многозначных чисел, умения решать задачи.
понятия, устанавливать причинно-следственные связи.
взаимопомощи, воспитанию культуры труда.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. |
УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ |
А) «СЧЕТ» |
- Быстро и правильно складывать 2 однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение заданных чисел произвести двумя различными способами | - Один ученик работает на ноутбуке (около доски) |
а) Сумму чисел ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строчку ставят верхнее предыдущее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут число единиц. | - САМОПРОВЕРКА. 5 4 9 3 2 5 7 2 9 1 0 1 1 2 3 9 5 4 9 3 2 5 7 2 9 1 0 1 1 2 |
б) Сумму чисел ставят в нижнюю строчку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое | - САМОПРОВЕРКА. 5 9 4 3 7 0 7 7 4 1 5 6 1 7 8 5 3 9 4 3 7 0 7 7 4 1 5 6 1 7 8 5 3 8 |
Б) ЗАДАНИЕ «ЛУЧШИЙ СЧЕТЧИК «ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ» |
- На доске записаны четыре столбика примеров. Числа первого столбика являются результатами решенных дома примеров. Все числа закрыты. | 686 688 698 798 759 761 771 871 241 243 253 353 314 316 326 426 2000 2008 2048 2448 |
- Открываются числа первого столбика. | - Дети сигналят светофориками. |
- Сравните результаты решенных вами дома примеров с данными. У кого так? |
- Найдите сумму чисел первого столбика. | - Ответ дети записывают на индивидуальных досках и показывают учителю. |
- Как находили сумму чисел первого столбика? | - Заслушиваются разные приемы нахождения суммы данных слагаемых, выбирается наиболее рациональный. Доказывается его преимущество. 686 + 314 = 1 000 759 + 241 = 1 000 1 000 + 1 000 = 2 000 |
- Какие законы сложения использовали? | - Переместительный. - От перестановки слагаемых сумма не изменяется. - Сочетательный. Стоящие рядом два или несколько слагаемых можно заменить их суммой. |
- Не производя вычислений, найдите сумму чисел каждого столбика. Объясните. | - 2 008. Каждое число второго столбика увеличивается на 2, а чисел /слагаемых/ 4. Поэтому сумма увеличивается на 8. - 2 048. Каждое число третьего столбика увеличивается на 10, а чисел 4. Поэтому сумма увеличивается на 40. - 2 448. Каждое число четвертого слагаемого увеличивается на 100, а чисел 4. Поэтому сумма увеличивается на 400. |
- Что вы можете сказать про числа, являющиеся результатами всех 4-ех столбиков. | - ЧЕТНЫЕ ЧИСЛА. |
- Верно ли утверждение, что четные числа делятся на 2. - Докажите. | 2 000 : 2 = 1 000 2 008 : 2 = 1 004 2 048 : 2 = 1 024 2 448 : 2 = 1 224 | Устное объяснение |
- Установите сходство и различие между данными числами? - Вывод. Обобщение. - Что повторили, выполняя эти задания? | |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА |
РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ |
1/ На доске записаны примеры. Обратите внимание на результаты вычислений. Что вы можете сказать? 9 708 * 34 = 330.071 402 * 570 = 22 914 19 214 : 739 = 206 743 580 : 243 = 360 | - В вычислениях каждого примера допущены ошибки. а) Результат первого примера должен оканчиваться цифрой 2, так как 8 * 4 = 32 б) Результат второго примера должен оканчиваться цифрой 0, так как умножаем на 57 десятков. в) В результате третьего примера должно быть две цифры, так как первое неполное делимое 1 921. г) В результате четвертого примера должно быть 4 цифры, так как первое неполное делимое 743. |
2/ Решите данные примеры, записывая их столбиком в тетради. Примеры на деление решить с проверкой. 9 708 * 34 = 330072 402 * 570 = 229 140 19 214 : 739 = 26 739 * 26 = 19 214 – проверка 743 580 : 243 = 3060 243 * 3060 = 743 580 - проверка | - Четыре человека работают на индивидуальных досках. - Взаимопроверка. - Первый пример на деление подробно объясняет ученик |
- Верно ли суждение, что правильность выполнения действия деления можно проверить делением. | - Верно. Надо делимое разделить на частное. |
- Докажите. | - Выполняют самостоятельно в тетрадях. 19 214 : 26 = 739 |
3/ Вопрос: «Что еще можно узнать, используя запись умножения столбиком?» 9 708 * 34_ 38 832 + 291 24_ 330 072 - Работаем по группам. /Устно/ | а) Произведение чисел 9 708 и 34. б) Произведение чисел 34 и 9 708. в) Произведение чисел 9 708 и 4. г) Произведение чисел 9 708 и 3. д) Произведение чисел 9 708 и 30. е) Частное чисел 330 072 и 9 708. ё) Частное чисел 330 072 и 34. ж) Сумму чисел 38 832 и 29 124. з) Разность чисел 330 072 и 38 832. и) Разность чисел 330 072 и 29 124. |
ВЫВОД. ОБОБЩЕНИЕ. - Выполняя умножение и деление многозначных чисел, что вы должны хорошо знать? | а) Хорошо знать таблицы сложения и умножения однозначных чисел. б) Алгоритмы вычислений. |
IY. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ. ТЕКСТ ЗАПИСАН НА ПЛАКАТЕ. |
1/ Чтение, разбор и запись решения задачи. «Длина огорода прямоугольной формы 72 м.; ширина в 2 раза меньше. Овощами занято ¾ площади огорода, остальная часть – картофелем. Сколько квадратных метров огорода занято картофелем?» - Прочитайте условие задачи, сформулируйте вопросы по содержанию данной задачи. | - Дети работают по группам. а) Что обозначает число 72 в условии данной задачи? б) Что сказано про ширину огорода? в) Какая площадь огорода занята овощами? г) Что сказано про площадь, занятую картофелем? |
- Чтобы узнать, сколько м2 занято картофелем, что вы должны знать? | - Площадь всего огорода и площадь, занятую овощами. |
- Как найти площадь огорода? | - Найти длину и ширину и полученные числа перемножить. |
- Чему равна длина? | - Длина равна 72м. |
- Что сказано про ширину огорода? | - Ширина в 2 раза меньше длины. |
- Каким действием будете находить ширину огорода? | - Действием деления. |
- Теперь сможете определить площадь всего огорода? Как? | - Действием умножения. |
- Вы сказали, чтобы найти площадь, занятую картофелем, надо знать площадь, занятую овощами. Сможете ли вы найти площадь, занятую овощами? | - Действием умножения на 3 4 |
- Зная площадь огорода и площадь, занятую овощами, что можете узнать? | - Площадь, занятую картофелем действием вычитания. |
- Запишите решение задачи по действиям с пояснением. Группе слабых уч-ся даются карточки. 1/ : 3/ х 3 4 2/ х 4/ - | - Один ученик записывает решение задачи на индивидуальной доске. |
2/ Проверка решения задачи. | 1/ 72 : 2 = 36 (м) – ширина огорода 2/ 72 х 36 = 2 592 (м2) – площадь огорода 3/ 2 592 : 4 х 3 = 1 944 (м2) – занято овощами. 4/ 2 592 - 1 944 = 648 (м2) ОТВЕТ: 648 м2 огорода занято картофелем. |
3/ Задания по преобразованию задачи. - Сколько кг. картофеля собрали? - Сколько кг. свеклы собрали, если ею занято 1 часть площади огорода? 6 - Сколько кг. капусты собрали, если ею занято 1 часть площади огорода? 9 - Сколько кг. моркови собрали, если ею занято 1 часть площади огорода? 12 | - Учащиеся, чтобы ответить на вопросы, используют данные из таблицы, помещенной на доске. КУЛЬТУРА. УРОЖАЙ | с 1 м2 (кг) | Картофель | 4 | Капуста | 5 | Морковь | 4 | Свекла | 3 | Репа | 2 | Лук | 3 | Чеснок | 3 | Тыква | 3 | Огурцы | 3 | |
IY. ИТОГ УРОКА. ОЦЕНКИ. |
- Принес ли сегодняшний урок вам радость, доставил ли удовольствие? | - Урок был интересным, на уроке думали, рассуждали, добывали знания, узнавали новое. |