Тема урока: Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Усвоить понятие геометрической прогрессии, вывести формулу n-го члена геометрической прогрессии, применить на практике полученные знания.
Задачи урока: Образовательные:
- расширить и углубить знания о числовых последовательностях; ввести определение геометрической прогрессии и вывести формулу n-го члена геометрической прогрессии; ознакомить с понятиями возрастающей, убывающей и конечной геометрической прогрессии; показать практическое применение понятия геометрической прогрессии и формулы n-го члена при решении задач.
Развивающие:
- развить аналитическое и логическое мышление; развивать зрительную память и произвольное внимание; развивать интеллектуальные умения: сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, анализировать.
Воспитательные: воспитывать
- правильную самооценку; культуру общения; ответственность; аккуратность;
- взаимопомощь.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, репродуктивный.
Методическое обеспечение урока: учебник Латотина Л. А, Чеботаревский Б.Д. «Математика 9 класс»
Ход урока.
1.Организационный момент.
Эпиграф урока:
« Математические знания могут применяться умело с пользой лишь в том случае,
если они усвоены творчески»
А.Н.Колмогоров
Обьясняет, что учащихся ждут на уроке новые математические знания, исследования, интересные факты и открытия.
Познакомить учащихся с порядком работы на уроке. Сообщить тему урока, сформулировать совместную цель деятельности.
2. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний по темам: «Числовые последовательности», «Арифметическая прогрессия и ее свойства» - 3этап (5 минут).
1.Фронтальный опрос:
цель: подготовка к изучению нового материала на основе ранее изученного.
-Что называется числовой последовательностью?
-Назовите и охарактеризуйте способы задание числовой последовательности?
-Что называется разностью арифметической прогрессии?
-Какова формула n –го члена арифметической прогрессии?
-Приведите примеры арифметических прогрессий.
2.Самостоятельная работа (слайд 4):
цель: подведение к самостоятельному формулированию определения геометрической прогрессии путем создания проблемной ситуации.
-Вставьте в числовую последовательность число вместо вопросительного знака:
1) 7, ?, 13, 16
2) 15, 19, ?, 27
3. Изучение нового материала.
Известна задача-легенда, которая относится к началу нашей эры (встречается у ал-Беруни).
Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века и неудивительно, что с нею связаны различные придания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить.
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Царь Шерам позвал к себе изобретателя шахматной игры, своего подданного Сету, чтобы наградить его за остроумную выдумку.
Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя.
- Я желаю достойно вознаградить тебя.
Мудрец молчал.
- Я достаточно богат, чтобы исполнить твоё самое смелое пожелание. Назови награду, которая тебя удовлетворит.
- Повелитель,- сказал Сета,- прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничноё зерно, за вторую – 2, за третью - 4, за четвёртую – 8, за пятую – 16…
- Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зёрна за всё 64 клетки доски. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости.
Сета улыбнулся и покинул залу.
Отходя ко сну царь вспомнил об изобретателе шахмат и спросил:
-Унёс ли Сета свою жалкую награду?
- Повелитель,- ответили ему, математики твои трудятся без отдыха и надеются к рассвету закончит подсчёт.
Утром царю доложили, что число это так велико, что в его амбарах нет такого количества зёрен.
Здесь изложение легенды прерывается учителем, оставляя интригу для следующих уроков. Учащимся предлагается определить последовательность чисел и ее свойства.
? – Что за последовательность получилась?
1; 2; 4; 16; 32; 64; …
В этой последовательности каждый её член, начиная со второго, равен предыдущему, умноженному на 2. Такая последовательность называется геометрической.
Определение геометрической прогрессии.
Числовая последовательность b1 ; b2 ; b3 ;….; bn;… называется геометрической прогрессией, если для всех натуральных n выполняется равенство bn+1 = bnq, где bn ≠ 0, q – некоторое число, не равное нулю. q называется знаменателем прогрессии.
Свойство геометрической прогрессии.
bn+1 = bnq bn-1 = bn : q
Перемножим эти равенства
bn+1∙ bn-1 = (bnq) ∙ (bn : q) = bn2
Последовательность является геометрической прогрессией тогда и только тогда, когда квадрат каждого её члена, начиная со второго равен произведению двух соседних с ним членов.
- Если все члены прогрессии положительны, то т. е. каждый член, начиная со второго, равен среднему геометрическому двух соседних с ним членов.
- Этим объясняется название «геометрическая» прогрессия.
Формула n – го члена геометрической прогрессии.
bn+1 = bnq
b2 = b1q
b3 = b2q = b1q2
b4 = b3q = b1q3
…….
bn = b1qn-1
4. Практическое применение нового материала. Решение упражнений № 757, 759, 758(б,в), 760(г,д,е), 763, 770(б)
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Какие задачи стояли сегодня на уроке перед нами? Выполнили мы их?
-Что мы узнали о геометрической прогрессии?
-Какая числовая последовательность называется геометрической прогрессией?
-Какое число называется знаменателем геометрической прогрессии?
-Какова формула n – го члена геометрической прогрессии?
6. Домашнее задание. П.19. №№ 758(а), 760(а-в), 770(а).
7.Заключительный этап урока.