kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" методом укрупнения дидактических единиц. Параллельно изучаются определения арифметической и геометрической прогрессий, формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, характеристические свойства и формулы суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Арифметическая и геометрическая прогрессии"»

Конспект урока алгебры. Тема урока: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Учебник: Мордкович А.Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009.

Алгебра. 8 класс. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений [А.Г.Мордкович и др.]; под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.



Учебная задача: выявить особый вид числовой последовательности: арифметическую и геометрическую прогрессии, дать им определения, вывести формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, выявить свойства арифметической и геометрической прогрессии на основе аналогии.



Диагностируемые цели:

В результате урока ученик:

- знает: определение арифметической прогрессии, определение геометрической прогрессии; рекуррентную формулу n-ого члена арифметической прогрессии, рекуррентную формулу n-ого члена геометрической прогрессии; характеристическое свойство арифметической прогрессии и его доказательство; характеристическое свойство геометрической прогрессии и его доказательство; формулу n-ого члена арифметической прогрессии, формулу n-ого члена геометрической прогрессии;

- умеет: формулировать определение арифметической прогрессии, формулировать определение геометрической прогрессии; применять рекуррентную формулу n-ого члена арифметической прогрессии; применять рекуррентную формулу n-ого члена геометрической прогрессии; формулировать и доказывать характеристическое свойство арифметической прогрессии, формулировать и доказывать характеристическое свойство геометрической прогрессии;

- понимает: что арифметическая и геометрическая прогрессии являются числовыми последовательностями; взаимосвязь понятий арифметической прогрессии и среднего арифметического, взаимосвязь понятий геометрической прогрессии и среднего геометрического; аналогию определений и свойств арифметической и геометрической прогрессий; что характеристическое свойство арифметической прогрессии является критерием (свойством и признаком), что характеристическое свойство геометрической прогрессии является критерием (свойством и признаком); как были получены формулы n-ого члена арифметической и геометрической прогрессии.



Методы обучения: укрупнение дидактических единиц, проблемное изложение и репродуктивный.



Средства обучения: мел, доска, тетрадь, ручка, канва-таблица.



Форма работы: фронтальная.

Структура урока:

1. Мотивационно-ориентировочный этап – 10 мин

2. Содержательный этап – 30 мин

3. Рефлексивно-оценочный этап – 5 мин


Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть! Сегодня на уроке мы окунемся в удивительный мир математики и, как всегда, узнаем что-то новое.


Актуализация:

На доске записаны следующие числовые последовательности:

  1. 1, 2, 3, 4, 5,…

  2. 4, 9, 16, 25, 36, …

  3. 5, 3, 1, -1, -3, …

  4. -32, 16, -8, 4, -2, …

  5. 0, 0, 0, 0, 0, …

  6. 1, 1, 1, 1,…

На прошлом уроке вы изучали тему «Числовая последовательность». Какие способы задания числовой последовательности вы знаете?

Рекуррентный и формулой n-го члена.

Какой способ задания последовательности называется рекуррентным?

Рекуррентный – способ задания последовательности, при котором вычисление (n+1)-го члена последовательности производится через предыдущие n членов.

На доске записаны числовые последовательности. Запишите для каждой из них, какой формулой она задана:

  1. 1, 2, 3, 4, 5,…

  2. 1, 4, 9, 16, 25, …

  3. 5, 3, 1, -1, -3, …

  4. -32, 16, -8, 4, -2, …

  5. 0, 0, 0, 0, 0, …

  6. 1, 1, 1, 1,…




Какие из данных числовых последовательностей заданы рекуррентной формулой, а какие формулой n-го члена?

Рекуррентной формулой: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9.

Формулой n-го члена: 1, 3, 6.

Рассмотрим последовательности, заданные рекуррентной формулой.

Как в первой последовательности связаны an и an+1 члены?

an+1 получается прибавлением к an единицы.

Как в четвертой последовательности связаны an и an+1 члены?

an+1 получается вычитанием из an двух.

Иначе говоря, an+1 получается прибавлением к an минус двух.


Как в седьмой последовательности связаны an и an+1 члены?

an+1 получается прибавлением или вычитанием из an нуля.

Как в девятой последовательности связаны an и an+1 члены?

an+1 получается прибавлением или вычитанием из an нуля. Или an+1 получается умножением или делением an на единицу.

Что объединяет эти последовательности? Как находится последующий член через предыдущий?

Последующий член получается из предыдущего прибавлением (вычитанием) одного и того же числа.

Рассмотрим остальные последовательности, которые заданы рекуррентной формулой. Как в них связаны последующий член и предыдущий?

Во второй последовательности an+1 получается умножением an на три.

В пятой последовательности an+1 получается умножением an на минус одну вторую или делением на минус два.

В восьмой последовательности an+1 получается умножением an на четыре.

В девятой последовательности an+1 получается умножением или делением an на единицу.

Как в этих последовательностях находится последующий член через предыдущий?

Последующий член получается из предыдущего умножением (делением) на одно и то же число.

Итак, мы разделили записанные на доске последовательности на три группы:

- те, в которых последующий член получается из предыдущего прибавлением одного и того же числа;

- те, в которых последующий член получается из предыдущего умножением на одно и то же число;

- заданные формулой n-го члена.

На сегодняшнем уроке и в дальнейшем мы будем изучать последовательности первых двух групп.


Мотивация

Не только в математике, но и на практике в жизни часто встречаются задачи, для решения которых используются такие последовательности, то есть последовательности, в которых каждый член равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом, либо умноженному на одно и тоже число.

Рассмотрим задачу: продолжительность года приблизительно равна 365 суткам. Более точное значение равно 365¼ суток, поэтому каждые четыре года накапливается погрешность, равная одним суткам. Для учета этой погрешности к каждому четвертому году добавляются сутки, и удлиненный год называется високосным. Например, в третьем тысячелетии високосными годами будут годы 2016, 2020, 2024, 2028, 2032…

Какая зависимость существует между последующим и предыдущим членами этой последовательности?

В этой последовательности каждый ее член, начиная со второго, равен предыдущему, сложенного с одним и тем же числом 4.

То есть an+1=an+4, где a1=2016


Рассмотрим следующую задачу:

Рассмотрим равносторонний треугольник со стороной 4 см. Построим треугольник, вершинами которого являются середины сторон данного треугольника. По свойству средней линии треугольника сторона второго треугольника равна 2 см. Продолжая аналогичные построения, получим треугольники со сторонами 1, ½, ¼ см и т.д. Запишем последовательность длин сторон этих треугольников:

4, 2, 1, ½, ¼, …








Какая зависимость существует между последующим и предыдущим членами этой последовательности?

В этой последовательности каждый ее член, начиная со второго, равен предыдущему, умноженному на одно и то же число ½.

То есть bn= ½ּ bn..

Действительно, в практических задачах часто встречаются выделенные нами первые две группы последовательностей. Поэтому мы будем изучать последовательности этих групп.


Постановка учебной задачи

И сегодня целью нашего урока является изучить эти последовательности: дать им названия, сформулировать определения и изучить их свойства.


II. Содержательный этап

Сначала будем рассматривать последовательности первой группы и заполнять первый столбец канвы-таблицы. В таких последовательностях каждый член получается из предыдущего, прибавлением к нему одного и того же числа. Это можно записать рекуррентной формулой: an+1=an+d, где d – некоторое число. Запишем это в канву-таблицу.

an+1=an+d, где d – некоторое число

Выразите из этой формулы число d. Запишем это в канву-таблицу.

d= an+1-an

Чему оно равно?


Разности двух соседних членов последовательности.

Поэтому d называют разностью. Отметьте это у себя в таблицах.

d= an+1-an - разность

Рассмотрим пример: Продолжите ряд: -10, -14, -18… Чему равно d?

d=-4

-10, -14, -18, -22, -26, -30, …

Обратимся к примерам, рассмотренным в начале урока. Чему равно d в последовательностях 1, 4, 7, 9?

1. d=1

4. d=-2

7. d=0

9. d=0

Чему равны первый, второй и третий члены последовательности 4?

a1=5, a2=3, a3=1

Как можно получить 3 из 5 и 1?


3 = (5+1)/2, то есть 3 – это среднее арифметическое чисел 5 и 1.

Таким свойством обладают любые три подряд идущие члена этой последовательности, начиная со второго. Давайте запишем это свойство в общем виде.

Если один из членов этой последовательности an, то какой для него будет предыдущим членом, а какой последующим?

an+1 – последующий для an

an-1 – предыдущий для an

Тогда получили три подряд идущих члена последовательности an-1, an, an+1. Как выразить an через два других члена?

Как вы думаете, почему первый член последовательности таким свойством не обладает?

Для него нет предыдущего.

Какое тогда условие накладывается на n в формуле?

Таким образом, an член этой последовательности есть среднее арифметическое его последующего и предыдущего членов. Поэтому данный вид последовательности получил название арифметическая прогрессия. Запишем заголовок первого столбца канвы таблицы «Арифметическая прогрессия» и название числовой последовательности в определении.

Заполняют заголовок первого столбца таблицы, полностью записывают определение арифметической прогрессии.

Полученная связь между членами арифметической прогрессии является ее свойством. Сформулируйте его и запишите в канву-таблицу.

Каждый член арифметической прогрессии а1, а2, а3,…,аn,…, начиная со второго, равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов:

Докажем это свойство. Для этого сначала запишите рекуррентную формулу для an и an+1 членов. Запишем это как первый пункт доказательства в канву-таблицу.

Как вы получили данные формулы?

Отметьте это в скобках.

1). an=an-1+d

an+1=an+d




Из определения арифметической прогрессии

Переходим ко второму пункту доказательства. Выразите из первого равенства аn-1

2). an-1= an- d

Заметим, что в формуле, которую требуется доказать, отсутствует d, а в числителе стоит сумма чисел an-1 и an+1. Как вы думаете, что нужно сделать с данными равенствами, чтобы получить искомую формулу? Запишите.

Нужно сложить эти равенства.

Записывают в таблицу:

2). an-1= an- d

+

an+1=an+d

________

an-1+ an+1= an- d+ an+d

an-1+ an+1=2* an

Какое еще действие нужно произвести, чтобы получить искомую формулу?

Разделить обе части равенства на 2.

Записывают:

an-1+ an+1=2* an

Для любого ли числа n справедлива полученная формула?

Нет, только для n, больших единицы.

Дописывают в канву таблицу n1.

Теперь рассмотрим последовательности второй группы. Определение и свойства этих последовательностей вводятся аналогично определению и свойствам последовательностей первой группы. В таких последовательностях каждый член получается из предыдущего, умножением на одно и то же число. Это можно записать рекуррентной формулой: bn+1=bn*q, где q – некоторое число. Запишем это в канву-таблицу во второй столбец.

bn+1=bn*q, где q – некоторое число

Выразите из этой формулы число q. Запишем это в канву-таблицу.

q= bn+1/bn

Всегда ли выполняется данное равенство?

Нет.

Почему?


Нельзя делить на ноль, поэтому bn не может быть нулем.

То есть ни один из членов такой последовательности не может быть равен нулю, а значит и bn+1 не равно нулю, поэтому и q не может быть равно нулю. Запишите эти условия в канву-таблицу.

q= bn+1/bn, q≠0, bn≠0

Число q называют знаменателем. Отметьте это у себя в таблицах.

q= bn+1/bn, q≠0, bn≠0 - знаменатель

Рассмотрим пример: Продолжите ряд: 1/5, -1, 5, … Чему равно q?

q=-5

1/5, -1, 5, -25, 125, -625…

Снова обратимся к примерам, рассмотренным в начале урока. Чему равно q в последовательностях 2, 5, 8, 9?

2. q=3

5. q=-1/2

8. q=4

9. q=1

Чему равны первый, второй и третий члены последовательности 8?

b1=1/121, b2=4/121, b3=16/121

Как можно получить 4/121 из 1/121 и 16/121. Проведите аналогию с заполнением первого столбца.

, то есть 4/121 – это среднее геометрическое чисел 1/121 и 16/121.

Таким свойством обладают любые три подряд идущие члена этой последовательности, начиная со второго. Как это свойство запишется в общем виде через bn-1, bn, bn+1 ?

Всегда ли справедлива эта формула?

Нет, только для bi0 , n1

Почему?

Корень можно извлечь только из неотрицательного числа. Для первого члена последовательности нет предыдущего.

Какое тогда условие накладывается на bi в формуле?

, n1

Итак, bn член этой последовательности есть среднее геометрическое его последующего и предыдущего членов. Поэтому данный вид последовательности получил название геометрическая прогрессия. Запишем заголовок второго столбца канвы таблицы «Геометрическая прогрессия» и название числовой последовательности в определении.

Заполняют заголовок второго столбца таблицы, полностью записывают определение геометрической прогрессии.

Полученная связь между членами геометрической прогрессии, как и для арифметической, является ее свойством. Сформулируйте его и запишите в канву-таблицу.

Каждый член геометрической прогрессии b1, b2, b3,…,bn,…, начиная со второго, равен среднему геометрическому двух соседних с ним членов:

, n1

Докажем это свойство аналогично свойству арифметической прогрессии.

1). bn=bn-1*q

bn+1=bn*q (из определения геометрической прогрессии)

2). bn-1= bn/q

*

bn+1=bn*q

________

bn-1* bn+1=

, n1

Итак, для арифметической и геометрической прогрессий сформулированы аналогичные свойства. Давайте сформулируем обратные утверждения для каждого из них и посмотрим, верны они или нет.


Рассмотрим сначала свойство арифметической прогрессии. Сформулируйте для него обратное утверждение.

Если в последовательности а1, а2, а3,…,аn,…, каждый член, начиная со второго, равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов:

,

то такая последовательность является арифметической прогрессией.

Как вы думаете, будет ли это утверждение верным?

Наверное, да.

Действительно, равенство

an-1+ an+1=2*an можно переписать в виде an-an-1= an+1 - аn, что означает, что разность между любым членом последовательности и предшествующим ему всегда одна и та же, а это означает, что задана арифметическая прогрессия. Таким образом, сформулирован признак арифметической прогрессии, запишите его в таблицу.

Записывают в первый столбец:

Если в последовательности а1, а2, а3,…,аn,…, каждый член, начиная со второго, равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов:

,

то такая последовательность является арифметической прогрессией.


Теперь рассмотрим свойство геометрической прогрессии. Сформулируйте для него обратное утверждение.

Если в последовательности b1, b2, b3,…,bn,…, каждый член, начиная со второго, равен среднему геометрическому двух соседних с ним членов:

, n1

то такая последовательность является геометрической прогрессией.

Как вы думаете, будет ли это утверждение верным?

Наверное, да.

Действительно, равенство bn-1* bn+1= можно переписать в виде bn/bn-1= bn+1/bn, что означает, что отношение любого члена последовательности к предшествующему ему всегда одно и то же, а это означает, что задана геометрическая прогрессии. Таким образом, сформулирован признак геометрической прогрессии, запишите его в таблицу.

Записывают во второй столбец:

Если в последовательности b1, b2, b3,…,bn,…, каждый член, начиная со второго, равен среднему геометрическому двух соседних с ним членов:

, n1

то такая последовательность является геометрической прогрессией

Раз для каждой из прогрессий верно прямое и обратное утверждение, можно сформулировать критерии арифметической и геометрической прогрессий. Данные критерии называются характеристическими свойствами арифметической и геометрической прогрессий соответственно. Сформулируйте их устно и запишите в канву-таблицу символьно.


Формулируют и записывают:

В первый столбец:

Числовая последовательность а1, а2, а3,…,аn,…, является арифметической прогрессией тогда и только тогда, когда каждый ее член, начиная со второго, равен среднему арифметическому предшествующего и последующего членов, то есть:

а1, а2, а3,…,аn,… - арифметическая прогрессия

Во второй столбец:

Числовая последовательность b1, b2, b3,…,bn,…, является геометрической прогрессией тогда и только тогда, когда каждый ее член, начиная со второго, равен среднему геометрическому предшествующего и последующего членов, то есть:

b1, b2, b3,…,bn,…, - геометрическая прогрессия , n1

Вновь рассмотрим определение арифметической прогрессии: заметим, что если заданы а1 и d, то остальные члены арифметической прогрессии можно найти по рекуррентной формуле аn+1=an+d. Таким способом нетрудно вычислить несколько первых членов последовательности, однако, например, для а50 уже потребуется много вычислений. Обычно для этого используется формула n-ого члена. Выведем ее для арифметической прогрессии.


Используя рекуррентную формулу, запишите 2-ой, 3-ий и 4-ый члены арифметической прогрессии.

а2=a1+d

a3=a2+d

a4=a3+d

Можно ли 3-ий член выразить через 1-ый?

a3=a2+d=a1+2d


Можно ли 4-ый член выразить через 1-ый?

a4=a3+d=a1+3d


Продолжая далее, таким способом можно выразить n-ый член арифметической прогрессии через первый член прибавлением к нему (n-1) раз числа d.

аn=a1+(n-1)d

Эта формула называется формулой n-ого члена арифметической прогрессии. Запишите ее в канву-таблицу.

Записывают в первый столбец:

аn=a1+(n-1)d

Рассмотрим применение формулы на примере: Дана арифметическая прогрессия, найдите а16, если а1=3, d=5.

Подставим известные величины в формулу n-ого члена арифметической прогрессии, получим: а16=3+(16-1)ּ5=3+15ּ5=78

Аналогично рассмотрим определение геометрической прогрессии: заметим, что если заданы b1 и q, то остальные члены геометрической прогрессии можно найти по рекуррентной формуле bn+1=bn*q. Таким способом нетрудно вычислить несколько первых членов последовательности, однако, например, для b25 уже потребуется много вычислений. Обычно для этого используется формула n-ого члена. Выведите ее аналогично формуле n-ого члена арифметической прогрессии. Запишите ее в канву-таблицу.

b2=b1*q

b3=b2*q=b1*q2

b4=b3*q=b1*q3

и т.д.

bn=b1*qn-1


Записывают во второй столбец:

bn=b1*qn-1


То есть n-й член геометрической прогрессии получается из первого члена умножением его (n-1) раз на q.


Таким образом, канва-таблица заполнена. На экране выводится заполненная канва-таблица

Учащиеся индивидуально проверяют заполненные таблицы.

III. Рефлексивно-оценочный этап

Какова была цель урока?


Изучить 2 особых вида числовых последовательностей: дать им названия, сформулировать определения и изучить их свойства.

Достигли ли мы ее?

Да.

Как мы ее достигли?

На конкретных примерах выявили особые виды числовых последовательностей. Дали им названия, сформулировали определения, сформулировали и доказали их свойства.

Как называются выделенные особые виды последовательностей?

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

Сформулируйте их определения и характеристические свойства.

Определения:

Числовая последовательность а1, а2, а3,…,аn,…, называется арифметической прогрессией, если для всех натуральных n выполняются равенство: an+1=an+d, где d – разность.

Числовая последовательность b1, b2, b3,…,bn,…, называется геометрической прогрессией, если для всех натуральных n выполняются равенство: bn+1=bn*q, где q – знаменатель.

Характеристические свойства:

Числовая последовательность а1, а2, а3,…,аn,…, является арифметической прогрессией тогда и только тогда, когда каждый ее член, начиная со второго, равен среднему арифметическому предшествующего и последующего членов, то есть:

а1, а2, а3,…,аn,… - арифметическая прогрессия

Числовая последовательность b1, b2, b3,…,bn,…, является геометрическая прогрессией тогда и только тогда, когда каждый ее член, начиная со второго, равен среднему геометрическому предшествующего и последующего членов, то есть:

b1, b2, b3,…,bn,…, - геометрическая прогрессия , n1

Домашнее задание: выучить канву-таблицу, подготовиться к зачету.

№№ 16.4 (в; г), 16.5 (в; г), 16.23 (в; г), 17.1 (в; г), 17.11 (в; г), 17.18 (в; г). (проговорить суть заданий)




Канва-таблица (заполненная)

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

Определение

Числовая последовательность

а1, а2, а3,…,аn,…

b1, b2, b3,…,bn,…

называется

арифметической

геометрической

прогрессией,

если для всех натуральных n выполняется равенство:

an+1=an+d,

bn+1=bn*q,

где

d- некоторое число

q-некоторое число

d= an+1-anразность

q= bn+1/bn, q≠0, bn≠0 – знаменатель

Свойство

Каждый член

арифметической

геометрической

прогрессии, начиная со второго, равен среднему

арифметическому

геометрическому

двух соседних с ним членов

, bi0 , n1

Доказательство:

1). an=an-1+d

an+1=an+d

(из определения арифметической прогрессии)

2). an-1= an- d

+

an+1=an+d

________

an-1+ an+1= an- d+ an+d

an-1+ an+1=2* an

, n1

1). bn=bn-1*q

bn+1=bn*q

(из определения геометрической прогрессии)

2). bn-1= bn/q

*

bn+1=bn*q

________

bn-1* bn+1=

, n1

Признак

Если в последовательности

а1, а2, а3,…,аn,…

b1, b2, b3,…,bn,…,

каждый член, начиная со второго, равен среднему

арифметическому

геометрическому

двух соседних с ним членов:

, bi0 , n1

то такая последовательность является

арифметической

геометрической

прогрессией.

Характеристическое свойство

Числовая последовательность

а1, а2, а3,…,аn,…

b1, b2, b3,…,bn,…,

является

арифметической

геометрической

прогрессией тогда и только тогда, когда

, n1

, bi0 , n1

Формула n-го члена

арифметической

геометрической

прогрессии

аn=a1+(n-1)d

bn=b1*qn-1



Канва-таблица (незаполненная)



Определение

Числовая последовательность

а1, а2, а3,…,аn,…

b1, b2, b3,…,bn,…

называется




если для всех натуральных n выполняется равенство:



где

d-

q-



Свойство











Доказательство:













Признак















Характеристическое свойство











Формула n-го члена









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Автор: Клементьев Валерий Сергеевич

Дата: 23.02.2016

Номер свидетельства: 297620

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Конспект урока "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_opriedielieniie_ghieomietrichieskoi_proghriessii_formula_n_gho_c"
    ["file_id"] => string(6) "370463"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481917653"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по математике на тему: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-arifmietichieskaia-i-ghieomietrichieskaia-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "115169"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411884612"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Формула суммы  n первых членов  конечной геометрической прогрессии"
    ["seo_title"] => string(70) "formulasummynpiervykhchlienovkoniechnoighieomietrichieskoiproghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "297802"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456239243"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Урок по теме "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_tiemie_opriedielieniie_ghieomietrichieskoi_proghriessii_formula_n_gho_ch"
    ["file_id"] => string(6) "370465"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481918092"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Алгебра 9 класс. "Геометрическая прогрессия""
    ["seo_title"] => string(51) "alghiebra-9-klass-gieomietrichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "253810"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447669701"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1880 руб.
2350 руб.
1700 руб.
2130 руб.
2110 руб.
2640 руб.
1670 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства