-
Организационный момент.
Перед тем, как начать урок, мне хотелось бы предложить вам разгадать следующие анаграммы. И попытаться определить тему сегодняшнего урока, а затем каждому для себя определить, насколько важна для вас эта тема.
ВОВЕНРАСТНЕ (неравенство)
ОБСПСО (способ)
ГКРИАФ (график)
ЕШЕРНИЕ ( решение)
Ученики пытаются сформулировать тему урока:
«Графический способ решения неравенств» и дать ответ, почему для них важна эта тема.
-
Актуализация знаний.
Да, ребята, мы с вами освоили некоторые способы решения неравенств, но решение их с помощью графиков имеет особую привлекательность. В чем она? Приведу такой пример: любой географ или человек увлекающийся географией, имея перед собой физическую карту полушарий, может без особой подготовки, глядя на любое место нашей планеты, составить о нем небольшой рассказ. Характер цветовой гаммы и тонкие замкнутые линии подскажут – находимся ли мы в пустынной, гористой местности или край, куда мы попали богат лесами и лугами, есть ли здесь реки и текут они спокойно или несутся бурным потоком. Широта, в которой находится местность, ее близость или отдаленность от океана позволит составить представление о климате, о возможных представителях флоры и фауны и т.д.
Вот также и математик, или человек увлеченный математикой, имея перед собой всего лишь график функции (какую-то линию), может рассказать о ней многое и решить не одну интереснейшую задачу.
Кстати о линии –у поэта Евгения Винокурова есть стихотворение «Ода линии»:
Я более скажу: и нет
На свете ничего важней,
Чем линия, - любой предмет
Предметом делается с ней.
Беру перо: вмиг создана
Фигура росчерком одним
Я славлю линию! Она
Живое делает живым…
И наша задача – с помощью линий, а точнее, графиков функций, по иному взглянуть на графический способ решения неравенств.
Для этого выполним небольшую разминку:
Найдем с помощью графиков область определения функций (вспомним: что такое область определения) – слайды №2-8. (идет разъяснительная при необходимости работа): итогом этапа актуализации знаний является промежуточный контроль с последующей взаимопроверкой и оценкой степени владения материалом.( Приложение №1)
-
Изучение нового.
Следующая учебная задача, которую нам предстоит решить, связана с нахождением «общей» области определения двух функций: слайд10-14, с промежуточным контролем и оценкой степени овладения материалом. (Приложение№2)
и непосредственно с решением неравенств – слайд№16.
При разборе слайда 16 делаем вывод: чем выше график функции, тем большее значение она принимает; чем ниже график функции, тем меньшее значение она принимает.
А теперь, используя памятку, решим несколько неравенств – слайд №18-20
с последующим контролем и самооценкой.
Проводится проверка заданий- слайд 21.
Предлагаю решить вам следующее неравенство
В чём вы видите отличие этого неравенства от тех, которые мы решали? ( в предыдущих неравенствах функции заданы неявно!)
Что нам необходимо сделать, чтобы решить это неравенство? (построить графики функций; указывают - каких). Построим графики названных функций и решим поставленную задачу. (идёт параллельно решение и в тетрадях и на доске)
Итог урока:
-
Ребята, сможете ли вы сказать, чему научились на этом уроке? Считаете ли изученный способ полезным?
-
в сборнике тестовых заданий мы решали с помощью графиков неравенства, которые можно решитьи сегодняшним способом. В этом мы убедимся на следующем уроке.( задается домашнее задание : Сборник заданий для подготовки к ГИА№ 4.23(2),Работа №9 (вариант1)
«ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ
НЕРАВЕНСТВ»
ПРЕДМЕТ: АЛГЕБРА
КЛАСС: 9
ВИД УРОКА: УРОК ОБОБЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ
СОСТАВИТЕЛЬ: ИВАНИЦКАЯ И.В.,
учитель 2 квалификационной категории
Х. МИХАЙЛОВКА
2009/2010 уч.г.
ЦЕЛИ:
Создать условия психологически комфортного пребывания детей на уроке через успешность, достигнутую при выполнении поставленных учебных задач; подготовить условия для получения дополнительного способа решения неравенств.
ЗАДАЧИ:
-
ОБУЧАЮЩИЕ: Формировать общеучебные навыки: высказывать суждения в виде алгоритмических мыслей, выделять причинно-следственные связи.
- < > Развивать мыслительную деятельность, внимание; умение анализировать, обобщать, наблюдать, сравнивать;< > Воспитывать трудолюбие, точность и чёткость при ответе; познавательный интерес к предмету путем введения ИК технологии
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийный проектор, авторская презентация, раздаточно-оценочный материал.