Цель урока: вывести общую формулу нахождения корней квадратного уравнения, формировать умение ее использовать. Вывод даётся в сравнении решении конкретного квадратного уравнения и параллельно решение в общем виде. Дети поняли как решать полные квадратные уравнения. Цель урока достигнута.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Для мотивации изучения общей формулы корней квадратного уравнения достаточно обратить внимание учащимся на два момента: 1) решение квадратного уравнения выделением квадрата двучлена часто приводит к громоздким преобразованиям; 2) каждый раз, решая квадратное уравнение данным приемом, мы повторяем одни и те же шаги (алгоритм). Указанные пункты позволяют предположить, что можно провести рассуждения о решении квадратного уравнения приёмом выделения квадрата двучлена для уравнения общего вида. Для наглядности и осознанности восприятия процесс вывода формулы корней квадратного уравнения разобьём на несколько шагов, записывая при этом на доске и в тетрадях решение конкретного уравнения и уравнения общего вида.
2х2 +3х +1 = 0
ах2 +бх + с = 0
Шаг 1. Преобразуем уравнение в приведенное.
х2 + х + = 0
х2 + х + = 0
Шаг 2. Представим второе слагаемое в виде удвоенного произведения, в котором один из множителей есть х.
х2 + 2 х + = 0
х2 + 2 х + = 0
Шаг 3. Прибавим к левой части уравнения выражение ()2 и вычтем его.
х2 + 2 х + - + = 0
х2 + 2 х + ()2 _ ()2 + = 0
Шаг 4. Выделим квадрат двучлена.
(х + )2 - = 0
(х + )2 - + = 0
Шаг 5. Решим полученное уравнение.
(х + )2 = х + = или х + = - х = - или х = - 1
(х + )2 =
Заметим, что в левой части уравнения находится квадрат выражения (двучлен). Количество корней уравнения зависит от знака правой части уравнения. Более того, 4а2 0 для любого а0,значит для решения важен только знак выражения б2 – 4ас. Так появилось понятие дискриминанта. Его обозначим буквойD. «Дискриминант» в переводе с латинского – различитель.
D = б2 – 4ас
- дискриминант квадратного уравнения
Найдем чему равны корни квадратного уравнения в общем виде:
(х + )2 =
(х + )2 =
Х1 = и Х2 =
Принята следующая краткая запись:
Х1,2 = , где D = б2 – 4ас
- формула корней квадратного уравнения
Рассмотрим теперь различные всевозможные случаи в зависимости от значения D.
1). Если D0, то уравнение ах2 + бх + с =0 имеет два корня Х1,2 =
2). Если D = 0, то уравнение ах2 + бх + с =0 имеет один корень Х =
3). Если D0, то уравнение ах2 + бх + с =0 не имеет корней.
Запишем алгоритм решения квадратного уравнения вида ах2 + бх + с =0:
1) Выпишем коэффициенты квадратного уравнения.
2). Вычислим дискриминант и сравним его с нулём.
3). Если дискриминант положителен или равен 0, то воспользуемся формулой корней, если дискриминант отрицателен, то записать, что корней нет.
Найдем его в учебнике и прочитаем.
6). Первичное закрепление изученного материала.
Пример 1. Решим квадратное уравнение 12+ 7х + 1 = 0 Выпишем коэффициенты: а = 12, б = 7, с = 1 Найдём дискриминант: D = в2 – 4ас = 72 – 4 121 = 49 – 48 = 10, значит уравнение имеет два корня.