Предмет: | Математика |
УМК | «Школа России» |
Класс: | 2 |
Тема урока: | «Проверка сложения и вычитания» |
Урок по теме: | « Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» |
Тип урока: | Комбинированный |
Формы и методы обучения: | Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная. |
Цели деятельности учителя: | Продолжать формировать умение записывать и находить значения суммы и разности в столбик (без перехода через десяток), выполнять проверку вычислений; развивать навыки устного счета, умение преобразовывать величины, чертить отрезки, находить периметр многоугольника |
Предметные: обобщать знания о письменных приёмах сложения и вычитания; совершенствовать вычислительные навыки, умение выполнять проверку сложения и вычитания; учиться решать текстовые задачи, преобразовывать величины, чертить отрезки, находить периметр многоугольника. | Метапредметные: познавательные: способны понимать учебную задачу; умеют отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные: оценивают свои достижения на уроке; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог; умеют вступать в речевое общение. | Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивы учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность |
Межпредметные связи: | Технология: организация и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за её ходом и результатом; окружающий мир: осуществление выбора способов деятельности, реализация их на практике. |
Образовательные ресурсы: | М.И. Моро и др. Математика. 2 класс; электронное приложение к учебнику М.И.Моро (CD - ROM) ; система уроков по учебнику М.И.Моро и др./авт.сост. С.В.Савинова |
Основные понятия и термины: | Сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, краткая запись, геометрические фигуры, точка, отрезок, треугольник, периметр | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I.Организационный момент Эмоциональная, психологическая подготовка к уроку | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку В школу мы пришли учиться, В жизни это пригодится! Тот, кто хочет много знать, Должен сам все постигать! − Как вы понимаете слова о том, что учение пригодиться в жизни? − Выделите главные слова в последних двух строках. (Слова «сам все постигать».) - Объясните свой выбор. - Что значит «учиться»? (Сам пойму чего я не знаю, найду сам новый способ.) - Какими качествами надо обладать ученику, чтобы быть успешным в учёбе? (Трудолюбие, активность, терпение, взаимовыручка, честность, доброжелательность.) - А ещё для успешной работы, хорошее настроение! - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу. | Демонстрируют готовность к уроку. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Регулятивные: контролируют свои действия |
II. Каллиграфическая минутка Правильное написание числа, знание цифр, необходимых для записи числа | Прописывает образец на доске: 13 13 13 13 13… 31 31 31 31 31… – Какова роль цифры 1 в числе 13? в числе 31? – Какова роль цифры 3 в числе 13? в числе 31? – Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях | Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают число в тетради | Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее. Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
III. Устный счет Развитие навыков устного счета. Задание № 6, с.6 Задание №5, с.6 | 1. «Цепочка». 2. Задание из учебника (записано на доске). Предлагает устно выполнить задание 6 на с.6, как следует рассуждать, чтобы заполнить таблицу. Слагаемое | 7 | 9 | 12 | 30 | | | Слагаемое | 8 | | 16 | | 20 | 60 | Сумма | | 17 | | 38 | 28 | 64 | Выполнение данного задания способст- вует не только развитию навыков устного счета, но и повторению терминов: слагаемое, сумма. 3. Найдите значения выражений k + 6 и 28 – k при k = 7; k = 8; k = 9; k = 10. Взаимопроверка. | Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания; анализируют; обосновывают свою точку зрения; составляют равенства. Объясняют, как заполнить таблицу: «Если известны слагаемые, то находим сумму сложением; если известны сумма и одно из слагаемых, то находим другое слагаемое вычитанием» Упражняются в устных вычислениях, находят значения выражений при разных значениях переменной k, осуществляют взаимный контроль и оказывают сотрудничестве необходимую помощь. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклас сников. Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, порядок возрастания; владеют различными приемами устного счета |
IV. Сообщение темы и целей учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала Задание№1, с.6 | Предлагает открыть учебник на с.6, рассмотреть задание№1. Просит найти значение выражения 35+ 24 в столбик, прокомментировать свои действия и сформулировать задачу урока. – Правильно. Сегодня вы будете отрабатывать ваше умение записывать числа в столбик и находить значения сумм и разностей¸ выполнять проверку вычислений. | Выполняют вычисления в столбик, демонстрируют понимание изученных приёмов сложения и вычитания. Формулируют задачу урока – находить значения суммы и разности в столбик, выполнять проверку вычислений. | Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
V. Формирование умения находить значения суммы и разности двузначных чисел в столбик. 1.Задание№2, с.6 Развитие умения складывать и вычитать двузначные числа в столбик. 2. 2.Электронное приложение к учебнику М.И.Моро | Предлагает выполнить задание 2. Выполни вычисления столбиком и проверь сложение вычитанием, а вычитание сложением. 84-63 52+35 67-12 73+26 Фиксирует на доске алгоритм: 1.Пишу… 2. Складываю (вычитаю) единицы… 3. Складываю (вычитаю) десятки… 4. Читаю ответ… Проверка сложения и вычитания. | Пользуясь алгоритмом сложения и вычитания столбиком, коллективно выполняют вычисления и проверку. Подбирают к каждому примеру запись для его проверки и соединяют линией. | Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки. Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. |
VI.Преобразование величин. Развитие умения преобразовывать величины. Задание 7, с.6 | С целью совершенствования умения обучающихся преобразовывать величины предлагает выполнить задание №7. Перед выполнением предлагает повторить изученное: 1 см =10 мм 1дм=10 см 1 м =10 дм | | Знают единицы длины; умеют преобразовывать величины как в более крупные,так и в меньшие. Выполняют задание самостоятельно. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль , корректировку и оценивание своей деятельности и деятельности партнера. Познавательные: извлекают необходимую информацию; логически рассуждают, обосновывают свою точку зрения. Коммуникативные: знают правила ведения диалога; достаточно полно и чётко выражают свои мысли в речи; Уважают в общении как партнёров, так и самих себя. Личностные: формируется личностный смысл учения. |
Физкультминутка | Мы ногами топ – топ, Мы руками хлоп – хлоп, Мы глазами миг – миг, Мы плечами чик – чик, Раз – сюда, два – туда (вращение головой) Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали, Сели – встали, сели – встали, Руки кверху все подняли. Руки к телу все прижали, И подскоки делать стали. Снова выстроились в ряд, Словно вышли на парад. Раз – два , раз – два, Заниматься нам пора! | Выполняют элементарные упражнения( в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем. | Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. |
VII. Работа над задачами. Решение задач изученных видов. Задача№3, с.6 | Организует коллективное выполнение задания№3 на с.6. Около школы решили посадить 30 деревьев. После осенних посадок осталось посадить ещё 8 деревьев. Сколько деревьев посадили осенью? -Является ли данный текст задачей? -Что в задаче известно? -О чём спрашивается? - Можем ли сразу ответить на поставленный вопрос задачи? При активной помощи детей кратко записывает на доске условие задачи: Посадили - ? Осталось посадить - 8 д. 30 д. Просит объяснить, как можно проверить решение задачи. Предлагает устно составить и решить обратные задачи. Проверка. | Выделяют в задаче условие, вопрос, называют данные и искомое числа, делают краткую запись задачи(по руководством учителя), затем самостоятельно решают её. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников; способны к саморегуляции. Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно- следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов. Личностные: осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений. |
VIII.Работа с геометрическим материалом. Распознавание и изображение геометрических фигур. Задание №8, с.6 | Работа в парах. Предлагает в парах выполнить задание№8 на с.6 Рассмотрите точки, изображённые на полях учебника.Как вы думаете, какие фигуры могут получиться, если соединить точки? Отметьте в ваших тетрадях точки точно так же. Соедините их отрезками. -Какие фигуры получились? -Как найти периметр треугольника? | Выполняют чертёж, вычисляют периметр треугольника. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль , корректировку и оценивание своей деятельности и деятельности партнера. Коммуникативные: владеют диалогической речью; уважают в сотрудничестве как партнёра, так и самого себя; не создают конфликтов. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать самостоятельность, внимание, наблюдательность. |
IX. Рефлексия учебной деятельности. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. | Подводит итог урока. -Что нового узнали сегодня на уроке? -Всё ли было понятным? Оцените свою работу на уроке. | Отвечают на вопросы учителя. Обсуждают задание на дом. Фиксируют удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке. | Регулятивные: осознают важность полученных знаний, понимают причины успеха и неуспеха учебной деятельности. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание. Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии. Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации в обществе. |
Цели деятельности учителя | Продолжать формировать умение записывать и находить значения суммы и разности в столбик (без перехода через десяток); развивать навыки устного счета, умение преобразовывать величины, чертить отрезки, находить периметр многоугольника |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знают: различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи; величины; геометрические фигуры; как найти периметр многоугольника; умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; находить периметр треугольника. Метапредметные: познавательные: способны понимать учебную задачу; умеют отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные: оценивают свои достижения на уроке; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог; умеют вступать в речевое общение. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивы учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность |
методы и формы обучения | Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная |
Образовательные ресурсы | http://www.liveinternet.ru/users/byxtelka/post104646979 – Цитатник |
Основные понятия и термины | Сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, краткая запись, геометрические фигуры, точка, отрезок, треугольник, периметр |
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I.Организационный момент Эмоциональная, психологическая подготовка к уроку | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку В школу мы пришли учиться, В жизни это пригодится! Тот, кто хочет много знать, Должен сам все постигать! − Как вы понимаете слова о том, что учение пригодиться в жизни? − Выделите главные слова в последних двух строках. (Слова «сам все постигать».) - Объясните свой выбор. - Что значит «учиться»? (Сам пойму чего я не знаю, найду сам новый способ.) - Какими качествами надо обладать ученику, чтобы быть успешным в учёбе? (Трудолюбие, активность, терпение, взаимовыручка, честность, доброжелательность.) - А ещё для успешной работы, хорошее настроение! - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу. | Демонстрируют готовность к уроку | Регулятивные: контролируют свои действия |
II. Каллиграфическая минутка Правильное написание числа, знание цифр, необходимых для записи числа | Прописывает образец на доске: 13 13 13 13 13… 31 31 31 31 31… – Какова роль цифры 1 в числе 13? в числе 31? – Какова роль цифры 3 в числе 13? в числе 31? – Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях | Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают число в тетради | Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее. Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
III. Уст- ный счет Развитие навыков устного счета. Задание 6 (с. 6 учебника, ч. 2). | 1. «Цепочка». 2. Задание из учебника (записано на доске). Выполнение данного задания способст вует не только развитию навыков устного счета, но и повторению терминов: слагаемое, сумма. 3. Найдите значения выражений k + 6 и 28 – k при k = 7; k = 8; k = 9; k = 10. Задание записано на доске | Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания; анализируют; обосновывают свою точку зрения; составляют равенства | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклас сников. Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, порядок возрастания; владеют различными приемами устного счета |