+ 287 Удобно складывать числа -456 и 287 по координатной прямой? Как же нам быть в подобных случаях? Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно. Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками» Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке? Оцените себя и одноклассника в листе самоанализа. | Складывают с помощью координатной прямой, правило проговорить не могут, последний пример выполнить не могут. Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать Найти правило, которое нам поможет. формулируют тему. Познакомимся с правилом сложения чисел с разными знаками, научимся складывать числа с разными знаками. Записывают тему урока. Оценивают себя и одного одноклассника. |
4. Изучение нового материала Молодцы. Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками. Выполните лабораторно - практическую работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками. Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения чисел с разными знаками). Поработайте в парах, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры друг другу, проверьте правильность решения. Поставьте баллы в лист самооценки. | Выполняют лабораторно – практическую работу в парах, делают выводы. Работают в парах, сравнивают формулировки, решают примеры товарищей, оценивают. |
5. Первичное осмысление и закрепление знаний. Устная работа определить знак суммы | проговаривают правило, решают пример. ищут ошибки в примерах, если ученик у доски ошибся, объясняют их. Выставляют баллы. |
6. Закрепление полученных знаний. | Учащиеся по порядку выходят к доске, решают примеры, проговаривая правило. Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку. |
7. «Творческое применение знаний Обучающая самостоятельная работа. с последующей самопроверкой (индивидуальная работа) | |
8. Домашнее задание. (Слайд 8) П.33 выучить правило. №1081(а-е), 1083(а,б), задача 1085 и по желанию найти в интернете когда и задания из 4, 2 балла – выбрали 2 номера. | |
9. Рефлексия. В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно. Послушаем вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание. Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, Если остались непонятными какие-то моменты -желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему, красную сигнальную карту. | |
Ход работы: начертите координатную прямую.
Обратите внимание на знак ответов.
Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получается знак числа модуль которого……..
Основываясь на полученных выводах ,не используя координатную прямую, сложите числа:
Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:
2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________ .
Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника , записанную после правила сложения чисел с разными знаками).
Приложение 1 Лист самооценки.
№ п/п | Деятельность учащегося | Критерии самооценки | Самооценка | Критерии оценки одноклассника | Оценка одноклассника (Ф. И.) |
1 | Формулировка темы урока, цели и задач урока | Ясам смог определить тему, цель и задачиурока-2 балла. Я смог определить только тему урока 1 балл. Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов. | | Принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл. Не принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока 0 баллов. | |
2 | Что я буду делать для достижения цели. | Я сам определил, как достичь цели урока 1балл. Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов. | | Принимал участие в планировании действий для достижения цели урока - 1 балл. Не принимал участие в планировании действий для достижения цели урока 0 баллов. | |
3 | Выполнение лабораторно - практической работы в паре. | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | |
4 | Работа в группе по закреплению правила . роверка правильности решения примеров | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | |
5 | Выполнение № 1066 | Сделал все примеры сам 2 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | | Справился у доски с заданием 1 балл. Не справился у доски с заданием 0 баллов. | |
6 | Выполнение самостоятельной работы | За каждый правильно решенный пример -1 балл | | Не оценивается | |
7 | Выполнение творческого задания (работа в группе) | Нашел удобный способ решения 1 балл. Не нашел удобного способа решения 0 баллов. | | Нашел удобный способ решения 1 балл. Не нашел удобного способа решения 0 баллов. | |
8 | Выбор домашнего задания | 4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали только 2 номера. | | Не оценивается | |