Цели урока: Ознакомить с проверкой сложения и вычитания. Пронаблюдать связь между компонентами сложения и вычитания. Повторить приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ознакомить с проверкой сложения и вычитания. 2. Пронаблюдать связь между компонентами сложения и вычитания. 3. Повторить приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. 4. Закрепить умение решать устные и письменные задачи в пределах 100, используя краткую запись. 5. Развивать навыки счета, математическую смекалку. 6. Способствовать дальнейшему развитию памяти, внимания, мышления. 7. Развивать интерес к предмету, математическую речь. 8. Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Ребята, проверим готовность к уроку. Хозяин на уроке – учебник, его помощники: тетрадь, ручка, карандаш, сигнальные карточки, конверт с материалами. У всех всё есть? Предлагаю сегодняшний урок математики провести под девизом “В математику тропинки одолеем без запинки”. А поможет нам в этом Карта(учитель показывает карту на электронной доске). Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями, проведя устный счет на горе Секретов, затем попробуем ответить на вопросы на горе Логических задач, попав на гору Вопросов, устроим перекрестный бой, а на горе Объяснений и Рассуждений попробуем догадаться о теме нашего сегодняшнего урока. Отдохнув, вытащим из тайников памяти ценное – как решить любой пример в пределах 100. Для этого нам придется преодолеть озеро Считай-ка. Отдохнем и снова в путь – потренируем мозги решением задач на горе Задачкино. И на тропе Проверяй-ка, задумаемся, подведем итог сделанному.
За каждую пройденную часть пути вы будете получать букву.
II. Устный счет.
1) Начнем урок с устного счета. На доске зашифровано слово. Расшифруйте его. Для этого вставьте буквы в соответствии с ответами в таблице.
Х
8 + 4
Е
8 + 8
П
5 + 9
С
9 + 2
У
7 + 6
13
11
14
16
12
У
С
П
Е
Х
– Какое слово получилось? (Успех) Я желаю вам успеха на уроке! Вы разгадали секрет первой горы. Прикрепляю на карте букву м.
2) Решение логических задач.( Задачи для вас приготовила ученица 2 «А» класса. Использование электронной доски.)
- Брату 3 года, сестре 10 лет. Через сколько лет брату будет столько же лет, сколько сейчас сестре? (Через 7 лет.)
- Батон разрезали на 6 кусков. Сколько сделали разрезов? (5.)
- Даша нарисовала 10 фигур, чередуя прямоугольники, звездочки и круги. Каких фигур нарисовано больше и на сколько? (Прямоугольников, на 1.)
-Я считаю, что гора Логических задач покорена. Прикрепляю на карту букву о.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны примеры.)
97 – 32
65 + 32
69 – 43
43 + 26
78 – 53
25 + 53
- На какие две группы можно разделить эти выражения?
(Примеры на сложение и на вычитание.)
(Учитель записывает примеры в два столбика.)
65 + 32 97 – 32
43 + 26 69 – 43
25 + 53 78 – 53
- На примере выражений первой строки сыграем в игру «Перекрестный бой». Дети по цепочке задают друг другу вопросы:
-Как называются числа 65 и 32?
- Как называются число 97?
-Как найти уменьшаемое?
-Как по-другому прочитать выражение 65+32?
-Чему равна разность чисел 97 – 32?и т.д.
-Как связаны выражения первой строки? (Одно является проверкой другого)
- Как выполнить устные вычисления в этих примерах? (Сначала нужно прибавлять и вычитать десятки, а потом – единицы.)
- Вычислите значения выражений в первой строке. Что вы заметили? (Результат первого примера – это первое число во втором примере.)
- Прочитайте равенства, которые получились.
- Составьте к этим двум равенствам третье и решите его, используя взаимосвязь сложения и вычитания. (97 – 65 = 32)
- Какой вывод можете сделать? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, получится другое слагаемое.)
-Когда используют это правило? (При проверке сложения вычитанием, а вычитание – сложением.)
- Сформулируйте тему урока.
-Мы преодолели еще одно испытание. Прикрепляю на карту букву л.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№1 (стр.6)
- Чем вы будете пользоваться при решении этих примеров? (Алгоритмами сложения и вычитания.)(Коллективное решение примеров с объяснением.)
- Взаимосвязь каких компонентов наблюдается в этих примерах? (Компонентов действия сложения.)
№2 (стр.6)
-Прочитайте задание. Каким способом вы будете выполнять вычисления?
- Какое правило нужно помнить при записи примеров столбиком? (Десятки нужно подписывать под десятками, а единицы – под единицы.)
- Решите эти примеры с самостоятельно и выполните проверку.
- Какие правила проверки вычислений мы знаем? (Сложение можно проверить вычитанием.)
- Как проверить вычитание? (Сложением или вычитанием.)
(Учитель в это время дает индивидуальное задание №8 (стр. 6).)
– Я вижу, что на горе Объяснений и Рассуждений нам тоже задерживаться больше не стоит. Прикрепляю на карту букву о. А ребята, выполняющие индивидуально геометрическое задание, заработали для нас букву д.
V. Физкультминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг другу повернулись.
Как пружинки, мы присели,
А потом тихонько сели.
VI. Закрепление изученного материала.
-Мы на горе Задачкино.
Работа по учебнику
№3 (стр. 6).
- Прочитайте задачу.
- Назовите условие, вопрос.
- Что известно в задаче? (Решили посадить 30 деревьев, и осталось посадить 8.)
-Что нужно узнать? (Сколько посадили осенью.)
-Сделайте схематический чертеж к задаче. (Учитель выполняет чертеж на доске.)
-Что обозначает первый отрезок?(Сколько деревьев посадили осенью?)
-Что обозначает второй отрезок?(Сколько деревьев осталось посадить?)
-Какое число обозначает сумму дух этих частей?(30.)
-Как узнать одну часть?(Надо вычесть.)
-Запишите решение задачи в тетрадь.
– Гору Задачкино дружно покорили. Прикрепляю на карту букву ц.
VII. Рефлексия.
-У вас на столах рисунок елочки –его нужно раскрасить, решив примеры, которые написаны на шариках. Но не просто раскрасить, а найти на бусах выражение, которое является проверкой и закрасить этот кружок таким же цветом. Обратите внимание, что на столах лежат елочки с красными и желтыми звездочками. С красными – задание потруднее, с желтыми – попроще. Решите сами какой рисунок выбрать.
- Вы одолели последнюю гору с успехом. Прикрепляю на карту букву ы.
VIII.Подведение итогов урока.
-Наше путешествие подошло к концу, а что появилось на карте?
(слово МОЛОДЦЫ).
Следовали ли девизу урока? Какое настроение вызвал у вас урок? Поднимите карточку настроения.