Учебник «Математика» 3 кл. Ч. 2. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова.
Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков.
Закреплять умение выполнять деление с остатком.
Учить выполнять действия с применением алгоритма.
Решать задачи изученных видов.
Выполнять задания базового и повышенного уровня.
Работать в парах и группах, вступать в диалог.
Договариваться и приходить к общему мнению.
Контролировать действия партнера.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Орг. момент | Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок! Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать Чтоб за работу получать Только лишь отметку 5. | Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой. |
II. Актуализация опорных знаний и мотивация. | Использование фронтальной формы работы. Создание ситуации для постановки проблемы. | Решают числовые выражения. Нахождение площади и периметра по заданным значениям. Повторяют названия компонентов деления, умножения. Нахождение делимого, делителя. 1.Устный счёт. Решите задачу. На грядке 27 кабачков, а тыкв на 18 меньше. Во сколько раз кабачков больше, чем тыкв? Индивидуальная работа по карточкам. – Ширина прямоугольника 3см, а длина в 4 раза больше. Найди периметр и площадь прямоугольника. - Вставьте пропущенные числа так, чтобы выражения стали верными. □ : 4 = 25 18 · □ -Игра «Найди верный ответ». Чему равно 85 : 17 ? а) 6; б)16; в)80:16 г)98:14 д)84:21 - Реши задачу. На грядке 27 кабачков, а тыкв на 18 меньше. Во сколько раз кабачков больше, чем тыкв? |
III. Самоопределение к деятельности. | Создание ситуации для включения в деятельность; создание положительной эмоциональной направленности. 21 48 15 24 18 30 17 - Найди лишнее число. – На какое число делятся остальные числа? - Можно ли разделить число 1 7 разделить без остатка? - Как найти при делении с остатком неизвестный делитель? – Как узнать частное? – Как найти делимое? | Концентрируют внимание. Проблемный метод. Ребята предлагают различные способы решения. Приводят правила, используемые при нахождении делителя, частного, делимого при делении с остатком. На основе этих правил составляют алгоритм решения таких примеров. |
IV. Постановка учеб- ной проблемы. | Организация поисковой деятельности. Побуждающий к открытию рассказ учителя. –Сформулируйте тему урока. | Строят проект выхода из затруднения. Дети формулируют тему урока : « Закрепление умения выполнять примеры на деление с остатком при помощи алгоритма». |
V. «Открытие» нового знания | Составление алгоритма деления с остатком. 1.Находим самое большое число, меньше делимого, которое делится на делитель. 2. Находим частное. 3. Вычисляем остаток. 4. Проверяем: остаток меньше делителя? | Чтение алгоритма деления с остатком. Применение в практической деятельности. |
VI. Первичное закрепление . + Физминутка | Организация фронтальной, индивидуальной работы, работы у доски. | Записывают и решают примеры с подробным объяснением при помощи алгоритма. Учебник с. 28, №1. Учащиеся выполняют решение примеров у доски с подробным объяснением при помощи алгоритма. 17:4 22:6 27:5 59:9 27:7 |
VII. Самостоятельная работа с самопро- веркой по эталону. | Организация самостоятельной письменной работы. Организация работы в группах. | Выполняют самостоятельно письменную работу в рабочих тетрадях на печатной основе, с выбором учета сложности. Рабочая тетрадь № 2, с.63 №14. –Выполни деление с остатком. 65:7 15:13 91:9 56:25 Групповая работа повышенного уровня на нахождение способов решения примеров с остатком Задание: Число разделили на 8. Напиши, какие остатки могут быть. (1,2,3,4.5,6.7) - Приведи образцы примеров на это задание. |
VIII.Закрепление изученного материала с заданием повышенного уровня. | Организация решения задачи при помощи таблицы, краткой записи или рисунка, разными способами. Учебник с.28, № 2. – Прочитайте задачу. – Как записать задачу кратко? (С помощью таблицы.) – Что требуется узнать в задаче? - (Сколько стаканов сахара потребовалось для варенья?) – Как обозначим этот столбик? (Общий расход сахара.) – Что нужно указать во втором столбике? (Количество стаканов клюквы.) – Что ещё известно в задаче? (Количество стаканов сахара на стакан клюквы-2.) – Заполните таблицу и запишите решение задачи разными способами по действиям с пояснением. -Запишите выражение. 1 ученик: Сторона квадрата 9см. Найти площадь и периметр. 2 ученик: Длина прямоугольника 8см., а ширина 7см. Найти площадь и периметр. Сравнить. | Выполняют задачу самостоятельно оформляя условие и решение. Ребята предлагают различные способы решения задачи, доказывают их правильность. | Расход сахара на один стакан клюквы | Количество клюквы | Общий расход сахара | Брат | 2 ст. | 18 ст. | ? | ? | Сестра | 16 ст. | ? | Первый способ: 1) 18+16=34(ст.)- клюквы собрали брат и сестра. 2) 2·34=68(ст.)- сахара потребовалось на варенье. (18+16)·2=68(ст.) Второй способ: 1) 2·18=36(ст.) – сахара потребовалось, чтоб сварить варенье из 18 стаканов клюквы. 2) 2·16=32(ст.) - сахара потребовалось, чтоб сварить варенье из 16 стаканов клюквы. 3) 36+32=68(ст.) - сахара потребовалось на варенье. 2·18+2·16=68(ст.) Работа в парах. Нахождение периметра и площади квадрата и прямоугольника. Сравнение полученных результатов. 1. Sкв=9·9 Sкв=81см² Ркв=9·4 Ркв=36см. 2. Sпр=8·7 Sпр=56см² Рпр = (8+7)·2 Рпр=30см |
IХ. Рефлексия деятельности. Домашнее задание | «Проверь себя». Закончите фразы: Сегодня я узнал… Было трудно… Теперь я могу… У меня все получилось… Я затруднялся… Я научился… | Учебник с.29. Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. 43:8 64:7 Оценивают свою работу. Заканчивают фразы. Рабочая тетрадь по математике на печатной основе: с.34, № 89, № 90. |
Учебник «Математика» 3 кл. Ч. 2. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова.
Рабочая тетрадь «Математика» 3 кл. Ч. 2. / М.И. Моро, С.И. Волкова.
Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков.
Закреплять умение выполнять деление с остатком.
Учить выполнять действия с применением алгоритма.
Решать задачи изученных видов.
Выполнять задания базового и повышенного уровня.
Работать в парах и группах, вступать в диалог.
Договариваться и приходить к общему мнению.
Контролировать действия партнера.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
І. Орг. момент | Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок! Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать Чтоб за работу получать Только лишь отметку 5. | Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой. |
II. Актуализация опорных знаний и мотивация. | Использование фронтальной формы работы. Создание ситуации для постановки проблемы. | Решают числовые выражения. Нахождение площади и периметра по заданным значениям. Повторяют названия компонентов деления, умножения. Нахождение делимого, делителя. 1.Устный счёт. Решите задачу. На грядке 27 кабачков, а тыкв на 18 меньше. Во сколько раз кабачков больше, чем тыкв? Индивидуальная работа по карточкам. – Ширина прямоугольника 3см, а длина в 4 раза больше. Найди периметр и площадь прямоугольника. - Вставьте пропущенные числа так, чтобы выражения стали верными. □ : 4 = 25 18 · □ -Игра «Найди верный ответ». Чему равно 85 : 17 ? а) 6; б) 16; в) 80:16 г) 98:14 д) 84:21 |
III. Самоопределение к деятельности. | Создание ситуации для включения в деятельность; создание положительной эмоциональной направленности. 21 48 15 24 18 30 17 - Найди лишнее число. – На какое число делятся остальные числа? - Можно ли разделить число 17 разделить без остатка? - Как найти при делении с остатком неизвестный делитель? – Как узнать частное? – Как найти делимое? - Как проверить? –Где это нам может пригодиться? | Концентрируют внимание. Проблемный метод. Ребята предлагают различные способы решения. Приводят правила, используемые при нахождении делителя, частного, делимого при делении с остатком. На основе этих правил составляют алгоритм решения таких примеров. Высказывают суждения о том, что решение примеров такого вида может пригодиться при расчётах в магазине, кинотеатре, в аптеке и т.д. |
IV. Постановка учеб- ной проблемы. | Организация поисковой деятельности. Побуждающий к открытию рассказ учителя. –Сформулируйте тему урока. | Строят проект выхода из затруднения. Дети формулируют тему урока : « Закрепление умения выполнять примеры на деление с остатком при помощи алгоритма». |
V. «Открытие» нового знания | Составление алгоритма деления с остатком. 1.Находим самое большое число, меньше делимого, которое делится на делитель. 2. Находим частное. 3. Вычисляем остаток. 4. Проверяем: остаток меньше делителя? | Чтение алгоритма деления с остатком. |
VI. Первичное закрепление . + Физминутка | Организация фронтальной, индивидуальной работы, работы у доски. Поднимает руки класс - это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны, пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть. | Записывают и решают примеры с подробным объяснением при помощи алгоритма. Учебник с. 28, №1. Учащиеся выполняют решение примеров у доски с подробным объяснением при помощи алгоритма. 17:4 22:6 27:5 59:9 27:7 Игра в магазин. Применение алгоритма в практической деятельности. Учащиеся «покупают» товар, рассчитываются, получают сдачу. |
VII. Самостоятельная работа с самопро- веркой по эталону. | Организация самостоятельной письменной работы. | Выполняют самостоятельно письменную работу в рабочих тетрадях на печатной основе, с выбором учета сложности. Рабочая тетрадь № 2, с.63 №14. –Выполни деление с остатком. 65:7 15:13 91:9 56:25 Ребята сверяют результат с верными ответами на доске. |
VIII.Закрепление изученного материала с заданием повышенного уровня. | Организация работы в группах. Организация решения задачи при помощи таблицы, краткой записи или рисунка, разными способами. Учебник с.28, № 2. – Прочитайте задачу. – Как записать задачу кратко? (С помощью таблицы.) – Что требуется узнать в задаче? - (Сколько стаканов сахара потребовалось для варенья?) – Как обозначим этот столбик? (Общий расход сахара.) – Что нужно указать во втором столбике? (Количество стаканов клюквы.) – Что ещё известно в задаче? (Количество стаканов сахара на стакан клюквы-2.) – Заполните таблицу и запишите решение задачи разными способами по действиям с пояснением. -Запишите выражение. 1 ученик: Сторона квадрата 9см. Найти площадь и периметр. 2 ученик: Длина прямоугольника 8см., а ширина 7см. Найти площадь и периметр. Сравнить. | Групповая работа повышенного уровня на нахождение способов решения примеров с остатком Задание: Число разделили на 8. Напиши, какие остатки могут быть. (1,2,3,4.5,6.7) - Приведи образцы примеров на это задание. Выполняют задачу самостоятельно оформляя условие и решение. Ребята предлагают различные способы решения задачи, доказывают их правильность. | Расход сахара на один стакан клюквы | Количество клюквы | Общий расход сахара | Брат | 2 ст. | 18 ст. | ? | ? | Сестра | 16 ст. | ? | Первый способ: 1) 18+16=34(ст.)- клюквы собрали брат и сестра. 2) 2·34=68(ст.)- сахара потребовалось на варенье. (18+16)·2=68(ст.) Второй способ: 1) 2·18=36(ст.) – сахара потребовалось, чтоб сварить варенье из 18 стаканов клюквы. 2) 2·16=32(ст.) - сахара потребовалось, чтоб сварить варенье из 16 стаканов клюквы. 3) 36+32=68(ст.) - сахара потребовалось на варенье. 2·18+2·16=68(ст.) Работа в парах. Нахождение периметра и площади квадрата и прямоугольника. Сравнение полученных результатов. 1 ученик: сторона квадрата 9см. Найти площадь и периметр. 1. Sкв=9·9 Sкв=81см² Ркв=9·4 Ркв=36см. 2 ученик: Длина прямоугольника 8см, а ширина 7см. Найти площадь и периметр. 2. Sпр=8·7 Sпр=56см² Рпр = (8+7)·2 Рпр=30см |
IХ. Рефлексия деятельности. | «Проверь себя». Закончите фразы: Сегодня я узнал… Было трудно… Теперь я могу… У меня всё получилось… Я затруднялся… Я научился… - Добились ли мы поставленных целей? | Учебник с.29. Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. 43:8 64:7 Оценивают свою работу. Заканчивают фразы. Дети прикрепляют к доске стикеры: зелёного цвета – всё понятно; жёлтого – затруднялся; красного – требуется помощь. Учащиеся называют цели, которые были поставлены в начале урока и обосновывают свой ответ. Домашнее задание. Рабочая тетрадь по математике: с.34, № 89, № 90. |