kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Формулы сокращенного умножения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Формулы сокращенного умножения"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Формулы сокращенного умножения"»

Урок  алгебры в 7 классе.

                                     «У математиков существует свой язык - формулы»

                                       С.Ковалевская.

Тема урока: «Формулы сокращенного умножения»

Цели урока: Формирование и развитие УУД.


Задачи:

Изучить и закрепить на практике формулы сокращенного умножения..

- образовательные (формирование познавательных УУД):

создание условий для усвоения учащимися формул сокращенного умножения, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения формул на практике.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность, оценивать себя и своих товарищей

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Планируемые образовательные результаты УУД:

Личностные УУД: формируется мировоззрение, смыслообразование.                                                    

Регулятивные УУДВыбирают и принимают цель, составляют план, проводят самоконтроль, самооценку, соотносят свои знания с той учебной информацией, которую нужно усвоить; высказывают личное предположение.

Коммуникативные УУД:   Проводят взаимоконтроль, взаимопроверку, распределение обязанностей в группе, умеют слушать, выступать, рецензировать, писать текст (решение) выступления,умеют оценить изменение своего эмоционального состояния.

Познавательные УУД:   Сравнивают , обобщают, конкретизируют, анализируют; добывают новые знания, составляют схемы определения понятия, подводят под понятие; ставят и решают проблемы при составлении задачи.

 Предметные результаты: умеют  применять формулы сокращенного умножения для преобразования произведения в многочлен (слева направо), используя понятия: квадрат суммы, квадрат разности;



Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Мотивационная часть . Вступительное слово учителя

Ребята, прочитайте следующую фразу:

Эпиграфом к  уроку я выбрала слова Софьи Ковалевской «У математиков существует свой язык - формулы».


А с какими формулами вы познакомились на предыдущих уроках?

Запишем тему урока и дату урока.

А для чего они нужны?


 Формулы сокращенного умножения имеют широкое применение в математике, особенно в старших классах, задания на применение формул сокращенного умножения есть и на ОГЭ. Их используют при решении уравнений, раскрытии скобок, разложении многочленов на множители, нахождении значений выражений.

Наша цель – обобщить и систематизировать знания по теме «Формулы сокращенного умножения», показать знание этих формул и умение применять их в различных математических ситуациях.  А напутствием к уроку нам будут слова академика Александрова Александра Даниловича: «Мне бы хотелось, чтобы слово «формула» не означало для вас «формальность», чтобы вы творчески подходили к применению их на практике».

2. Актуализация полученных знаний.


а)А сейчас мы начнем наш путь с повторения формул и правил. На доске записана левая часть формулы, нужно продолжить формулу, назвать её и рассказать правило.


(а + в) 2 = а2 + 2ав + в2
квадрат суммы двух выражений

Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения.

(а  – в) 2 = а2 – 2ав + в2
квадрат разности двух выражений

Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения.

а2 – в2 = (а – в)(а + в)

разность квадратов двух выражений

Разность квадратов двух выражений равна произведению их разности на их сумму.

а3 + в3 = (а + в)(а2 – ав + в2)
сумма кубов двух выражений

Сумма кубов двух выражений равна произведению суммы этих выражений на неполный квадрат их разности.

а3 – в3 = (а – в)(а2 + ав + в2)
разность кубов двух выражений

Разность кубов двух выражений равна произведению разности этих выражений на неполный квадрат их суммы.


б) Устная работа: Прочитайте выражение.

в) Реши сам. (устно)

3)Обобщение и систематизация знаний.

ЗАДАНИЕ №1: Тест – соответствие (работа в парах). Расшифровка. Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом:  («5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки)


№ формулы

формула

№ ответа

ответ

буква

1

(x+3)²

1

4x²-9

О

2

x²-16

2

16x²-40xy+25y²

А

3

(2x-3)(2x+3)

3

(x-4)(x+4)

И

4

81-18x+x²

4

(3y+6x)²

Т

5

(4x-5y)²

5

x²+6x+9

Д

6

25x²-49y²

6

(9-x)²

Ф

7

9y²+36yx+36x²

7

(5x-7y)(5x+7y)

Н

Каждый ученик получает карточку, выполняет задание, получает соответствия:
1→5(Д), 2→3(И), 3→1(О), 4→6(Ф), 5→2(А), 6→7(Н), 7→4(Т).

Молодцы ребята, вы получили имя великого математика.  Показываю его портрет.
Историческая справка: рассказ ученика. Очень давно, в Древней Греции жили и работали замечательные ученые-математики, которые всю свою жизнь отдали служению науке. В то время, все алгебраические утверждения выражали в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел-с объемом и т.д.

Первым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям был древнегреческий ученый-математик, живший в 3 веке до нашей эры Диофант. Появились формулы, которые стали называться формулами сокращенного умножения.

Задание №2: Применение ФСУ для быстрого вычисления:

 Вы знаете, что при помощи формул сокращённого умножения  можно производить вычисления в уме. Например:

        312= (30+1)2=900+60+1=961

        292=(30-1)2=900-60+1=841

        31·29=(30+1)(30-1)=900-1=899

119·121=(120-1)(120+1)=14400-1=14399

852= 7225; 452 =2025 ; 1152 = 13225



4)Контроль знаний.

Для того чтобы  было легче обобщить все полученные знания по теме, мы с вами сейчас покажем свои знания, умения и навыки. Сейчас мы покажем уровень усвоения ФСУ, проконтролируем и оценить свои знания.


Тест  «Формулы сокращенного умножения».  1 вариант

Примените формулы сокращенного умножения и выберите правильный ответ.

1.  (2х+5)2

 Ответы:           а) 4х2+25;      б) 4х2+10х+25;       в) 4х2+20х+25.

 

2.  25х2-16

Ответы:            а) (4-5х)(4+5х);    б) (5х-4)(4+5х);    в) 5х2-4.

   

3.  (9-а)(а+9)

Ответы:             а) 81-а2;              б) а2-81;            в) а2+81.

4.  8-а3 с3

Ответы:   а) (2-ас)(4+4ас+а2с2)      б) (2+ас)(4+4ас+а2с2)      в) (2-ас)(4+2ас+а2с2)

 

5.  (20-1)2

 Ответы:         а)  399             б)  421           в) 361

6. 752

Ответы:     а) 4225       б) 6325     в)5625

Таблица ответов.

Тест  «Формулы сокращенного умножения».  2  вариант

Примените формулы сокращенного умножения и выберите правильный ответ.

1.  (3х+4)2

 Ответы:           а) 9х2+16;                       б) 9х2+24х+16;                в) 9х2+12х+16.

 

2.  36х2-25

Ответы:            а) (5-6х)(5+6х);              б) 6х2-5;               в(6х-5)(5+6х).

   

3.  (7-а)(а+7)

Ответы:             а) 49-а2;                          б) а2-49;                            в) а2+49.

4.  27-а3 с3

Ответы:             а) (3-ас)(9+6ас+а2с2)      б) (3+ас)(9+6ас+а2с2)      в) (3-ас)(9+3ас+а2с2)

 

5.  (40+1)2

 Ответы:               а)  1521                             б)  1681                               в) 1601

6. 652

Ответы:                а) 3625                              б) 4225                               в) 3025



    (Самопроверка, ответы выведены на экран)    

6 верных- 5 баллов

5-4 верных-4 балла  

3 верных -3 балла
меньше 3 верных –0 баллов.                                                  


5)Физкультминутка

Наверное, пришла пора разминаться? Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка. Учитель называет числа или буквенные выражения. Если звучит число, являющееся квадратом какого-либо числа, то дети хлопают в ладоши 2 раза, если кубом – 3 раза, если одновременно и квадратом и кубом -4 раза,  иначе смотрите на соседа и – улыбаетесь.

4; 27; 8; 1; 15; 49.

 МОЛОДЦЫ! А сейчас закройте глаза и кончиком носика по воздуху напишите слово математика. Садитесь.

Выдающийся физик Альберт Эйнштейн – основоположник теории относительности - говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».

Вот и займёмся уравнениями.  

Выполним №33.43(в)-44(в)



 

6. Итог урока. 

– Ребята! Наш урок подошел к концу.

Подведем итог: Для чего нужны формулы сокращенного умножения?

        Каждый ученик сегодня принимал участие в уроке. Сегодня, выполняя разнообразные задания, вы иногда допускали ошибки. И это неудивительно, любой человек не застрахован от ошибок, особенно, когда он только учится овладевать какой-либо наукой. Важно вовремя найти и исправить эти ошибки, понять, почему они появились, и стараться впредь не допускать их.



7) Д.з: повт.п33: 43-45(б), придумать по 2 примера на применение формул квадрата суммы и квадрата разности с обыкновенными дробями и смешанными числами.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Алгебра

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Формулы сокращенного умножения"

Автор: Быкова Алена Викторовна

Дата: 25.06.2025

Номер свидетельства: 672279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "конспект урока Формулы сокращенного умножения"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokaformulysokrashchiennoghoumnozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "292048"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455209733"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока.  Формулы сокращенного умножения. "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-formuly-sokrashchiennogho-umnozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "160421"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422036215"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока "Формулы сокращенного умножения" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-formuly-sokrashchiennogho-umnozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "118439"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413134495"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока "Формулы сокращенного умножения. Квадрат двучлена" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-formuly-sokrashchiennogho-umnozhieniia-kvadrat-dvuchliena"
    ["file_id"] => string(6) "150500"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420486739"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока на тему "Формулы сокращенного умножения""
    ["seo_title"] => string(58) "konspekt_uroka_na_temu_formuly_sokrashchennogo_umnozheniia"
    ["file_id"] => string(6) "496556"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1548096803"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства