kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок лекция "Построение графиков функций"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в форме лекции. Цель урока: провести исследование выпуклости графика, ввести понятие точки перегиба, выработать алгоритм исследования функций. Уметь по исследованию строить график функции.

  1. Находят область определения функции f.
  2. Исследуют функцию на четность  и нечетность.
  3. Находят точки пересечения графика с осью абсцисс(f(х) =0)
  4. Находят точки разрыва функции.
  5. Промежутки знакопостоянства.
  6. Изучают поведение функции около точек разрыва и на бесконечности и находят её асимптоты.
  7. Исследуют функцию на возрастание и убывание.
  8. Находят точки максимума и минимума функции.
  9. Исследуют график на выпуклость и находят точки перегиба.
  10. Составляют таблицу значений функции и её производных.
  11. Учитывая проведенное исследование, строят эскиз графика функции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок лекция "Построение графиков функций" »

Урок – лекция

Тема: «Построение графиков функции»

Цель: Провести исследование выпуклости графика, понятие точки перегиба, алгоритм исследования функций. Уметь по исследованию строить график функции.

  1. Исследование графиков на выпуклость

а

b

х

y

0


а

х

y

0

b


График расположен выше проведенной к нему касательной.

График обращен выпуклостью вниз.

График лежит ниже проведенной к нему касательной.

График обращен выпуклостью вверх.



Т.1. Пусть на [а; b] функция f непрерывна и внутри этого отрезка f "(х) 0 (f "(х) 0). Тогда график функции f обращен на этом отрезке выпуклостью вниз (вверх).

f "(х) 0

а

b

х

y

0


f "(х) 0

а

х

y

0

b


Т.2. Если график функции f обращен на [а; b] выпуклостью вниз (вверх), то внутри отрезка [а; b] этот график расположен под (над) хордой АВ.

В

А

а

b

х

y

0


В

А

а

х

y

0

b


Пример 1. Исследуем направление выпуклости графика функции х4.

4)" = 12х2

12х2 = 0 х = 0 выпуклость вниз.

0

+

=

+

х


Пример 2. Найти участок, где график функции х4 – 6х2+ 4 обращен выпуклостью вверх.

4 – 6х2+ 4)//=(4х3- 12х)/ = 12х2 – 12

-

=

+

+

=

х

12(х2 – 1) = 0 х = ± 1

1

=

-1

=



выпуклостью выпуклостью

вниз вверх вниз


  1. Точки перегиба

Обычно кривая расположена около точки касания по одну и ту же сторону от касательной. Но может случиться, что в точке касания кривая переходит с одной стороны касательной на другую. Такие точки называются точками перегиба данной кривой.

у

=

М

=

0

=

х

=







Определение. Точка М кривой Г называется точкой перегиба, если в этой точке кривая переходит с одной стороны касательной на её другую сторону.

Т.2. Пусть функция f имеет вторую производную в проколотой окружности радиуса h точки С и дифференцируема в этой точке. Если при переходе через точку С вторая производная функции f меняет знак, то точка М(С; f(С)) является точкой перегиба для графика функции f.

Пример. Найдем точку перегиба графика функции.

у= х4 – 6х2 + 4

у' = 4х3 – 12х

у" = 12х2 – 12

1

=

-

=

-1

=

+

=

+

х

у" = 0 х = ±1 у"

точка перегиба

  1. Построение графиков функций

  1. Находят область определения функции f.

  2. Исследуют функцию на четность и нечетность.

  3. Находят точки пересечения графика с осью абсцисс(f(х) =0)

  4. Находят точки разрыва функции.

  5. Промежутки знакопостоянства.

  6. Изучают поведение функции около точек разрыва и на бесконечности и находят её асимптоты.

  7. Исследуют функцию на возрастание и убывание.

  8. Находят точки максимума и минимума функции.

  9. Исследуют график на выпуклость и находят точки перегиба.

  10. Составляют таблицу значений функции и её производных.

  11. Учитывая проведенное исследование, строят эскиз графика функции.

Пример. Построим график функции.

f(х) = х3 – 4х2 + 3х


  1. D(f) = (-∞;+∞)


  1. f(-х) = -х3 – 4х2 – 3х

f(-х) ≠ f(х)

f(-х) ≠ -f(х)

Функция не является ни четной ни нечетной.


  1. х3 – 4х2 + 3х =0 f(х) = 0

х(х2 – 4х + 3х) =0

х = 0 х2 – 4х + 3х = 0 D = 4 х1 = х2 = 1

х = 0, у = 0

А(0;0) В(1;0) С(3;0) – точки пересечения графика с осью абсцисс.

  1. х

    =

    -

    =

    +

    -

    =

    +

    =




х = 2 8 – 16 + 6





0

=


1

=



3

=



х

=



















  1. lim(х3 – 4х2 + 3х) = limх3(1 - ) = +∞

х→+∞ х→∞

lim(х3 – 4х2 + 3х) = limх3(1 - ) = -∞

х→-∞ х→-∞


  1. f '(-х) = 3х2 – 8х + 3

2 – 8х + 3 = 0

D = 64 – 36 = 28

х1,2 =

-

=

+

=

+

х


f '(х)



0,45 2,21


f '(х)

max min


  1. f "(х) = 6х- 8

6х- 8 = 0

6х = 8

х =

-

=

+

=


f "

х


выпуклостью выпуклостью

вверх точка вниз

перегиба



  1. Составляем таблицу.

х

(-∞;0)

0

(0;)


()

1

(1;)


()


f(х)

-

0

+

≈0,63

+

0

-

≈0,74

-

-

f '(х)

+

3

+

0

-

-

-

-

-

0

f "(х)

-

-

-

-

-

-

-

0

+

+

Вывод

Отрицательная

Возрастает

Вверх выпуклостью

Проходит через (0;0)

Положительная

Возрастает

Вверх выпуклостью

Максимум

Положительная

Убывает

Вверх выпуклостью


Пересекает ось абсцисс

Отрицательная Убывает Вверх выпуклостью


Точка перегиба

Отрицательная Убывает

Вниз выпуклостью


Минимум


х

(;0)

3

(3;+∞)

у

х

f(х)

-

0

+

f '(х)

+

+

+

f "(х)

+

+

+

Вывод

Отрицательная

Возрастает

Вниз

выпуклостью

Пересекает ось абсцисс

Положительная

Возрастает

Вниз

выпуклостью



0,45

-0,74

2,21

3

1

0


-2,21

х

y

0

b

а







х

y

0

b

а




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок лекция "Построение графиков функций"

Автор: Закирова Ольга Георгиевна

Дата: 29.07.2015

Номер свидетельства: 223857

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Программа элективного курса по теме "Построение графиков функции" "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-tiemie-postroieniie-ghrafikov-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "117096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412698591"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) ""Решение уравнений нестандартными методами, используя свойства функций" урок - электив в 10 классе "
    ["seo_title"] => string(104) "rieshieniie-uravnienii-niestandartnymi-mietodami-ispol-zuia-svoistva-funktsii-urok-eliektiv-v-10-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "145951"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419017797"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Степенная функция "
    ["seo_title"] => string(22) "stiepiennaia-funktsiia"
    ["file_id"] => string(6) "231360"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442480011"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Доклад на тему " Информационно-коммуникационные технологий обучения на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(89) "dokladnatiemuinformatsionnokommunikatsionnyietiekhnologhiiobuchieniianaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "282105"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453646358"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Использование современных образовательных технологий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "181925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425409573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства