Урок: «Деление десятичной дроби на натуральное число»
Урок: «Деление десятичной дроби на натуральное число»
Урок изучения нового материала по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число». Цели:
• Образовательная:
изучить и отработать алгоритм решения примеров по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число».
• Развивающая:
развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, установить межпредметные связи математики с географией.
• Воспитательная:
прививать интерес к математике, воспитывать чувства ответственности, коллективизма, трудолюбие, аккуратность, развивать общую культуру личности, экологическое воспитание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок: «Деление десятичной дроби на натуральное число» »
Урок: «Деление десятичной дроби на натуральное число»
Учитель математики
Стародубцева Елена Алексеевна
Курск, 2015г
Тема урока: «Деление десятичной дроби на натуральное число»
Тип урока:
Урок изучения нового материала по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число».
Цели:
Образовательная: изучить и отработать алгоритм решения примеров по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число».
Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, установить межпредметные связи математики с географией.
Воспитательная: прививать интерес к математике, воспитывать чувства ответственности, коллективизма, трудолюбие, аккуратность, развивать общую культуру личности, экологическое воспитание.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Дидактическое обеспечение урока: презентация “Деление десятичной дроби на натуральное число»” , отрывок из фильма «Озеро Байкал», веревочки на каждой парте, измерительные приборы , разноцветные оценки.
Ход урока.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте своего соседа по парте и гостей улыбкой!
Эмоциональный настрой на урок.
Дети, вам тепло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Только начался урок? (Да!)
Хотите учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
-Я желаю вам хорошего настроения и активной деятельности на уроке.
Мотивация урока. Слайд 1
Кто ничего не изучает,
Тот ничего не замечает.
Кто ничего не замечает
Тот вечно хнычет и скучает.
Поэт Р. Сеф
- А чтобы не было вам, ребята, скучно на уроке, каждый должен принимать активное участие. На данном уроке нам будет дано право сделать много открытий.
Устная работа Карточки
Задание. Слайд 2-4
1. Если ты на эти числа
Устремишь с вниманьем взгляд,
То найдешь закономерность
И продолжишь чисел ряд:
а) 1,2; 1,8; 2,4; 3… 3,6; 4,2
б) 9,6; 8,9; 8,2; 7,5… 6,8; 6,1
в) 0,9; 1,8; 3,6; 7,2… 14,4; 28,8
2. Выполните действия:
2,5 – 1,60,9
2,7 + 1,64,3
0,55 + 0,45 1
4 – 0,8 3,2
4,71 *10 47,1
1,6 * 58
1,2 *33,6
3,2 *100320
0,3 * 2 0,6
Первые примеры связаны со сложением и вычитанием десятичных дробей. Вспомним правило: Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:
уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
выполнить сложение (вычитание),не обращая внимание на запятую;
поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Следующие примеры связаны с правилом умножения десятичной дроби на натуральное число: Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:
1) умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую,
2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
Чтобы умножить десятичную дробь на10,100,1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы.
- Рассмотрите внимательно изображения озера на слайде 5. Это озеро близко сердцу каждого русского человека, является жемчужиной России. Что же это за озеро? Да, это озеро Байкал.
(Идет отрывок фильма об озере Байкал) на 2,13остановить
- Какова же природа озера Байкал?
-Что вы увидели на кадрах этого фильма?
-Очень часто, когда люди путешествуют по озеру Байкал им не обойтись без веревки , так как по берегам расположены горы.
Лабораторная работа. Объяснение нового материала. Слайд 6
Учитель:
На ваших столах лежат веревочки, вы работаете в парах. Измерьте длину веревки в миллиметрах и результат запишите в тетради.
Вы могли получить разные результаты измерения, договоримся, что длина веревки 116мм.
-Очень часто необходимо поделить веревку на части.
-Как можно разделить веревку на четыре равные части, не имея измерительных приборов? Веревку можно сложить пополам, а потом еще пополам.
Выполним деление:
116: 4 =29 (мм)
- Мы разделили натуральное число на натуральное.
- Давайте попробуем записать деление столбиком.
(на доске записано деление столбиком – подробно.)
Задача. Длина веревки равна 11,6 см. Как разделить веревку на четыре
равные части?Слайд 7
А умеем ли делить десятичную дробь на натуральное число?
Переведем числа 116 мм и 29 мм в сантиметры.
Сколько в 1 см мм? 1см = 10 мм.
11,6: 4=2,9 (см)
Было деление натуральных чисел, а стало деление десятичной дроби на натуральное число.
Чем же отличаются эти правила?
При делении десятичной дроби на натуральное число важную роль играет постановка запятой, она ставится, когда закончится деление целой части.
Вопросы: Слайд 8
Определите тему нашего сегодняшнего урока?
А какие цели мы поставим?
Сегодня на уроке я хочу: Слайд 9
Узнать….
Научиться…..
Понять…….
Быть……
Тема урока: Деление десятичных дробей на натуральные числа Слайд 10
Цели и задачи:
Изучить правило деление десятичных дробей на натуральные числа.
Научиться выполнять деление десятичных дробей на натуральные числа.
Ребята! А кто из вас может придумать правило? Слайд 11
Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число надо:
разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую;
2) поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части.
Если целая часть меньше делителя, то частное начинается с нуля целых:
Стихотворение о запятой: Слайд 12
Солнце всходит,
скрылась ночь,
Запятая встать не прочь.
Целую разделишь часть –
Запятой не дай пропасть,
Ставь ее и часть потом
Дробную дели с трудом,
Потому что без труда
Не разделишь никогда!
Закрепление нового материала. Слайд 13
Отработаем это правило на примерах:
Вычислите устно:
7,6 : 2 = 3,8 0,8 : 4 = 0,2
1,4 : 7 = 0,2 1,8 : 4 = 0,45
6,3 : 3 = 2,1 3,9 : 3 = 1,3
Решение и запись примеров из учебника
№ 798(а)
Вторая часть правила (если целая часть меньше делителя).
№ 798(б)
Представьте дробь 142 в виде десятичной. (28,4)
5
Физминутка
Рассмотрим следующий слайд. На нем изображены коренные обитатели озера Байкал – морские котики.
Задача №1. Слайд 15
Мировые запасы пресной воды составляют 115 миллионов тонн (0,115 млрд. т). В озере Байкал находится одна пятая мировых запасов пресной воды. Сколько миллиардов тонн пресной воды содержится в озере Байкал?
Чтобы решить эту задачу, надо найти одну пятую от числа 0,115.
0,115:5=0,023 (млрд. т)
Ответ: 0,023 миллиардов тонн.
Если мы рассмотрим следующий слайд 16, то увидим что озеро Байкал не похоже на спокойное озеро, а напоминает море . Так происходит потому, что озеро Байкал – самое глубокое озеро земного шара.
Глубина озера Байкал 1642 метра.
Задача№2. Слайд 17
У одного из островов глубина озера Байкал 1,61км, а глубина Ладожского озера в 7 раз меньше. Найти глубину Ладожского озера.
1,61:7=0,23(км)=230 (м)
Ответ: 230 метров.
Самостоятельная работа. Слайд 18
Выполните действия, выберите букву и получите название рыбы, которая водится только в озере Байкал.
72,8: 8 = 9,1 0,03 - ь
5,1:17 = 0,3 5,3 - у
26,5:5 = 5,3 9,1 - о
1,6: 8 = 0,2 0, 2 - л
0,48: 16 = 0,03 0,3 – м
Эта рыбка называется омуль, она водится только в озере Байкал, это необычно нежная и приятная на вкус рыба, а также водятся в озере сиг, осетр, хариус.
Загадки озера Байкал Слайд 19
Сегодня вы, пятиклассники, но в будущем, может быть, кому-то из вас предстоит разгадать загадки озера Байкал. Каждый год, как только на озере появляется лед, можно на его поверхности увидеть круги различных размеров. На слайде вы видите это. Существует много версий этой загадки: инопланитяне рисуют их на льду, подводные течения оказывают влияние на это явление, состав воды позволяет делать рисунки.. Но пока природа этого явления не разгадана.
Экологические проблемы
С озером Байкал связана большая экологическая проблема. На нем построен целлюлозно - бумажный комбинат, жители загрязняют берега озера, когда приезжают на отдых.
Слайд 20
Царь среди других озер,
В царстве солнца, леса, гор,
Властвует Байкал Богат-
всех поить, кормить бы рад
Но не понимают люди,
Что Байкал пустыней будет,
Умирает сильный царь,
Лес не тот, который в старь,
А в хрустальнейшие воды
Грязь сливают и отходы,
Гибнет рыба, зверь и птица
Отравляется водица…..
Мне об этом рассказал
Славный царь озер Байкал.
Он просил, ребята вас
Помогать ему сейчас!
А вы, когда приходите на озера, всегда ли убираете за собой, приводите в порядок берега. Ведь у нас много красивых озер!
Домашнее задание Слайд 2 1
№797, № 802
* Используя любую карту ( зная ее масштаб ) определите длину и ширину озера Байкал .
Итог урока:
- Сегодня на уроке: Слайд 22
Я узнал……
Я научился…..
Я понял…..
Я был……
Сегодня на уроке мы совершили много открытий: изучили правило деления десятичной дроби на натуральное число (повторить правило), узнали название рыбки , которая водится только на озере Байкал , узнали, что озеро Байкал – самое глубокое озеро земного шара, и оно таит в себе много неразгаданных тайн.
Притча:
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».
-Ребята! Давайте мы попробуем оценить каждый свою работу за урок.
Слайд 23
Дети на доску вешают свои оценки. Звучит песня «Священный байкал».
Поблагодарим друг друга за хорошую работу аплодисментами.