Урок проводится в 7 классе общеобразовательной школы. Этот урок последний- обобщающий. Н а этом уроке идет повторение, обобщение, оценка, коррекция знаний, умений и навыков и закрепление пройденного. Тема доступна для изучения, как правило ,учащиеся хорошо запоминают формулы и используют их на практике. Концепция этого урока: способствовать закреплению формул и формированию автоматизированных навыков и умений по их применению. Использую: учебник, наглядные пособия, раздаточный материал. Формы обучения групповые, общеклассные и индивидуальные. Методы обучения словесные, репродуктивные, дедуктивные, практические, метод самостоятельной работы .Методы контроля: устный, индивидуальный, фронтальный и письменный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ" »
« У математики существует свой язык – это формулы. »
С. Ковалевская
ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ
7 класс
Цели:
1. Обобщить и систематизировать материал по данной теме, провести пропедевтическую работу по теме «Квадратные уравнения».
2. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
3. Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность; выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища; повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них положительный мотив учения.
Содержание темы. Данная тема по программе 7 класса любого .
Тип урока. Урок обобщения и систематизации с дидактической игрой «Крестики - нолики».
Организационные формы общения. Групповая, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Структура урока:
1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели (игровой замысел).
2. Сообщение правил игры.
3. Входной контроль- игровые действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.
4. Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандарта с переходом на более высокий уровень.
5. Итог игры, подведение итогов урока.
6. Творческое домашнее задание.
7. Рефлексия.
Ход урока
I. Мотивационная беседа с учащимися (желательно пропедевтической направленности).
Учитель. 13 лет - время, когда уже пора всерьез задуматься над вопросом, который вы хорошо знаете еще по знаменитым строчкам В. В. Маяковского: «У меня растут года, будет и 17. Где работать мне тогда, чем заниматься?». Конечно, поэт был прав, когда говорил: «Все работы хороши, выбирай на вкус!». А каков ваш вкус? Что вас более всего привлекает? История? Химия? Литература? Математика? Не торопитесь принимать окончательного решения, но думать о нем уже пора. И не только думать. Важно попробовать себя в разных направлениях. Скажу прямо, как бы не были хороши советы, а решать придется вам самим. Но хорошее решение может быть принято только на основе знаний. А для этого надо испытать себя. И здесь математика имеет значительные преимущества перед другими предметами. Усердное изучение математики, систематические занятия учат правильно рассуждать, принимать обоснованные решения, защищать и отстаивать свое мнение, развивают внимание, память, воображение. Все это делает человека подлинно культурным и образованным. Всегда считала, что люди творческие - наиболее образованные, а мне хочется, чтобы вы были именно такими.
П. Сообщение правил игры.
Правила игры: класс разбивается на 2 команды, которые решают задачи. С помощью жребия выбирается код команды -«крестик» или «нолик». Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков. Команда, которая с очередным заданием справилась быстрее, имеет право выбора следующего конкурса. Непременное условие игры - начинать с конкурса «Вспомни».
Оформление: на доске расположена таблица с названием конкурсов, каждая графа которой содержит определенное задание.
Вспомни
!
Лабиринт
Графический диктант
Спринт
SOS
Кроссворд
Т
*
Если команда выиграла конкурс, то в таблице вместо названия конкурса проставляется код команды - «крестик» или «нолик», так участники могут следить за ходом игры.
III. Актуализация опорных знаний.
Входной контроль.
Конкурс «Вспомни». Каждой команде предлагается:
повторить формулы сокращенного умножения.
IV. Игровые действия.
Следующие конкурсы проходят в таком порядке, в каком их выбирают команды, проставляя в таблице соответственно «крестик» или «нолик», поэтому структура урока может измениться в рамках игровых действий.
Конкурс «Т». Каждой команде предлагается ответить на тест.
Конкурс «SOS». В этом конкурсе каждой команде предлагается выяснить следующее:
1. Являются ли формулы сокращенного умножения тождествами, почему?
2. Доказать тождества:
(-а - Ь)2 - (а + b)2;
(a – b)2 = (b -а)2.
Конкурс «!».
Каждой команде предлагается решить уравнения:
х2 + 2х + 1 = 0;
4х2 - 2х + 1 = 0;
х2- 25 = 0;
х3+ 3х2 + 3х + 1 = 0;
х3- 27 =0.
Конкурс «Спринт».
Каждой команде предлагается разложить многочлены на множители:
1. (c + 5)c2 – (c + 5)2c + (c + 5);
2. x2(x – 3) – 2x(x – 3) + (x + 3);
3. 0,5a2 – ab + 0,5b2;
4. 0,5a2 + ab +0,5b2.
Конкурс «Лабиринт » Каждой команде предлагается пройти по математическому лабиринту
Конкурс « * ». Каждой команде предлагается вставить пропущенное выражение
Конкурс «Графический диктант» Каждой команде предлагается выполнить математический диктант
Конкурс «Кроссворд»
V. Итог урока.
Подводится итог игры, определяются победители, они и получают высший балл на уроке, а другая команда - на балл ниже. Учителю дается право оценить индивидуально нескольких учащихся в зависимости от активности на уроке.
VI.Домашнее задание.
В качестве дополнения к домашнему заданию, которое дано в процессе урока, можно предложить не менее творческую работу, например: составить самостоятельно сценарий игры с соседом по парте, придумав новые конкурсы.
VII.Рефлексия.
В конце урока обязательно провести беседу с учащимися, в которой выяснить, что нового они узнали на уроке, в чем затрудняются
Заполнение анкеты.
Что в изучении темы “Формулы сокращенного умножения”:
заинтересовало __________________________
вызвало затруднения __________________________
хочется узнать глубже __________________________
Материалы к уроку
Конкурс «*»
На доске записаны примеры вместе с формулами. Вместо пустых квадратов вставить нужное выражение.
_2 –b2=(a-_)(a+_)
(a+_)2 =_2 +2_b+b2
(a-_)2 =_2 –2_b+b2
(m-_)2 =m2 -20bm+_2
(5+_)2 =_ +_+81
472 -372 =(47-_)(_+37)
(3x+_)2 =9x2 +_+4y2
(_+a)(2b-_)=4b2 -_
542 – 442 = (_-44)(_+_)
(a2 +_)(_-b3)= _-_
Графический диктант.
Учащиеся отвечают на предложенные вопросы “да” или “нет”. При ответе “да” они рисуют в тетради отрезок, а при ответе “нет” - уголок. Каждый последующий ответ пририсовывается к предыдущему.
Выражение, представляющее собой сумму одночленов – многочлен.
Выражение - одночлен в стандартном виде.
Одночлены с одинаковой буквенной частью – подобные одночлены.
В выражении число “7” - степень.
Квадрат двучлена равен
Выражение представляет собой квадрат разности.
Любой многочлен можно записать в стандартном виде.
- куб суммы.
Выражение не зависит от x.
Ребята обмениваются тетрадями и проверяют правильность ответов, сравнивая полученную кривую с кривой, изображенной на доске, и оценивают работу друг друга в баллах: один балл – один верный ответ.
II. КРОССВОРД
По горизонтали:
3. Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких множителей.
4.Выражение, представляющее собой сумму одночленов.
5. Слагаемые, имеющие одну и ту же буквенную часть.
6. Числовой множитель у одночленов.
По вертикали:
1. Свойство умножения, используемое при умножении одночлена на многочлен.
2. Способ разложения многочлена на множители.
7. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.
ИГРА “ЛАБИРИНТ”
Класс делится на пять команд. Каждая из команд получает карточку с заданием. Выполнив его, она находит ответ на листе № 1, выполняет указанное действие, находит ответ на листе № 2 и т. д. Выигрывает та команда, которая первой выйдет из лабиринта, получив верный ответ.