Просмотр содержимого документа
«"Уравнения. Решение уравнений путём подбора"»
Конспект открытого урока по математике во 2-м классе по теме "Уравнение. Решение уравнений способом подбора" (УМК "Школа России»)
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
– Начинаем наш урок математики. Давайте вспомним, какие математические задания и упражнения мы умеем выполнять? (Ответы учащихся.) – Достаточно ли этого для полноты нашего знания или существуют еще другие, неизвестные нам пока, задания? (Ответы учащихся.) – Хотели бы вы научиться новому? (Ответы учащихся.) – Мне очень приятно это слышать.
Ни к чему стоять на месте, От безделья скучать, Мы попробуем все вместе Что-то новое узнать. Всех внимательных, пытливых Важные открытья ждут. По дороге школьных знаний Всех к успеху приведут!
Под таким девизом и проведем этот урок. Начнем с устной работы.
– Проверьте свою работу и оцените себя. (учитель открывает закрытые в примерах числа, ученики проверяют свои результаты, оценивая себя знаками “-” и “+”)
– Кто нашел у себя ошибку? В каком примере? Объясните причину ошибки. Что необходимо сделать, чтобы избежать дальнейших ошибок? – А кто не ошибся? (Ответы учащихся.) – Выполним следующее задание. Разбейте записи на доске на две группы. Прокомментируйте свои действия.
19 + * = 21 в – 4 * – 5 = 20 11 + с х + 6 = 14
(Записи напечатаны на листах, дети распределяют их на группы “Примеры с окошком” и “Буквенные выражения”.)
– Как мы работаем с примерами “с окошком”? – Как мы работаем с буквенными выражениями? (Ответы учащихся.) – Все ли записи вы распределили? Где возникло затруднение? Почему вы затрудняетесь? – На что похожа запись х + 6 = 14 ? Что вы можете о ней сказать? Как мы можем ее назвать? (Ответы учащихся: В примерах “с окошком” мы подбираем число для составления верного равенства. В буквенных выражениях подставляем вместо буквы число и вычисляем значение выражения. Запись х + 6 = 14 похожа одновременно и на буквенное выражение и на пример с окошком. Эту запись можно назвать равенством, содержащим неизвестное число.) – Кто нам назовет тему нашего урока математики? Кто знает, как называются такие равенства в математике?(Ученики называют тему урока, учитель открывает тему на доске.) – Тема нашего урока – уравнение. Впервые сегодня мы знакомимся с ним. А в старших классах самые трудные задания вы будете решать с помощью уравнений. Еще 4000 лет назад их решали математики в Древнем Египте и в Вавилоне. – Сформулируйте задачи нашего сегодняшнего урока. (Ответы учеников.) – А моя учительская задача научить вас правильно работать с уравнениями.
3. “Открытие” детьми нового знания.
– Давайте осуществлять поставленные задачи. Внимательно посмотрите на данное уравнение. Что надо сделать, чтобы решить его? (Ответ учащихся: – Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным.)
– Методом подбора найдите это число. Докажите правильность ответа. (Ответы учащихся: – Это число 8. так как 8 + 6 = 14.)
– Что же вы сейчас сделали? (Ответ детей: -Решили уравнение.)
Попробуем сделать вывод. Уравнение – это… (учитель показывает знак “=”), которое содержит … (учитель показывает х) (учащиеся формулируют вывод).
– Что значит решить уравнение? (Ответ учащихся: – Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным.)
– Сравним свой вывод с выводом учебника на странице 68. (Учащиеся читают вывод вслух.)
– Правильность выполнения уравнения надо доказывать. Для этого выполняется проверка. Сегодня мы комментируем проверку устно, неизвестное число находим методом подбора.
Физкультминутка.
Рада я за вас, ребята! Нам сегодня повезло – Знаем мы, кто маскирует неизвестное число. Познакомьтесь, Мистер Х! (Демонстрация перчаточной куклы.) (Роль мистера Х выполняет учитель.) Встаньте с места. Руки вниз. Ноги шире, три, четыре. Руки вверх все поднимите – И меня изобразите. Покачайтесь влево, вправо. Сколько иксов! Просто браво! Вновь за парты сядем дружно, Нам решать заданья нужно!
4. Первичное закрепление.
– Потренируемся решать уравнения способом подбора. Выполняем №1 на странице 68 учебника. Первый и второй столбики делаем с комментированием. (Учащиеся у доски записывают уравнения, находят х подбором.)
– Третий и четвертый столбики решаем самостоятельно в парах, третий столбик комментирует первый вариант. Четвертый столбик – второй вариант. (Учащиеся работают в парах.)
– Проверяем выполнение задания. (Учащиеся комментируют решенные уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников.)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(Учитель работает с перчаточной куклой.)
– Вновь к вам Мистер Х с заданьем,
Отнесемся со вниманьем! “Я привел друзей с собою Два знакомых вам числа. (Показ карточек с числами 5, 15.) Вместе нас троих возьмите Уравненья запишите. Постарайтесь разные Придумать уравнения. Икс подбором В них найдите – Заслушаю все мнения!
(Учащиеся самостоятельно записывают уравнения с числами 5 и 15.)
– Проверьте свою работу. (Учитель открывает карточки с возможными вариантами уравнений.) – Оцените свою работу. Кому трудно было выполнить задание? Почему? – А кто выполнил все задания правильно? (Ответы учащихся.)
6. Включение в систему знаний и повторений.
– Как назовем данные записи на доске? (Ответ учащихся: – Уравнения.) – Найдите в данном столбике лишнее уравнение, решите его способом подбора. Выбор уравнения обоснуйте.
Х + 10 = 60 Х + 20 = 60 40 + Х = 60 Х + 30 = 60 Х + 40 = 90
(Учащиеся устно доказывают вариант своего выбора, после комментируют решение уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников.)
7. Рефлексия деятельности (итого урока).
– Какую тему сегодня на уроке мы изучали? – Вспомним, какие задачи мы поставили на уроке? – Выполнили мы эти задачи? – Оцените свою работу на уроке. (Высказывания учащихся.) – Что будут делать те ребята, которые испытывали трудности при работе с уравнениями? (Высказывания учащихся.) – Приготовимся к концу урока. Откроем дневники, запишем домашнее задание на пятницу: страница 69 учебника задание № 5, а также составить четыре своих уравнения – два на сложение и два на вычитание, найти в них Х способом подбора. – Наш урок окончен.