Деловая игра «Строитель».
Выполнила:
Никифорова Ирина Геннадьевна,
учитель математики МАВСОУ ВСОШ
г.Старая Русса Новгородской области,
высшая квалификационная категория
Старая Русса
2014 г.
Тема: «Площади многоугольников».
Цель урока: усвоение учащимися формул для вычисления площадей параллелограммов, треугольников, трапеции и применение полученных знаний к решению практических задач.
Воспитательная цель: ориентирование учащихся на профессию строителя.
Ход урока:
1. Доклад об одной из наиболее распространенных строительных профессий – столяра.
Строительное производство сегодня – это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовляемых заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных – раскрой пиломатериалов, на фуговальных – строгание, на долбежных и шипорезных – выдалбливание гнезд и зарезание шипов у заготовок.
Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т.д. Выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и организации строительного производства, умения читать чертежи. Профессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.
2. Учитель: Сегодня все ученики будут выступать в роли строителей. Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося детского сада. Нужно произвести настилку паркетного пола в игровом зале размером 575см Х 800см.
Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобоких трапеций. Размеры плиток в сантиметрах указаны на рис. 1 (на доске).
Правила игры: Учащиеся разбиваются на три бригады. Избираются бригадиры. Бригадам раздаются задания для бригад:
Первая бригада – столяры;
Вторая бригада – поставщики;
Третья бригада – паркетчики.
Бригаде столяров нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров в таком количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток, и число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограммов и трапеций – одинаковое количество.
Бригаде поставщиков нужно доставить необходимое количество плиток на строительную площадку. Они рассчитывают это количество.
Бригаде паркетчиков, чтобы проконтролировать доставку, надо знать, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола.
Каждой команде раздаются карточки с заданиями
Задание 1.
S?, S , S вспомнить формулы, записать в тетрадях.
Проверка готовности команд - по одному человеку на доске записать формулы. Ответы оцениваются очками.
Задание 2.
Каждая команда приступает к практическим вычислениям.
Карточка 1.
Sзала = 575×800(см2) =
S? =
S =
S =
Вторая карточка дается бригаде после выполнения первого задания. Очки заносятся в таблицу.
Карточка 2.
1) Sполосы = 20×575(см2) =
2) Сколько треугольников в полосе?
3) Найдите по формуле число трапеций и параллелограммов в полосе:
(Sполосы – 2S?)÷S = (*)
4) Сколько трапеций в полосе?
(*)÷2 =
5) Сколько параллелограммов в полосе?
(*)÷2 =
6) Сколько полос в игровом зале?
Sзала÷Sполосы = (**)
Карточка 3.
1) Сколько понадобится треугольников для зала?
2×(**) =
2) Сколько понадобится трапеций для зала?
((*)÷2) × (**) =
3) Сколько понадобится параллелограммов для зала?
((*)÷2) × (**) =
Учитель: Правильно выполненные расчеты на практике помогают экономии материала.
Задание 3.
Ответьте на контрольные вопросы (по два вопроса каждой команде поочередно)
1. Чему равна площадь параллелограмма?
2. Чему равна площадь треугольника?
3. Чему равна площадь трапеции?
4. По какому принципу укладывали плитки в один ряд?
5. Как проводились вычисления площади одного ряда плиток?
6. Дайте краткую характеристику профессии столяра.
Заключение.
Подведение итогов игры.
Задания
Команды
Формулы
Карточка1
Карточка2
Карточка3
Вопросы
Итого:
Столяры
Поставщики
Паркетчики
Список использованной литературы:
1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия, 7-8-9: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. М., Просвещение 2008.
2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., Просвещение, 1990.
3. Козлова О.В., Разу Л.М. Деловые игры и их роль в повышении квалификации кадров. М., Знание, 1978.