Задачи: 1) Расширить и углубить знания по теме «Отношение двух чисел.»
2)Научить применять знания на практике.
Оборудование: Задачи в рисунках, схема
Ход урока
Мотивация урока: Приветствие детям и гостям, улыбнуться друг другу и пожелать удачи.
Ребята, мы закончили изучение очень важного раздела математики. Какого? (Делимость натуральных чисел).Умеем выполнять все действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями. Сколько арифметических действий вы знаете? Сегодня на уроке мы поговорим об одном из этих действий. Я загадала это действие, а вы попробуйте его угадать.
-Это действие можно записать не используя ни одного из арифметических знаков.
-Это действие можно заменить другим действием.
Вы догадались, какое это действие?
-Назовите компоненты этого действия.
- Как можно его записать не используя арифметических знаков?
-Каким действием можно его заменить?
-Как называется результат этого действия?
И сегодня на уроке вы узнаете, как по-другому называют результат деления.
Актуализация знаний: Для решения практических задач человеку часто приходиться сравнивать разные значения одной и той же величины-массы, расстояния, времени и т.д. Сколько существует способов сравнения величин? Cуществует два способа сравнения величин. Первый состоит в нахождении их разности и отвечает на вопрос «На сколько больше (меньше)»? Второй состоит в нахождении частного и отвечает на вопрос «Во сколько раз больше( меньше)»?
Изучение нового материала:
Частное двух чисел называют отношением этих чисел.
В словаре Ожигова дается следующее толкование «Отношение-взаимная связь разных величин, предметов, действий»
-А где в окружающей нас обстановке мы встречаемся с отношением?
Перечисляются виды отношений-семейные , дружественные, деловые, доверительные и т.д.
А мы рассмотрим отношения в математике. Тему нашего урока и цели ребята формулируют сами
Решается задача: От куска материи длиной 5 метров отрезали 2 метра. Какую часть куска материи отрезали? Выполняется рисунок к задаче. Как можно записать ответ к задаче?
Ответ можно записать в виде обыкновенной дроби, десятичной дроби или в процентах
2:5==0,4=40%
Что показывает отношение?(рисунок), рассматриваются две задачи по этому рисунку .
Чтобы найти отношение одноименных величин(длин, масс и т.д.)необходимо выразить их в одной и той же единице измерения. Отношения иногда удобно выражать в процентах. Для этого
Достаточно умножить полученное частное на 100.
Делается вывод: Итак, если а и b– два числа; b≠0, то
1) Отношение a:b– это частное от деления а на b.
2) Если аb, то отношение a:bпоказывает, во сколько раз а больше b.
3) Если а≤b, то отношение a:bпоказывает, какую часть а составляет от b.
Закрепление изученного материала.
Устно. Много или мало составляют
а) 5 уроков математики в день, в месяц?
б) увеличение в весе в 1 грамм для комара и для слона?
2)На клумбе 6 белых и 12 красных роз. Что показывают отношения
А) 6:12
Б)12:6?
3)По данному условию составьте все возможные отношения и объясните их смысл:
1) в классе 20 мальчиков и 10 девочек
2) в июне 24 дня были солнечными, а 6 дождливыми.
Диктант с последующей взаимопроверкой(за каждый правильный ответ 1 бал)
Найти отношение чисел:
120 к 3
40
6 к 12
0,5
7 к 42
1/6
0,25 к 5
0,05
49 к 100
0,49
Задача: В цветочный магазин привезли 180 гвоздик. Из них 60 гвоздик белые, а остальные красные. Найдите
- отношение количества белых гвоздик к количеству красных. __0,5________
- отношение количества красных гвоздик к количеству белых ____2______
- отношение количества красных гвоздик к общему количеству гвоздик ___2/3_____
- отношение общего количества гвоздик к количеству белых _____3_______
За 8-9правильных заданий-5 ; 6-7заданий-4; за 4-5 заданий-3
Вопросы по задаче: Что означают эти числа для данной задачи?(ответы ребят)
- белые гвоздики составляют половину красных
-красных в 2 раза больше белых
-красные составляют2/3 от числа всех гвоздик
-белых в 3 раза меньше, чем всех цветов.
Работа по учебнику №981 самостоятельно с последующей проверкой-2 ученика у доски.
№985 какими способами можно решить эту задачу ( уравнением и по частям).Какой способ рациональней? По частям.
Отношение зарплаты рабочего и ученика равно 2:1
1)2+1=3(части )составляют 180 руб.
2)180:3=60 (руб). получил ученик
3) 60*2= 120(руб) получил рабочий
Ответ: 60 руб,120 руб.
Обобщение изученного материала: Математика как наука возникла для решения практических задач. В реальной практике при сравнении величин употребляется обычное слово отношение, а вовсе не математический термин «частное». Но средством для нахождения отношений является именно вычисление частного.
Продолжите фразы, используя термин «отношение»
-Скорость находится как…
-Ценой товара называется отношение…
-Производительность труда…
Рефлексия: Давайте определим, все ли сегодня успешно работали на уроке, продолжите предложение:
1)Самое интересное было для меня на уроке…
2)Самое сложное было для меня на уроке…
3)Я понял…
4) Я узнал…
5)Сможете ли вы выполнить самостоятельно домашнее задание?
6)Всех ли целей, которые мы ставили в начале урока добились?