Конспект урока-обобщения на тему "Десятичные дроби. Действия над десятичными дробями"
Конспект урока-обобщения на тему "Десятичные дроби. Действия над десятичными дробями"
Данная разработка урока предназначена как урок-обобщение по главе «Действия над десятичными дробями». Её можно использовать как в 5 классах, так и в 6 классах. Урок проводится в игровой форме.
Десятичные дроби. Действия над десятичными дробями. (урок-обобщение)
Цель:
Отработка умений и навыков сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей на натуральные числа и на десятичную дробь
Создание условий для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать и обобщать
Привить познавательный интерес к предмету и выработать уверенность в своих силах
ПЛАН УРОКА:
1. Организационная часть.
2. Обзор правил выполнения арифметических действий с десятичными дробями.
3. Тема и цель нашего урока .
4. Игра «К заветному флажку!»
5. Игра «Числовая мельница».
6. Лирическое отступление.
7. Проверочная работа.
8. Игра «Шифровка» (работа в парах)
9. Подведение итогов.
10. Домашнее задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
г. Хромтау Актюбинской области Республика Казахстан
Данная разработка урока предназначена как урок-обобщение по главе «Действия над десятичными дробями». Её можно использовать как в 5 классах, так и в 6 классах. Урок проводится в игровой форме.
Десятичные дроби. Действия над десятичными дробями. (урок-обобщение)
Цель:
Отработка умений и навыков сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей на натуральные числа и на десятичную дробь
Создание условий для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать и обобщать
Привить познавательный интерес к предмету и выработать уверенность в своих силах
ПЛАН УРОКА:
1. Организационная часть.
2. Обзор правил выполнения арифметических действий с десятичными дробями.
При сложении и вычитании натуральные числа записывают как десятичную дробь с десятичными знаками, равными нулю
Правило умножения десятичных дробей:
1) не обращая внимания на запятую, умножить числа;
2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа налево, сколько их отделено запятой в десятичных дробях.
При умножении десятичной дроби на разрядные единицы (10, 100, 1000 и т.п.) запятая переносится вправо на столько чисел, сколько нулей в разрядной единице
4
17,25 · 4 = 69
х1 7,2 5
4
6 9,0 0
15,256 · 100 = 1525,6
,5 · 0,52 = 2,35
х 0,5 2
4,5
+ 2 7 0
2 0 8__
2,3 5 0
При умножении натуральные числа записывают как натуральные числа.
Правило деления десятичных дробей на натуральное число:
1) разделить целую часть делимого, поставить в частном запятую;
2) продолжить деление.
При делении к остатку сносим только по одному числу из делимого.
Если в процессе деления десятичной дроби останется остаток, то приписав к нему нужное число нулей, продолжим деление до тех пор, пока в остатке не получится нуль.
П
15,256 : 100 = 0,15256
0,25 : 1000 = 0,00025
ри делении десятичной дроби на разрядные единицы (10, 100, 1000 и т.п.) запятая переносится влево на столько чисел, сколько нулей в разрядной единице.
18,4 : 8 = 2,3
_18,4 І_8_
16 2,3
_ 2 4
2 4
0
22,2 : 25 = 0,88
_22,2 І_25_
0 0,888
_22 2
20 0
_2 20
2 00
_200
200
0
3,56 : 4 = 0,89
_3,56 І_4_
0 0,89
_3 5
3 2
_36
36
0
При делении натуральные числа записывают как натуральные числа.
Правило деления десятичных дробей на десятичную дробь:
1) перенесём запятую в делителе вправо так, чтобы получилось натуральное число;
2) запятую в делимом перенесём вправо настолько чисел, насколько перенесли в делителе;
3) производим деление десятичной дроби на натуральное число.
3,76 : 0,4 = 9, 4
_3,7,6 І_0,4,_
3 6 9, 4
_ 1 6
1 6
0
Игра «К заветному флажку!»
Правила игры: Из каждой команды к доске вызываются по одному ученику, которые производят устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх - к заветному флажку. Учащиеся на местах устно проверяют результаты своих игроков. При неправильном ответе к доске выходит другой член команды, чтобы продолжить решение заданий. Вызывают для работы у доски учеников капитаны команд. Выигрывает та команда, которая при наименьшем количестве учащихся первой достигнет флажка.
Игра «Числовая мельница»
Правила игры: В кружках мельницы записаны числа. На стрелках, соединяющих кружки, указаны действия. Задание состоит в том, чтобы выполнить последовательно действия, продвигаясь по стрелке от центра к внешней окружности. Выполняя последовательно действия по указанному маршруту, вы найдете ответ в одном из кружков внизу. Результат выполнения действий по каждой стрелке записывается в овале рядом.
Лирическое отступление.
Стихотворение Лифшица «Три десятых»
Это кто
Из портфеля
Швыряет в досаде
Ненавистный задачник,
Пенал и тетради
И суёт свой дневник.
Не краснея при этом,
Под дубовый буфет.
Чтоб лежал под буфетом?..
Познакомьтесь, пожалуйста:
Костя Жигалин.
Жертва вечных придирок, —
Он снова провален.
И шипит,
На растрёпанный
Глядя задачник:
Просто мне не везёт!
- Просто я неудачник!
В чём причина
Обиды его и досады?
Что ответ не сошёлся
Лишь на три десятых.
Это сущий пустяк!
И к нему, безусловно,
Придирается
Строгая
Марья Петровна.
Три десятых...
Скажи про такую ошибку —
И, пожалуй, на лицах
Увидишь улыбку.
Три десятых...
И всё же об этой ошибке
Я прошу вас
Послушать меня
Без улыбки.
Если б, строя ваш дом.
Тот, в котором живёте.
Архитектор
Немножко
Ошибся
В расчёте, —
Что б случилось.
Ты, знаешь ли, Костя Жигалин?
Этот дом
Превратился бы
В груду развалин!
Ты вступаешь на мост.
Он надёжен и прочен.
А не будь инженер
В чертежах своих точен, —
Ты бы, Костя,
Свалившись
в холодную реку,
Не сказал бы спасибо
Тому человеку!
Вот турбина.
В ней вал
Токарями расточен.
Если б токарь
В работе
Не очень был точен, —
Совершилось бы, Костя,
Большое несчастье:
Разнесло бы турбину
На мелкие части!
Три десятых —
И стены
Возводятся
Косо!
Три десятых —
И рухнут
Вагоны
С откоса!
Ошибись
Только на три десятых
Аптека, —
Станет ядом лекарство,
Убьёт человека!
Мы громили и гнали
Фашистскую банду.
Твой отец подавал
Батарее команду.
Ошибись он прилетом
Хоть на три десятых, —
Не настигли б снаряды
Фашистов проклятых.
Ты подумай об этом,
Мой друг, хладнокровно
И скажи.
Не права ль была
Марья Петровна?
Если честно
Подумаешь, Костя, об этом.
То недолго лежать
Дневнику под буфетом!
Проверочная работа по теме «Десятичные дроби» (математика -5)
На экране последовательно появятся 9 слайдов. Учащиеся в тетрадях записывают номер варианта и ответы на вопрос. Например, Вариант 2
1. С; 2. А; и т.п.
ВОПРОС 1
Вариант 1
При умножении десятичной дроби на 100, нужно в этой дроби перенести запятую:
А. влево на 2 цифры; В. вправо на 2 цифры; С. не менять место запятой.
Вариант 2
При умножении десятичной дроби на 10, нужно в этой дроби перенести запятую:
А. вправо на 1 цифру; В. влево на 1 цифру; С. не менять место запятой.
ВОПРОС 2
Вариант 1
Сумма 6,27+6,27+6,27+6,27+6,27 в виде произведения записывается так:
А. 6,27 · 5; В. 6,27 · 6,27; С. 6,27 · 4.
Вариант 2
Сумма 9,43+9,43+9,43+9,43 в виде произведения записывается так:
А. 9,43 · 9,43; В. 6 · 9,43; С. 9,43 · 4.
ВОПРОС 3
Вариант 1
В произведении 72,43· 18 после запятой будет:
А. 1 цифра; В. 3 цифры; С. 2 цифры.
Вариант 2
В произведении 12,453· 35 после запятой будет:
А. 2 цифры; В. 0 цифр; С. 3 цифры.
ВОПРОС 4
Вариант 1
В частном 76,4 : 2 после запятой будет:
А. 2 цифры; В. 0 цифр; С. 1 цифра.
Вариант 2
В частном 95,4 : 6 после запятой будет:
А. 1 цифра; В. 3 цифры; С. 2 цифры.
ВОПРОС 5
Вариант 1
Найти значение выражения 34,5 : х + 0,65· у, при х=10 у=100:
А. 35,15; В. 68,45; С. 9,95.
Вариант 2
Найти значение выражения 4,9 · х +525:у, при х=100 у=1000:
А. 4905,25; В. 529,9; С. 490,525.
ВОПРОС 6
Вариант 1
Площадь прямоугольника со сторонами 0,25 и 12 см равна
А. 3; В. 0,3; С. 30.
Вариант 2
Площадь прямоугольника со сторонами 0,5 и 36 см равна
А. 1,8; В. 18; С. 0,18.
ВОПРОС 7
Вариант 1
Из школы одновременно в противоположные стороны вышли два ученика. Скорость первого ученика 3,6 км\ч, скорость второго – 2,56 км\ч. Через 3 часа расстояние между ними будет равно:
А. 6,84 км; В. 18,48 км; С. 3,12 км
Вариант 2
Из школы одновременно в противоположные стороны выехали два велосипедиста. Скорость первого 11,6 км\ч, скорость второго – 13,06 км\ч. Через 4 часа расстояние между ними будет равно:
А. 5,84 км; В. 100,8 км; С. 98,64 км
Вариант 1
В
А
С
С
В
А
В
Вариант 2
А
С
С
А
С
В
С
Проверьте свои ответы. Поставьте «+» за правильный ответ и «-» за неправильный ответ.
Игра «Шифровка»
Правила игры: На каждую парту раздаётся по карточке с заданием, имеющим код-букву. Выполнив действия и получив результат, записываете код-букву вашей карточки под числом, соответствующим вашему ответу.