Автор урока Евсеева Елена Михайловна
 Место работы, должность МОУ «СОШ с. Липовка Духовницкого района Саратовской области», учитель математики.
 Предмет математика.
  Класс 5
  Автор УМК «Математика 5» Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд – 21 изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007.
 Тема урока Десятичные дроби.
  Тип урока урок – игра.
 Цель:  
 1. Систематизировать знания и создать целостную картину знаний десятичных дробей.
 2. Помочь учащимся от знаний отдельных действий перейти к их обобщению.
 3. Научить детей применять свои знания в жизни.
 
 
 Задачи:
 1. Вызвать интерес к изученному, используя дополнительные средства обучения.
 2. Дать расширенное представление о десятичных дробях и действий над ними.
 3. Закрепить умение работы с десятичными дробями.
 4. Развить умения:
 • Конкретизировать и обобщать математический материал.
 • Сопоставлять и анализировать необходимость десятичных дробей.
 • Творчески подойти к выполнению заданий.
 • Правильно использовать правила действий с десятичными дробями.
 5. Воспитывать интерес к математике как к науке. Показать, что математика не такой уж и сложный предмет.
 
 
 Оборудование  Игра «Домино», «Да-нет», «Лото», перфокарты, тренажер, таблицы проверки, листок баллов,  
  Информационные источники __________________________________________
Сценарий урока  
        | № п/п | Этап урока | Содержание этапа | Деятельность обучающихся   |  Формируемые УУД | 
  | 1 | Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сядьте ровно, руки положите на парту. У вас на столе лежит листок ответов. За каждый свой правильный ответ вы будете ставить себе 1 балл. Если из 10 примеров вы сделаете восемь, то восемь баллов и т. д.    Оценивать себя вы будете сами или ваш сосед, надеюсь, что оценивать вы будете честно. По итогам будет выставлена оценка. На уроке мы будем играть в разные игры | Слушают объяснение учителя. Рассматривают бланк ответов. | 
 | 
  | 2 | Сообщение темы и цели урока. | Давайте вспомним, над какой темой вы работали последнее время на уроках (десятичные дроби). Это и будет темой нашего урока.  – Скажите, чем отличается обыкновенная дробь от десятичной? (знаменатель десятичной дроби 10, 100…)  – Чем заменяется дробная черта? (частным)  – Какие действия можно выполнять с десятичными дробями? | Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы. Исправляют ответы одноклассников, если будут ошибки. Записывают тему урока в тетрадь. | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; 
 | 
  | 3 | Игра «Домино» | Замена деления десятичной дробью. Приложение № 1 
 | Решают примеры. Находят правильный ответ. Устанавливают правильность порядка карточек. Ставят себе количество полученных баллов. | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; уметь задавать вопросы; уметь контролировать действия партнера; уметь использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять итоговый контроль по результату; 
 
 
 | 
  | 4 | Перфокарты. | Запись десятичных дробей мы вспомнили. Теперь давайте вспомним сравнение. Какие знаки сравнения вы знаете ( ,  На листе бумаги вы пишите только знак сравнения. Задание выполняете на время.   Приложение № 2 
 На доске таблица проверки. Давайте проговорим ответы, которые вы получили. Поставьте себе нужное количество баллов. 
 | Решают на своих карточках. Выполняют взаимопроверку. Выставляют балл, который поставил сосед по парте. | уметь задавать вопросы; уметь контролировать действия партнера; уметь использовать речь для регуляции своего действия; 
 осуществлять итоговый контроль по результату; 
 | 
  | 5 | Игра «Лото». | Приложение № 3.   
 На доске таблица проверки. Проверьте сами и поставьте себе нужное количество баллов.   | Решают на своих карточках. Выполняют проверку. Выставляют балл, который поставил сосед по парте. | осуществлять итоговый контроль по результату; 
 | 
  | 6 | Физминутка. | Приложение № 4 | Выполняют физминутка. | 
 | 
  | 7 | Игра «Да – нет». | Приложение № 5   
 Возьмите лист бумаги, в котором две колонки, «да» и «нет». Если вы согласны с моим ответом, то в колонке «да» ставите крестик. Если нет, то крестик ставите, в колонке «нет». Каждому примеру соответствует одна строка.   Учитель выполняет моментальную проверку сразу же, выполняя проколы правильных ответов. | Решают и ставят крестики в строке соответственно тому согласны они с ответом учителя или нет. Считают свои правильные ответы. | осуществлять итоговый контроль по результату; 
 | 
  | 8 | Тренажер. Новые способы действий. | Сегодня на уроке мне хотелось бы дать вам что-то новое. Хочу спросить, знаете ли вы как легко умножить десятичную дробь на 5. 4,4•5 = 4,4•10:2 = 22 Это верно так как 5 = 10 : 2 6,6•5 = 6,6•10:2 = 33. Возьмите листок под №6 и после знака = напишите правильный ответ.   
 Приложение № 6   Каждое число, которое вы нашли, соответствует № буквы русского алфавита. Алфавит с нумерацией у вас на столе. Прочтите слово, которое вы получили. (Полученное слово Умница) | Слушают объяснение учителя. Выполняют заданные примеры. Получают нужный ответ. Выставляют полученное количество баллов. | уметь использовать речь для регуляции своего действия; 
 уметь использовать речь для регуляции своего действия; 
 планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;   
 осуществлять итоговый контроль по результату; 
 | 
  | 9 | Итог урока. Рефлексия. | •Почему дроби, с которыми мы сегодня работали, называются десятичными? •Как сложить, или вычесть десятичные дроби? •Как умножить, или разделить   десятичные дроби? •Как умножить на 10, 100…? •Как разделить на 10, 100…? 
 | Отвечают на вопросы учителя. | 
 | 
  | 10 | Домашнее задание | Тест | Записывают задание   | 
 | 
  | 11 | Выставление оценок. | Посчитайте количество баллов, которое вы получили. Если у вас от 32 до 30 вы ставите оценку 5. Если у вас от 29 до 24 вы ставите оценку 4. Если у вас от 23 до – вы ставите оценку 3. 
 Молодцы ребята! Спасибо за урок. 
 | Подсчитывают баллы. | адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять итоговый контроль по результату; 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Конспект открытого урока математики в 5 классе.
  Урок – игра по теме «Десятичные дроби».
  Учитель математики 1 квалификационной категории  
  МОУ «СОШ с Липовка» Евсеева Е. М.
 
 
 Цель:  
  -  Систематизировать знания и создать целостную картину знаний десятичных дробей. 
-  Помочь учащимся от знаний отдельных действий перейти к их обобщению. 
-  Научить детей применять свои знания в жизни. 
 
 Задачи:
  -  Вызвать интерес к изученному, используя дополнительные средства обучения. 
-  Дать расширенное представление о десятичных дробях и действий над ними. 
-  Закрепить умение работы с десятичными дробями. 
-  Развить умения: 
 -  Конкретизировать и обобщать математический материал. 
-  Сопоставлять и анализировать необходимость десятичных дробей. 
-  Творчески подойти к выполнению заданий. 
-  Правильно использовать правила действий с десятичными дробями. 
 -  Воспитывать интерес к математике как к науке. Показать, что математика не такой уж и сложный предмет. 
 
 Тип урока: урок – игра.
 
 
 Формы и методы работы:
 
 
 Фронтальный опрос.
 Работа с учебником.
 Применение ТСО.
 Словесный метод обучения.
 Беседа, повествование.
 Физминутка.
 Работа в тетрадях.
 Игра.
 Наглядный метод.
 Индивидуальный устный опрос.
 Индивидуальный письменный опрос.
 Фронтальный письменный опрос.
 Работа в подгруппах.
 Выполнение творческих заданий.
 Самопроверка.
 Самооценка.
 Работа с тестами.
 Умение анализировать и делать выводы.
 Связь предмета с другими науками.
 
 
 Оборудование: Игра «Домино», «Да-нет», «Лото», перфокарты, тренажер, таблицы проверки, листок баллов, графопроектор, экран к графопроектору.
 
 
 
 
 На доске записана тема: Десятичные дроби.
 
 
  Ход урока:
  -  Организационный момент. 
 
 Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сядьте ровно, руки положите на парту. У вас на столе лежит листок ответов. За каждый свой правильный ответ вы будете ставить себе 1 балл. Если из 10 примеров вы сделаете восемь, то восемь баллов и т. д.  
  Оценивать себя вы будете сами или ваш сосед, надеюсь, что оценивать вы будете честно. По итогам будет выставлена оценка. На уроке мы будем играть в разные игры.
 
 
  -  Сообщение темы и цели урока. 
 
  – Давайте вспомним, над какой темой вы работали последнее время на уроках (десятичные дроби). Это и будет темой нашего урока.
  – Скажите, чем отличается обыкновенная дробь от десятичной? (знаменатель десятичной дроби 10, 100…)
  – Чем заменяется дробная черта? (частным)
  – Какие действия можно выполнять с десятичными дробями?  
 
 
  -  Игра «Домино» 
 
 
 
 Я предлагаю вам сыграть в игру « Домино», где левая часть это ответ, записанный в виде десятичной дроби, а правая часть это частное. Проговаривайте свой ответ.
 
 
               | 37,2 | 785:1000 | 
 | 2,44 | 64:1000 |   | 0,064 | 372:10 | 
 | 0,785 | 569:100 | 
  | 
 | 
  | 12,5 | 244:100 | 
 | 8,36 | 125:10 | 
 | 1,2 | 185:100 | 
 | 5,69 | 605:10 | 
 
 
 
  
 
  -  Перфокарты. 
 
 Запись десятичных дробей мы вспомнили. Теперь давайте вспомним сравнение. Какие знаки сравнения вы знаете ( , 
 На листе бумаги вы пишите только знак сравнения. Задание выполняете на время.  
 
 
 
 
 
 
      | 3,11 | 
 | 3,013 | 
  | 5,645 | 5,7 | 
  | 0,2 | 0,201 | 
  | 4,9 | 4,899 | 
  | 6,68 | 6,711 | 
  | 1,1 | 1,099 | 
  | 0,0067 | 0,067 | 
  | 5,108 | 15,108 | 
  | 2,078 | 2,088 | 
  | 9,037 | 9,17 | 
 
 
 
 
 
 На доске таблица проверки. Давайте проговорим ответы, которые вы получили. Поставьте себе нужное количество баллов.
 
 
 
 
 
 
  -  Игра «Лото». 
 
 Следующий этап нашей работы игра «Лото» по теме сложение десятичных дробей.
  – Как сложить две десятичные дроби?
 Теперь вы должны наложить правильный ответ на пример. Задание выполняется на время.  
 
 
 
 
      | 
 3,5 + 1,25 
 | 
 16,8 + 12,62 | 
 1,2 + 2,3 | 
  | 
 1,34 + 12,7   
 | 
 1,5 + 2,7 | 
 46,3 + 13,9 | 
  | 
 4,21 + 3,12 
 | 
 4,3 + 12,5 | 
 42,1 + 5,9 | 
 
 
 
 (Отдельно карточки с ответами, которые ребята должны наложить на нужный пример). На доске таблица проверки. Проверьте себя и поставьте себе правильное количество баллов.
  – Проговорите еще раз правило сложения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  -  Физминутка. 
 
 Раз – поднялись, подтянулись
 Два – согнулись, разогнулись
 Три – в ладоши три хлопка
 Головою три кивка. (повторить два раза)
 
 
 
 
  -  Игра «Да – нет». 
 
  Вы изучили умножение и деление десятичных дробей на натуральное число. В данном задании вам будет необходимо правило умножения и деления на 10, 100…
  Давайте вспомним эти правила. Сначала умножение, а потом деление. Хорошо, а теперь давайте проверим, умеете ли вы это делать. Возьмите лист бумаги, в котором две колонки, да и нет. Если вы согласны с моим ответом, то в колонке да ставите крестик. Если нет, то крестик ставите, в колонке нет. Каждому примеру соответствует одна строка.
  -  394,2:10 = 3,942 (нет) 
-  82,44·10 = 824,4 (да) 
-  177,1:100 = 1,771 (да) 
-  3,925·100 = 3925 (нет) 
-  3748:1000 = 3,748 (да) 
-  5,98·100 = 598 (да) 
-  357,5:10 = 3575 (нет) 
-  4,28·10 = 42,8 (да) 
 
 А теперь давайте проверим. (Учитель заранее приготовил таблицу с ответами. Прокалывает правильные ответы.) Если мой прокол совпал с вашим ответов ,значит это правильный ответ. В листке ответов поставьте себе нужное количество баллов.
 
 
      | № п./п. | да | нет | 
  | 1 | 
 | * | 
  | 2 | * | 
 | 
  | 3 | * | 
 | 
  | 4 | 
 | * | 
  | 5 | * | 
 | 
  | 6 | * | 
 | 
  | 7 | 
 | * | 
  | 8 | * | 
 | 
 
 
 
 
 
  -  Тренажер. 
 
 Сегодня на уроке мне хотелось бы дать вам что-то новое. Хочу спросить, знаете ли вы как легко умножить десятичную дробь на 5.
 4,4·5 = 4,4·10:2 = 22 Это верно так как 5 = 10 : 2
 6,6·5 = 6,6·10:2 = 33.
 Возьмите листок под №6 и после знака = напишите правильный ответ.
 4,2·5 =  
 2,8·5 =
 7,5·2 =
 0,2·50 =
 4,8·5 =  
 0,25·4 =
 
 
 Каждое число, которое вы нашли, соответствует № буквы русского алфавита. Алфавит с нумерацией у вас на столе. Прочтите слово, которое вы получили. (Полученное слово Умница)
 
 
 
 
  -  Итог урока. 
 
  -  Почему дроби, с которыми мы сегодня работали, называются десятичными? 
-  Как сложить, или вычесть десятичные дроби? 
-  Как умножить, или разделить десятичные дроби? 
-  Как умножить на 10, 100…? 
-  Как разделить на 10, 100…? 
 
 
 
  -  Выставление оценок. 
 
 Посчитайте количество баллов, которое вы получили.
 Если у вас от 32 до 30 вы ставите оценку 5.
 Если у вас от 29 до 24 вы ставите оценку 4.
 Если у вас от 23 до – вы ставите оценку 3.
 
 
 Молодцы ребята! Спасибо за урок.